“Поговорим за жизнь” c Александром Ярошенко:

Он двадцать семь лет в инвалидной коляске, пятнадцать из которых не мог держать даже ложку. За это время был трижды женат, у него взрослая дочь и скоро будет внук. Его уважает весь город за характер и мужество. Он хозяин магазина и собственного слова, которое ценит выше всего в жизни. Курсант удачи

Андрей Бирюков родился в советском Райчихинске. Стандартный дом, обычный двор, школа-типовуха.

Спасибо матери с отцом: Андрей вырос ладным парнем почти двухметрового роста. Статный, широкоплечий. В школе учился хорошо, в хоккей играл просто блестяще. Музыкальная школа перед ним «капитулировала» с отметками хорошо и отлично. Других оценок жизнь ему просто не выставляла.

Аттестат зрелости ему вручали на центральной площади города! Такую честь тогда оказывали только отличникам.

В Дальневосточное высшее военное командное училище он поступил играючи. Физподготовку сдал на отлично, успешно сдал вступительные экзамены.

Учился блестяще.

– На первом курсе меня отпустили в краткосрочный отпуск, Новый год встречал с родителями. Для первокурсника это почти как космос, – улыбаясь, вспоминает он.

Бравый курсант великолепно играл на гитаре и фортепьяно. Имел музыкальный слух и раскатистый баритон. Офицеры в нём души не чаяли.

– Я очень хотел стать военным. Романтика службы Родине тогда не была пустым звуком, – говорит Андрей.

Московский омут

После окончания второго курса училища он с лучшим другом по курсантской роте стартанул в первое дальнее путешествие на другой конец страны – в Молдавию. Там у друга жили родственники. Парни мечтали о юге, солнце, молдавском вине и янтарном винограде. Ну ещё мечтали о любовной романтике… На их дворе стояла молодость.

В Москве у благовещенских курсантов была пара дней свободного времени. Решили искупаться на одном из подмосковных озёр.

Андрей нырнул и всё, что помнит – это боль, циркулярной распиливающая спину, и темноту пред глазами.

Его недвижимого привезла скорая в ближайшую московскую больницу.

– Мне повезло: меня блестяще прооперировал нейрохирург, который на второй день улетал в длительную заграничную командировку, – вспоминает Андрей.

Он очнулся после операции в больничной палате, пред глазами застыл линялый потолок. Его спортивное тело не слушалось вообще. Он умел только дышать, моргать и говорить.

Врачи ему отмерили двухлетний срок, сказали, что после таких переломов позвоночника человек может рассчитывать на динамику не ранее чем через два года.

– Я принял решение, что два года выдержу, а потом если что найду способ, как закончить эту жизнь, – грустно улыбается он.

В Москву прилетели родители. В палату вошли заплаканная мама и растерянный отец. Из кокона гипса на них смотрели полные боли глаза их Андрюхи.

После больницы его недвижимого привезли в родительскую квартиру окраинного Райчихинска. Медицина назначила ему бессрочную инвалидность, соцзащита снабдила простенькой до неудобности инвалидной коляской и велела ждать динамики.

Он на всю жизнь запомнил, как по приезде его пришёл проведывать один из друзей – первый спортсмен города. Андрей до сих пор с ироничной улыбкой вспоминает его поспешный уход. Парень просто растерялся, увидев обездвиженное тело некогда спортивного друга.

Но ему в этой жизни помогли только друзья. Их оказалось много и большинство из них попали в категорию настоящих.

Его на руках выносили с тесного плена коммунальной квартиры, садили в коляску, и они ехали по городу. В гости, к друзьям и знакомым. Просто прокатиться по улочкам родного города.

Первое время ему было очень неловко от людских взглядов, от адской смеси любопытства и жалости.

– Но я понимал, что, если замкнусь в себе, то погибну, – говорит Андрей.

Любовь на каблуках

Советское время он вспоминает с ностальгией. Тогда ему ежегодно давали бесплатную путевку в один из приморских санаториев, где было специализированное отделение для спинальных больных.

– Главное, что там было общение с такими же, как я. Там я брал уроки мужества. Помню, свела меня судьба с дядей Мишей, таким же колясочником. Я, пообщавшись с ним, жить захотел с утроенной силой, – улыбается Андрей.

В санатории он встретил свою будущую жену. Она катила на коляске своего мужа по санаторской аллее, Андрея везли навстречу. Они встретились глазами. Вспышка. И через несколько месяцев она приехала к нему в Райчихинск. Они ушли жить на съёмную квартиру, в самостоятельность.

