Занятия проводились ежедневно, по три часа. При таком расписании детей не нужно кормить, что значительно облегчает задачу организаторам, достаточно обеспечить питьевой режим. К тому же у нас оставалось время подготовить все необходимое для следующего дня. «Очень понравился ваш лагерь. После каждого дня ребёнок рассказывал интересные факты, говорил о том, что сейчас ему точно есть, что рассказать в школе про лето. Сегодня пришёл довольный с добытой костью динозавра и торжественно её всем показывал. У нас появилась “домашняя достопримечательность”. Ещё Георгий сказал, что в этом лагере он не уставал, так как утром мог выспаться и лагерь был не целый день», – пишет мама нашего «историка». Таким образом, и наши, и детские предпочтения по времени проведения совпали.
Программа интенсива составлена с учетом возрастных особенностей, она ориентирована на детей с высокой мотивацией к учебе. Пишет мама одной из участниц: «Нам несколько лет очень не хватает в городе более серьёзных занятий. Чаще развлекательное содержание, будто боятся, что дети не поймут, не захотят. Мира [дочь] просила, мы ходили, искали, пробовали. И поняли, что в городе только для подростков сможем найти, когда дорастем. Стали через интернет искать курсы детские хоть с чем-то научным, серьёзнее обычных мастер-классов».
Анализируя проведенные мероприятия можно увидеть тенденцию: хорошо «заходили» те мероприятия, которые проводили специалисты, не пытающиеся подстроиться под возраст слушателей. Порой информированность детей в той или иной теме поражали. При этом дети всегда остаются детьми: они могли бесконечно добывать огонь трением, с упоением мастерили каменные топоры на археологическом занятии.
Правильным решением стало проведение главного мероприятия – посещение благовещенского местонахождения динозавров – в конце смены. Это позволило мотивировать детей на изучение дополнительных тем, не снижать накал интереса. Наличие в смене такой «вишенки на торте» гарантирует успех всего мероприятия.
Во время посещения нами местонахождения там работала группа палеонтологов. Ученые делились с детьми своими знаниями, помогали определять находки, давали советы. Из отзывов: «Большое спасибо, Мире очень понравилось. Хвалит за интересную подачу и разнообразие тем. Было не скучно, очень интересно. За пешие походы, особенно за возможность побывать на настоящих палео-раскопках. Сегодня она встретила “знакомого” питерского палеонтолога (на ютубе ролики с ним смотрит). Сбылась мечта у ребенка, побывала на раскопках и теперь у нее есть косточки, лично ею найденные в раскопе (уже лежат по баночкам, с одной сделала подвеску и носит на шее). Счастливая!».
Уже во время проведения интенсива обнаружились различия в детских предпочтениях: кто-то хотел рисовать, кому-то нужно было двигаться дальше по программе, девочки могли дольше заниматься одним делом, мальчики не выдерживали больше двух часов без телефонов. Это учтено в следующей программе: некоторые мероприятия теперь имеют несколько вариантов проведения.
Были и трудности. Во-первых, отсутствие привычных каналов распространения информации привело к тому, что участниками стали только те ребята, кто уже является постоянным посетителем музея. Во-вторых, без дополнительного финансирования сложно планировать дальние походы (экскурсии), проведение опытов и исследований, а грантовые программы, как правило, ориентированы на детей из социально уязвимых групп, считается, что ребята из благополучных семей и так имеют возможность учиться. В-третьих, в музее не налажено партнерство с учреждениями науки, многие мероприятия состоялись на основе личных договоренностей.
Таким образом, при подготовке новой программы мы учтем пожелания участников, применим наш новый опыт, постараемся расширить и аудиторию, и тематику занятий.
Приглашаем всех увлеченных наукой на музейный интенсив!
Источник новости: Museumamur.org