7 декабря в Амурском областном краеведческом музее им. Г.С. Новикова-Даурского РОСИЗО откроет выставку «Золотое кольцо», часть проекта «Путь навстречу».
Выставка-путешествие «Путь навстречу» начала свой путь 18 сентября 2021 года в Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского. Этот проект организован при поддержке Министерства культуры РФ и при участии фонда «Прорыв». «Путь навстречу» представляет художественное наследие народов России в регионах, образующих Восточное и Золотое кольцо, — на территориях, составляющих уникальный этнокультурный «континент» Старого Света.
«Путь навстречу. Золотое кольцо» — выставка живописи XV — начала XX веков. Более 40 произведений из собрания шести региональных музеев расскажут об истории, ландшафте, жизни, быте и характере людей, населяющих города и села Золотого кольца России. Иконы, провинциальный портрет, пейзаж, русское реалистическое искусство конца XIX — начала XX вв., новые течения начала ХХ века в совокупности создают цельный и гармоничный образ России.
Выставка «Золотое кольцо» объединяет коллекции нескольких музеев Центральной России: Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ивановского областного художественного музея, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. В 2021 году выставка пройдет в Национальном музее Республики Бурятия (Художественном музее им. Ц.С. Сампилова) и Амурском областном краеведческом музее им. Г.С. Новикова-Даурского.
Автором термина и самой идеи кольцевого маршрута стал журналист и литератор Юрий Бычков, опубликовавший в газете «Советская культура» в ноябре — декабре 1967 года серию очерков о древнерусских городах под общей рубрикой «Золотое кольцо». В этот маршрут традиционно включают восемь основных городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир.
Старинные русские города, ставшие колыбелью национальной культурной традиции, обладают уникальной историей и богатейшими коллекциями классического искусства.
Первый раздел выставки посвящен портрету, который долгое время был основным жанром отечественного искусства, отразившим рост национального самосознания общества. Традиции провинциального портрета, берущего свое начало в парсуне, продолжали жить в купеческих и дворянских портретах, украшавших городские и поместные усадьбы. Торжественные позы моделей, тщательно написанные костюмы и украшения — особая эстетика и манера исполнения данных портретов связаны с народными представлениями о красоте и достоинстве человеческого образа. Созданные для памяти потомства, картины стали своеобразными документами, сохранившими подлинные приметы быта и облика русских купцов и членов их семей. Яркими примерами провинциального портрета стали произведения Павла Колендаса.
Портретный жанр позволял создавать образы крестьян и деревенских жителей, однако на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами»: портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. В нашей экспозиции представлены произведения Филиппа Малявина, Алексея Корина, Алексея Степанова, Иллариона Прянишникова, Николая Богданова-Бельского.
Следующий раздел открывает неброскую умиротворенную красоту природы центра европейской части России — это пейзажи Алексея Саврасова, Константина Савицкого, Станислава Жуковского, Константина Коровина. «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества», — писал Исаак Левитан. Именно Алексей Саврасов заложил основы традиционного образа национального пейзажа, характерного для художников круга Товарищества передвижников и их последователей.
Излюбленными сюжетами многих художников рубежа XIX–XX веков стали старинные русские города. Особенно следует отметить творчество Константина Юона: можно сказать, что он заложил традиции интерпретации образа провинциальных городов для художников ХХ века.
Мир русской усадьбы, с неспешным укладом жизни, цветущим садом, липовыми аллеями, прудами и деревянными мостиками, воспет художниками и поэтами, режиссерами и драматургами. Зачастую именно в уютных дворянских гнездах и создавалась национальная культура. Русская усадьба — часть культурного наследия России. Именно этот удивительный мир классической русской усадьбы воспевают произведения Станислава Жуковского, Петра Петровичева, Константина Коровина.
Одним из важнейших разделов выставки стали иконы XV–XIX веков. Они дают яркое представление о сложности, многообразии и высоком уровне развития культуры Владимиро-Суздальской земли. XV век, «золотой век» древнерусской культуры, представлен иконой «Богоматерь Одигитрия». Образ принадлежит к иконографическому типу константинопольской «Одигитрии»: Богоматерь и Младенец Христос изображены прямолично, взгляды их обращены к молящемуся. Особенностью иконы являются образы архангелов, помещенные в медальоны в верхних углах. Остальные иконы — это произведения мстерской школы иконописи, занимавшей во второй половине XIX столетия ведущую позицию в русском иконописании. Они отличаются высоким уровнем исполнения, тонким миниатюрным письмом, сочетанием ярких красок и позолоты, резным декором по золоченому левкасу с имитацией цветных эмалей. Среди сюжетов — широко распространенный в мстерской иконописи извод «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками» (и символический образ «Лоно Авраамово»).
Неисчерпаемое богатство народного искусства и уклад жизни больших и малых городов центральной России вдохновляли знаменитых художников-авангардистов, представленных в завершающим разделе нашей выставки.
Источник новости: Museumamur.org