“Поговорим за жизнь” c Александром Ярошенко:

Ему не было равных на старте. Он стартовал со скоростью ракеты, вырастил десятки чемпионов. Снискал любовь нескольких поколений амурских спортсменов и не имеет ни одной официальной награды.

В тапочках за рекордом

Его детство – окраина амурского города Белогорска. Когда Валентин появился на свет, город ещё носил «одноэтажное» название Куйбышевка-Восточная.

Половина его детства была соткана из бесконечных болезней: постоянные медотводы от прививок и обмороки во врачебных кабинетах.

Как-то соседские пацаны предложили бледному мальчику погонять с ними в футбол. Валентин на страх и риск размотал укутанное горло и встал на импровизированные ворота.

– После той азартной игры горло болеть престало в тот же день, – улыбаясь, вспоминает Валентин Николаевич Шкап.

С того дня малец «заболел» спортом. Бег, прыжки в длину и высоту – все стороны лёгкой атлетики ему были подвластны. Летние каникулы проводил на городском стадионе, зимой оттачивал бег и прыжки на щербатом полу школьного спортзала.

Мальчишка стремительно стал показывать незаурядные результаты.

Семиклассником он уже выиграл городские соревнования в беге на 60 метров. Бежал по неровному асфальту в тряпичных тапочках, которые накануне вечером сшила его мама.

В восьмом классе Валентин Шкап победил на областных и дальневосточных соревнованиях в беге на короткие дистанции. Как только спорт вошёл в его жизнь, ушли все болезни.

После окончания школы он подал документы в лётное училище, юноша мечтал о небе. Но не прошёл медкомиссию: у дальневосточного чемпиона врачи признали «нарушение сердечной деятельности».

Тогда Шкап подал документы в Благовещенский пединститут на факультет физвоспитания.

Все его студенческие годы – это служение спорту. Больше всего Валентину удавался бег на короткие дистанции. В 1960 году он стал обладателем областного рекорда в беге на шестьдесят метров его время 6,7 секунды. Это достижение по сей день стоит непобеждённым в таблице амурских рекордов.

Будучи студентом, он сделал предложение руки и сердца своей одногруппнице с ярким именем Идея.

– Ещё на вступительном экзамене по физике я горел синим пламенем, она меня выручила. С той минуты и запала в сердце, – признаётся он.

После окончания института молодую чету педагогов–спортсменов отправили работать в одну из отдалённых сельских школ.

Через пару лет Шкапу там стало тесно. В селе было маловато места для его разбегов и забегов.

Любовь людская

Супруги–спортсмены Шкап выбрали местом жительства город со звучным именем Свободный. Валентин Петрович стал работать тренером в детско-юношеской спортивной школе, его супруга – учителем физкультуры.

Его призвание – «королева спорта», лёгкая атлетика. Практически все грани её многоборья были ему подвластны. Бег, прыжки в длину и высоту, метание копья и диска – совсем этим тренер Шкап был на «ты».

Больше всего ему удавался бег на спринтерские дистанции. Спустя десятилетия, прошедшие с той поры, многие до сих пор помнят, как Валентин Шкап пружиной взлетал со старта. Едва секундомер начинал свой бег, как стрелка замирала. Финиш!

– Я сам не могу понять, как это у меня получалось, что-то в мозге срабатывало. Многие думают, что бег – это лёгкость. Но я никогда не ощущал эту лёгкость. Всё получалось на уровне полушарий мозга, – убеждён тренер.

У него была ещё одна фантастическая способность видеть в своих учениках то самое «зёрнышко», из которого потом получались рекорды и чемпионы.

– Самые вредные получались самыми способными. Эта закономерность неоспорима, –улыбается Валентин Петрович.

Советские годы были скудными на стильную спортивную одежду и обувь. Слово «импорт» было почти невыговариваемым. Тренер Шкап мог запросто подойти к воспитаннику и сказать: «Я тебе куплю польские кроссовки, только не ленись…» Его ученики до сих пор не могут понять, где он эти самые кроссовки доставал. Но слово держал всегда.

– Валентин Петрович мог подойти и сказать: «Прыгнешь выше головы – в щёчку поцелую». Поцелует он или нет, но прыгнуть хотелось после этого с утроенной силой, – вспоминает его воспитанница Людмила Берчанская.

