Историки и журналисты Дальнего Востока завершают большое исследование развития банковского дела на берегах Тихого океана. При поддержке Сбера создано 2-х часовая аудио-экскурсия «Банки Дальнего Востока. Начало». О вертолетных деньгах на Чукотке, тонкостях инвестирования в исправительно-трудовых лагерях, условиях кредитования в Еврейской автономной области в начале ХХ века и быте банковских сотрудников рассказывают авторы большого историко-просветительского проекта
Историки и журналисты Дальнего Востока завершают большое исследование развития банковского дела на берегах Тихого океана. При поддержке Сбера создано 2-х часовая аудио-экскурсия «Банки Дальнего Востока. Начало». О вертолетных деньгах на Чукотке, тонкостях инвестирования в исправительно-трудовых лагерях, условиях кредитования в Еврейской автономной области в начале ХХ века и быте банковских сотрудников рассказывают авторы большого историко-просветительского проекта «Голос улиц». Прослушать все истории бесплатно можно на сайте проекта.
На адресных табличках зданий, связанных с развитием банковского дела на Дальнем Востоке, установлены QR-коды, считав которые можно узнать истории улиц, людей и предприятий. andnbsp;Банковская ветка в этом проекте стартовала в 2021 году. В семи населённых пунктах Дальнего Востока размещены адресные указатели с историей конкретных зданий – точек присутствия Сбербанка. За год от Анадыри до Владивостока историки рассказали о тайнах восьми зданий и сотен дальневосточников.
Китайские сейфы и их обитатели
Первая табличка с гидом появилась на главном художественном музее Приморья, который размещается в здании, построенном для Русско-Китайского банка. И сегодня здесь действует уникальное выставочное пространство – зал-сейф. Материал для этого этапа экскурсии подготовил известный в Приморье историк Сергей Корнилов.
Согласно воспоминаниям историка Бориса Полевого (не путать с писателем Борисом Полевым), его отец, сотрудник Геолкома, в первой половине 1920-х гг. работал во Владивостоке и семья Полевых проживала в квартире на верхнем этаже здания по 25 Октября, 12 (нынешнее здание Приморской картинной галереи). Из окна их квартиры был виден особняк семьи Бринеров, где в это время еще жили сами Бринеры и маленький Боря Полевой в подружился с Юлькой Бринером – обоим тогда было по пять-шесть лет. Они вместе катались на санках с горки по улице 1-й Морская (она пересекала улицу 25-го Октября сверху вниз) и бегали в кинотеатр «Арс» смотреть «фильмы про индейцев».
Пока будущий обладатель Оскара покорял горки Владивостока, на первом этаже здания выдавали и принимали деньги работники банка.
Тонкости кредитования в Биробиджане
— Когда ко мне обратились с предложением собрать материал о первой сберегательной кассе в Биробиджане, я не мог и представить, насколько это будет сложно, – вспоминает историк Борис Голубь. – Я обращался в архив, краеведческий музей, к старожилам, но нашёл только одну фотографию, где изображено деревянное здание с надписью на русском языке и идише «Государственная трудовая сберегательная касса города Биробиджана». От этой фотографии начался мой поиск, который оказался для меня удивительным.
Двухэтажное здание с фотографии делили ключевые для переселенцев конторы: первый этаж занимала сберкасса, второй – центральная почта. Это образец классической для автономии архитектуры середины ХХ века.
Переселенцы прибывали в Биробиджан из различных уголков страны. Их не только перевозили за государственный счет, но и обеспечивали подъемными для обустройства на новом месте: до 300 рублей на каждого члена семьи. Квалифицированный работник в те годы в Биробиджане получал 400-500 рублей в месяц. А еще каждый переселенец мог получить государственную ссуду в размере 10 000 рублей. «Кредит» был целевой, потратить эти деньги можно было только на жилье или инвентарь, а вернуть заёмные деньги можно было в течение десяти лет.
В кирпичное строение сберкасса переехала только в 1967 году, когда началось строительство нового четырехэтажного здания почты и узла связи по проспекту 60-тилетия СССР. Деревянное здание с фотографии снесли в конце 1960-х годов. Однако вопрос остается открытым: когда и кто его построил?
Как копили в исправительно-трудовых лагерях
— Мы рады поддержать просветительский проект, который позволит жителям и гостям Магадана узнать больше об истории города, – отметил управляющий Северо-Восточным отделением Сбербанка Андрей Полищук.
Чтобы рассказать магаданцам банковскую историю севера, автор проекта Ольга Лопатникова провела расследование. В документах Магаданского областного архива Госбанк упоминается с 1933 года.
