“Поговорим за жизнь” c Александром Ярошенко:

В амурском селе десять лет нет света, и за это время сюда не заезжал ни один чиновник. Власть проскакивала через сельскую улицу только проездом, без остановок. Здесь во тьме растут дети, для которых мультики роскошь. Здесь умирают фронтовики, рождённые в начале прошлого века, в эпоху электрификации.

Последний столб

Редакционная почта принесла десяток сумбурных строчек, говорящих о том, что в селе Лозовом десять лет нет света. Первая реакция на прочитанное – не может быть!

Лозовое – это амурское Подмосковье: четыре километра от автодороги Благовещенск –Белогорск. До ближайшего города двадцать километров добротного асфальта.

– В августе 2000 года непогода завалила один столб электролинии, ведущей на Лозовое. Энергетики его восстанавливать не стали, а остальные провода собрали на хранение. С тех пор мы так ничего добиться и не можем, – тихо говорит Ирина Богатырёва, глава Кустанаевской сельской администрации, в чьём ведении и находится «тёмная» деревня.

В доказательство своих слов глава показывает четыре объёмистых папки переписки с властными структурами: амурским правительством, районной администрацией и областными энергетиками. Ответы как под копирку: «Денег нет…» По ценам 2010 года на восстановление четырёхкилометровой линии электропередачи нужно порядка пяти миллионов рублей, которые регион, занимающий четвёртую строчку во всероссийском рейтинге по золотодобыче, не может найти на протяжении двух пятилеток.

Через три года беспросветной жизни пришли в Лозовое энергетики с пилами – ликвидировать оставшиеся столбы от ненужной уже линии электропередачи.

– Нам показали распоряжение районного главы. Он писал, что столбы опасны для жизни, рухнуть могут, – вспоминает житель Лозового Игорь Голик.

Один столб в Лозовом остался. Его отстоял фронтовик дед Захар Загребельский. Бравший Рейхстаг солдат не позволил пилить столб возле своей хаты. Оберегал его, как последний бастион.

– Дед родился в этой деревне в 1922 году, тогда уже горела «лампочка Ильича», а умер в 2005-м, во тьме. Он так хотел дождаться, когда в его хате свет дадут, но так и не дожил, – его внук Игорь глубоко затягивается сигаретой.

Покойный дед Захар был в течение пяти тёмных лет для Лозового как знамя борьбы за светлое будущее. Фронтовик надевал ордена и медали и стучался во властные кабинеты. Так, мол, и так, дайте свет в наши хаты. Страна в упор не видела своего героя…

Дети без света

Лозовое – деревня-кроха. Куцая улочка: пять жилых домов, семнадцать жителей, из которых четверо детей. Самая старшая из них четырёхлетняя Анжела Голик в своей хате света вдоволь никогда не видела. Бензогенератор, купленный её папой, работает в день не более трёх часов. Его сил хватает только на одну электролампочку, зарядку аккумулятора и на то, чтобы посмотреть немножко телевизор.

– Я люблю мультик про Машу и медведей, но его мне редко включают. Мама говорит, что дорого, – по-взрослому говорит Анжела.

Девочка страдает эпилепсией, приступы случаются чаще всего ночью. Помогают ей, как могут, при свечах и с помощью фонарика. Когда родители сами не могут помочь синеющему от удушья ребёнку, то вызывают скорую.

«В новогоднюю ночь деревня “шиковала”. Зажгли на ёлочках праздничные огни, телевизоры смотрели до трёх часов ночи»    
 
 

– Тогда генератор завожу, уколы при свечке ставить страшно, – говорит Игорь Голик.

Лозовое – село молодое и работящее. Живёт благодаря двум местным фермерам Виктору Полынскому и Игорю Серебреникову.

– Выращиваю тридцать голов герефордов, держал ещё порядка ста голов свиней. Но без света замучился, всех под нож пустил, – говорит Виктор Полынский.

У него есть более мощный бензогенератор, с помощью которого качают воду с тридцатиметровой скважины на нужды всех сельчан. Брошенные властью люди уже целое десятилетие нового, XXI века нанотехнологий выживают исключительно с помощью взаимовыручки.

В последнюю новогоднюю ночь деревня «шиковала»: до отказа зарядили старенькие аккумуляторы. Зажгли на ёлочках праздничные огни, телевизоры смотрели до трёх часов ночи. Такой праздник себе крестьяне могут позволить крайне редко.

– Чтобы генератор поработал три часа, нужно бензина примерно на триста рублей. При самой скромной экономии в месяц набегает 7 000 рублей только на бензин. Для нас это огромные деньги, – в один голос говорит деревня.

Ещё лозовские самым настоящим чудом считают, что в минувшее лето при сорокаградусном зное никто в деревне не отравился.

– Вы только представьте, как можно в такую жару продукты без холодильника хранить? Кормишь ребёнка и трясёшься от страха, заболит у него живот или нет, – говорит Ольга Зарубина.

Последней своей победой в Лозовом считают то, что отстояли село от надвигающегося весеннего пала. Огонь шёл полутораметровой стеной. Спасли сла-а-бенькие китайские генераторы и Господь Бог, в самые критические минуты сменивший направление ветра.

Заметил, что в Лозовом в каждом доме старинные иконы в красивых окладах. «Тёмные» люди…

Власть премированная

Белогорский район – середняк дальневосточной жизни. Населения примерно 23 тысячи человек, 30 населенных пунктов, годовой бюджет районного кошелька 300 миллионов рублей в год, из которых собственных средств порядка 10 процентов. За последние десять лет в районе сменились четыре главы (в области – девять губернаторов). Владимир Афанасьев возглавляет район три года, в Лозовом за эти годы не был ни разу.

– Я там бываю только проездом. Останавливаться не было острой необходимости. Жалоб и обращений от жителей не поступало, – на полном серьёзе говорит глава.

Нет, он знает, что в селе десять лет нет света и даже, по его словам, переживает по этому поводу.

– Я отвечаю только за свой период работы, что было до меня – не знаю. Мы ведём большую переписку по этому вопросу, и по плану в 2012 году туда должны провести свет, – бодро рапортует Афанасьев.

В конце 2010 года в Амурскую область пришли федеральные деньги в размере 34 миллионов рублей. Это областная власть выиграла грант «За эффективное управление». Во всероссийском рейтинге амурские чиновники умудрились занять 11 место. Все эти миллионы ушли на премирование «белых воротничков». Сколько из этих миллионов получил чиновник Афанасьев, выяснить так и не удалось. Эту информацию о бюджетных деньгах называют «служебной».

«Тёмная» история села Лозового отчётливо высветила паралич всех ветвей и ступеней местной власти. Её полную оторванность от реалий бытия, от людских проблем и забот. От земли, на которой нет света…

Прямая речь

Олег Кожемяко, губернатор Амурской области:

– Совершенно недопустимо, чтобы в ХХI веке люди жили без света. Эта проблема – безусловная обязанность органов государственной власти и лично главы Белогорского района. Узнав об этой истории от вас, я дал указание незамедлительно решить этот вопрос. Закуплены четыре дизельгенератора, в ближайшее время будет разработан механизм компенсации затрат на их заправку топливом. Думаю, что в скором времени мы решим вопрос об обеспечении Лозового постоянным энергоснабжением.

Александр Ярошенко

 

Источник новости: http://www.amur.info/column/2011/01/20/