Их жизнь была полна любви, от которой родилась дочка. Но через несколько лет они расстались: в один миг Андрей понял, что она его уже не любит, а просто жалеет. А чувство жалости к себе он не принимал никогда. Что угодно, только не жалость.

– Жить с колясочником, у которого даже толком руки не работают, очень трудно. Даже в чем-то невыносимо. Здесь вместо позвоночника должна быть любовь, – со знанием дела считает Андрей.

Как только стало возможно заниматься бизнесом, Андрей Бирюков стал одним из первых бизнесменов города угольщиков. Его дело было простым, но на тот момент очень востребованным. Он занимался записью и продажей аудиокассет. Записи с ритмами незатейливой попсы разлетались как горячие пирожки в базарный день. И приносили неплохую прибыль.

Тогда ему, инвалиду первой группы, была положена машина как одно из средств реабилитации. Друзья садились за руль, Андрей сидел в кресле пассажира. Они накручивали тысячи километров по области, развозя свой музыкальный продукт.

Андрей был и есть мозгом и рулевым своего бизнеса. Ну и что из того, что не ходят ноги? Ну и что из того, что совсем не слушаются руки? Что каждая ямка, и выбоина на щербатом асфальте током пронизывает всё тело, что коляска порой как обруч давит и каждый метр пути даётся невидимыми миру слезами.

– Всё держится на силе духа, и ты достигаешь той планки, которую себе поставил, – убеждён Андрей.

Счастливые глаза

Трёхкомнатная квартира на первом этаже типичной пятиэтажки – это результат многолетнего ремонта, когда под его чётким руководством «трёшку» собирали из двухкомнатной и однокомнатной квартир разместившихся на одной площадке. В квартиру ведут два входа: обычный через дверь и сваренный из металла пологий пандус для Андрея.

По квартире он передвигается на электроколяске.

– Коляска появилась в результате моего обращения к президенту России, чиновники наши никак не могут понять, что это мои ноги. Никто же не купит обувь на пару размеров меньше, а инвалиду можно предложить всё что угодно, – иронично улыбается хозяин квартиры.

Эта квартира – результат всей его не сломанной жизни. Несколько лет назад Андрей Бирюков открыл в Райчихинске два продовольственных магазина. Вернее сказать, магазинчика – небольших, где можно было купить недорогие продукты питания. Потом в этом районе открылся мощный дискаунтер, и один из магазинчиков сразу пал бездыханным в той неравной конкурентной войне. Второй еле-еле жив.

– На пенсию-то трудно жить, детям нужно помогать. Мужик должен зарабатывать деньги, в этом я точно убеждён, – говорит Андрей.

…В комнате сидела хрупкая рыжеволосая женщина и смотрела на Андрея полными любви глазами. Я не выдержал и выдохнул:

– Прости, но я не ожидал увидеть возле тебя счастливую женщину. Это не под силу порой тем, кто крепко стоит на обеих ногах…

Они переглянулись и улыбнулись.

Андрей с Ириной живут уже одиннадцать лет. Про любовь с первого взгляда говорить не хотят, но Андрей признался, что он её добивался. Ей многие говорили: ты за кого замуж собралась? Одумайся!

– В нём есть главное – сила духа. Он лидер, Вы можете не поверить, но рядом с ним я чувствую себя слабой женщиной. И спокойной, – улыбается Ирина.

От первого брака у него уже совсем взрослая дочь, скоро он станет дедом. Дочь Ирины –студентка одного из благовещенских университетов. Для него она просто младшая дочь.

…Простая до банальности человеческая история. Жёны, дети, бизнес, ремонты и трудности. Только всё в этой нетривиальности держится на колоссальной любви и воли. Позвоночник-то сломан уже почти как тридцать лет. Остался только дух и характер. За это земной поклон тебе, настоящий Человек.

Прямая речь

Андрей Тягло, депутат Райчихинского городского Совета

– Андрей Бирюков – это человек со стержнем. Интересный, неординарный. Он вызывает только одно чувство – чувство уважения. Он, по-моему, никогда ничего ни у кого не просил, всё в своей жизни создал сам. Согласитесь, это очень не просто, когда ты большую часть этой самой жизни провёл в инвалидной коляске. Его жизнь – пример для тех, кто стоит на ногах и плачет.

Александр Ярошенко

 

Источник новости: http://www.amur.info/column/2011/08/11/