В объяснительной записке к смете административно-управленческих расходов указано: «До настоящего времени Отделение, помещаясь в здании дирекции Гостреста «Дальстрой», не несло никаких расходов по содержанию помещения и коммунальным услугам. С переходом в ближайшее время в специально приспособленное здание – эти расходы будут производиться». В 1937 году Государственная трудовая сберегательная касса открыла 11 счетов. Покупать в строящемся рабочем поселке было еще особо нечего: продукты, одежду, средства гигиены. Копить тоже пока было нечего.
Одна из первых сберкасс на Колыме располагалась в лагерном поселке на рудообогатительной фабрике печально известного рудника «Бутугычаг». Тогда же появилась лагерная зона и населенный пункт для вольных работников.
В своих исследованиях старший научный сотрудник сектора археологии и истории СВКНИИ ДВО РАН им. Н.А. Шило Игорь Бацаев рассказывает, что заключённым полагалось денежное вознаграждение, за вычетом расходов на содержание. По особым ордерам ЗК могли покупать в ларьках и на складах определённый набор товаров. Те, кто ударно трудился и заканчивал курсы мастеров, могли отправлять семьям деньги и получать посылки. Для осуществления переводов, безусловно, тоже нужны были сберегательные кассы. В 1937 году нормы ужесточили и премии понизили. При этом заключенные могли в качестве поощрения сниматься с котлового довольствия, получая взамен кормовые деньги и прикреплялись на бесплатное питание в столовых; иногда заключенным выдавали денежные авансы в счет заработка, а освободившиеся, которые оставались работать по вольному найму, могли получать авансы, чтобы съездить на «материк» за семьёй.
Если с тонкостями финансовых привычек магаданцев все ясно, то расположение первой кассы – загадка. Ольга Лопатникова прошла по цепочке отчетов и фотографий, фиксирующих частые переезды банковских сотрудников Магадана. А в 1991 году вокруг уже аварийного банковского здания разгорелся скандал. Проект рассказывает три версии появления сберкасс на Колыме. Какой из них верить – выберут сами участники экскурсии.
Валюта на Камчатке
— Адресный указатель проекта неспроста размещен на главном здании Сбербанка на полуострове. Наведя камеру на QR-код, все желающие смогут узнать, как выглядела первая сберегательная касса в городе и почему в регионе появились собственные камчатские деньги, – говорит управляющий Камчатским отделением Сбербанка Сергей Латышев.
Информацию для аудио-гида собирала журналист Елена Верещака. Много интересных фактов в экскурсию добавил Дмитрий Коростелев, бывший министр экономического развития и торговли Камчатского края.
Из 22 здания в Петропавловске-Камчатском 12 были отданы под проживание областных чиновников, а остальные – для их деятельности. В доме № 11 на Казначейской, кроме служебных помещений министерства финансов Камчатской области, расположилась сберкасса. Это единственное на всей улице строение с кирпичной пристройкой, которая подходила для хранения денег. На Камчатке не было производства стройматериалов. По мнению краеведа Ирины Витер, кирпич для денежного хранилища Сберкассы использовали, скорее всего, японский, доставленный из Владивостока. При этом остальные здания на Казначейской возводились из бруса американской сосны и канадского кедра.
После революции 1917 года на Камчатке, из-за нехватки денежной наличности, приняли решение выпустить во временное обращение камчатские деньги. Кроме них на территории региона в хождении находились рубли, американские доллары, японские йены, а также ценная пушнина. Полностью вытеснить прочую валюту и оставить советский рубль удалось только к 1926 году, когда в Петропавловске-Камчатском открылось Камчатское отделение Дальбанка.
Сейф истории
Исторический особняк в самом центре Николаевска-на-Амуре – один из немногих уцелевших после глобального пожара в 1920 году. Здесь находится краеведческий музей им. В.Е. Розова, а в начале XX века располагался первый на нижнем Амуре электрокинотеатр «Модерн», затем в нем работал торговый дом японского купца Симада, после чего здание было продано советскому правительству и на долгие годы стало главным финансовым учреждением Николаевска-на-Амуре.
— Символично, что здание нашего музея не только является хранилищем истории нижнеамурья, но и само является живой историей, поэтому мы с удовольствием приняли участие в проекте «Голос улиц». Благодаря уличной табличке, жители и гости нашего города могут начать знакомство с историей уже перед входом в музей, где у нас установлены экспонаты под открытым небом, – рассказала директор краеведческого музея им. В.Е. Розова Николаевского района Ольга Бабина.
