Маньчжурский намордник для лошади и тунгусские рукавицы. В областном краеведческом музее открылась экспозиция, знакомящая с этнографическим наследием Приамурья

Открытие выставки «Забытое наследие. Экспедиция С. М. Широкогорова на Амур. 1915–1917 гг.» приурочили к 300-летию основания Российской академии наук.

Первой к участникам торжественной церемонии открытия обратилась министр культуры и национальной политики Амурской области Надежда Доргунова.



«Выставка о Широкогорове – это закономерная история, которая сложилась благодаря Фонду “История Отечества” Российского Исторического Общества. Ученый исследовал берега Амура с китайской и российской сторон, где в то время были территории Манчжурии и современной Амурской области. Широкогоров совершил большие исследования по изучению эвенков, их культуры, традиций. И часть своей коллекции он подарил нашему краеведческому музею. Очень приятно, что сегодня с нами работает Музей антропологии и этнографии Российской Академии Наук. Такое сотрудничество позволяет развивать историю, краеведение и рассказывать о том, что в Амурской области работали такие ведущие ученые, которые стали сподвижниками изучения именно Амурского края»,– отметила министр.



Исследования С. М. Широкогорова в области этнографии, социальной организации и шаманизма коренных народов бассейна реки Амур и Маньчжурии сегодня представляют большой интерес для современных учёных. Широкогоров долгое время изучал антропологические особенности, быт, культуру, язык и верования маньчжуров, дауров и, особенно, эвенков-орочонов начала XX века. Это привело к тому, что именно он стал тем, кто впервые ввел теорию этноса.

 


«На небольшой территории уживались разные группы. Это были орочоны, бирары, различные группы, манегры. Нужно было объяснить это многообразие. Широкогоров работал с разными тунгусскими группами, они отличались одна от другой. Языковая картина, она может быть одна, антропологическая облик совершенно другой. Поэтому он комплексно подходил к своим исследованиям, пытаясь объяснить, что же значит народ, как он образуется в определенном месте, как происходит миграция. После него этот термин стал популярен в советской этнографии, то же самое можно сказать и о китайской этнографии», – отметил Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, Кунсткамера Российской Академии Наук.



Основу экспозиции составляют артефакты из фондов Амурского областного краеведческого музея и оцифрованные копии предметов и фотографий из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера). Экспонаты дополнены цитатами из деловой и личной переписки С. М. Широкогорова с сотрудниками Музея антропологии и этнографии Императорской академии наук, известными учёными и административными деятелями, а также его дневниковыми записями.



«Долгое время имя Широкогорова было забыто у нас в стране и мало упоминалось здесь, в Амурской области. Это человек с мировым именем, которого очень хорошо знают, например, в Китае, где он прожил вторую часть своей жизни и сделал много открытий. В прошлом году мы обсуждали с Владимиром Давыдовым возможность организации совместной выставки. Со стороны Кунсткамеры получили одобрение. Планировалось, что в Приамурье приедут подлинные предметы. Помешал ремонт в именитом музее. Но мы смогли получить уникальные копии фотографий, что тоже немаловажно, потому что там изображены уникальные виды берегов Амура, коренных жителей, которые населяли издавна эти территории», – рассказала директор Амурского областного краеведческого музея Елена Иванова.



Выставка организована при поддержке Фонда «История Отечества». Проект реализован Амурским областным краеведческим музеем совместно с Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Амурским государственным университетом и Центром по сохранению историко-культурного наследия Амурской области.

 

Источник новости: Museumamur.org