У Шкапа была своя, ни на кого не похожая метода работы с детьми. Он практически никогда не показывал, как нужно делать то или иное упражнение или прыжок, тренер всегда объяснял всё на словах. Умел объяснить так, что воспитанники схватывали всё буквально на ходу.

– Когда ты показываешь, дети вольно или невольно тебя копируют, как ксероксы. И у них теряется их индивидуальность, – убеждён он.

Его метод работал. Воспитанники Шкапа обладатели более ста рекордов: от городских до всесоюзных.

Десятки выпестованных кандидатов и мастеров спорта – это тоже его биография.

В судьбе легендарного амурского тренера есть один курьёзный ньюанс. Его порядка десяти раз представляли к различным званиям и наградам. Инициаторами были родная спортшкола и городская власть. Но чиновники от спорта не наградили его ничем. Все ходатайства «дробились» на уровне властных коридоров областного центра.

– Да бог с ними, с побрякушками. Главное, что каждый мой день рождения телефон не замолкает. Ребятки мои звонят со всей страны, – рассекает он воздух широкой ладонью.

Выше болезни

Мастер по воспитанию чемпионов отдал спорту сорок три года тренерской работы. Был ещё полон сил и планов, но неожиданно стали сдавать его быстрые ноги.

Артрит суставов развился стремительно, врачи беспомощно разводили руками, пространно рассуждая о коварстве болезни. Доктора говорили о колоссальной нагрузке, которую он дал своим суставам.

За несколько лет один из самых быстрых людей Приамурья превратился в инвалида, с трудом передвигающегося по двору.

– Веришь, часто во сне вижу, что я бегу на дистанции. Никогда не думал, что меня подведут мои ноги, – с горечью признаётся Валентин Николаевич.

Но нужно знать характер Шкапа. Он не сдаётся болезни, а наоборот отвоёвывает себя у неё. Большую часть времени проводит в своём деревенском доме, недалеко от города. Козы, куры, огород – это его деревенская пастораль. Рыбалка, велосипед – это его главное лекарство от меланхолии.

– Я на велосипеде любой подъём беру просто играючи. Ноги крутят как миленькие, – хохочет он.

Десять лет назад его благодарные ученики пробили все чиновничьи препоны и организовали ежегодный областной легкоатлетический турнир имени Валентина Шкапа. Теперь каждую весну в Свободный съезжаются легкоатлеты со всего Приамурья. «Гвоздь» турнира – сам Шкап. Помолодевший, принаряженный он буквально скидывает с плеч десяток годков.

Его глаза загораются молодецким огнём, а его энергии снова завидуют уже дети и внуки его учеников.

– Понимаешь, это дороже любого ордена и звания. Когда твоё имя собирает спортсменов, когда снова ставятся рекорды, закаляется дух. Согласен со мной? – вопрошал меня Валентин Николаевич.

Я, не задумываясь, кивал головой.

…Остыл чай, в его деревенской избе было стыло, ранние сумерки тёмным крылом ложились на землю.

– Ты думаешь, я так и буду жить на пенсии? Нет, я обязательно вернусь на тренерскую работу. Болячку преодолею. Первично же не тело, а дух.

Всё, что получилось в жизни, только благодаря духу. И не умению ныть и отступать, – он сказал, как выдохнул.

Я похлопал его по плечу. Глухо хлопнул дверью. Шпак возьмёт и эту высоту. Не верите? Ну и зря…

Прямая речь

Ольга Дрейко, мастер спорта международного класса, обладательница кубка мира в метании копья:

– Я воспитанница Валентина Николаевича Шкапа и очень этим горжусь. Благодаря ему спорт стал моей судьбой, это уникальный человек, в которого были влюблены целые поколения детей. У него удивительная, не на кого не похожая метода работы с детьми, он способен дать крылья и веру в себя практически любому. В свободненской спортивной школе уже несколько десятилетий так и стоят непобитыми десятки рекордов, которые были достигнуты под тренерским руководством Валентина Николаевича. Заметила такую деталь, что некоторые тренеры сегодня даже копируют походку Шкапа. Его знаменитую «развалочку»…

Александр Ярошенко

 

Источник новости: http://www.amur.info/column/2011/04/04/