Золото севера
В 20-е годы была создана сеть рабочих касс или филиалов отделения Дальбанка и налажен денежный поток в виде материальной помощи трудящимся Северо-Востока. Советское Правительство выделило 750 тысяч рублей золотом в 1921 году для приобретения продуктов и различных товаров. На Чукотке входили в оборот советские рубли. Они быстро стали единственной законной валютой. Местные жители получали их в качестве заработной платы и в обмен на промысловую добычу. В 1937 году в сберкассе Чукотского национального округа было 1929 вкладчиков. Через год их уже было 2471 и до 1942 года это число стабильно росло.
В 1945 году сеть сберегательных касс Чукотского автономного округа уже составляла 15 отделений. Окружная сберкасса находилась в Анадыре, в небольшом домике на косе Александра, где вместе с ней располагалось почтовое отделение окружного узла связи. Из 14 человек, положенных по штату, фактически работало девять: не хватало ревизора, инспектора, бухгалтера, старшего кассира и…ещё одного каюра.
Каюр в те годы очень востребованная и весьма специфическая профессия. В банковской системе Чукотки они выполняли роль инкассаторов. Излишним будет говорить, что эти должности занимали исключительно представители коренного населения. Собачьи упряжки обязательно входили в штат подразделений и сберегательных касс.
В условиях абсолютного бездорожья, частой пурги, сильнейших морозов, которые делали невозможной эксплуатацию техники, первые инкассаторы вынуждено передвигались исключительно на нартах. И ни в архивах, ни в людской памяти не сохранилось упоминаний о каких-то серьезных инцидентах с ценным грузом.
Добрый банк Благовещенска
Городской общественный банк Благовещенска начался сand#8230; благотворительности. 16 апреля 1869 года военный губернатор Амурской области И.К. Педашенко получил письмо от нерчинского купца А.А. Зензинова, который имел торговые предприятия на Амуре, и 5 000 рублей. Купец просил принять деньги и использовать их для «дела развития края». А.А. Педашенко предложил городской управе на эти деньги учредить городской общественный банк. Через месяц 262 выборщика от всех сословий городского общества подписали постановление об учреждении общественного банка, добавив ещё 5 000 рублей из городских средств. Первый в Амурской области банк открылся 19 января 1874 года, с 1891 года размещался в каменном здании городской управы (первое здание управы не сохранилось). На должность директора банка был избран купец второй гильдии Н.П. Бабинцев, товарищами директора Н.П. Бусыгин и М.П. Бородин.
Городской общественный банк помогал аккумулировать средства, что способствовало развитию экономики и позволяло финансировать неотложные потребности в чрезвычайных обстоятельствах вроде наводнений и эпидемий.
С 1959 года здесь работал Благовещенский электроаппаратный завод. В 1961 году на пожарной каланче была установлена первая передающая телевизионная антенна в Благовещенске. В настоящее время в здании бывшей городской управы располагаются коммерческие организации.
Об авторах
«Для работы в проекте мы привлекли в каждом регионе краеведов, действительно увлеченных историей своей малой родины. И уже в процессе подготовки материала видно, насколько это интересные и разные факты, отражающие всю палитру исторических красок в освоении нашего Дальнего Востока: тут и сохранившиеся особняки XIX века во Владивостоке и Благовещенске, и здания, построенные японцами в период Карафуто на Сахалине», – рассказал куратор проекта Алексей Елаш.
Восьмая часть проекта «Банки Дальнего Востока. Начало» откроется в Дальневосточной столице.
Историко-просветительского проекта «Голос улиц», который реализуется АНО «ДАРИБ» с 2019 года в нескольких городах Дальнего Востока. Партнером проекта выступает Дальневосточный банк Сбера. Уже сейчас рассказы о прошлом и настоящем городских улиц и зданий на нескольких языках доступны в 90+ точках, в разных населенных пунктах. Аудитория сайта streets.darib.ru превысила 87 тысяч просмотров.
— Это уникальный проект, ведь он представляет собой некий синтез современных технологий – смартфонов, QR-кодов и исторических фактов о зданиях нашего города. Есть и еще один момент, который очень импонирует нам: адресные таблички частично выполнены из переработанного пластика. Для этого используется вторсырье, которое жители города сортируют и сдают на переработку. К слову, это была наша инициатива, поскольку Сбер реализует практики эффективного использования ресурсов и рационального обращения с отходами, способствует развитию инновационных «зеленых» технологий и распространению стандартов минимального воздействия на окружающую среду», – рассказал управляющий Приморским отделением ПАО «Сбербанк» Сергей Радюшкин.
Источник новости: Amur.Info