8 июля 2019 г., в 15.00, в Амурском областном краеведческом музее (зал № 23) состоится открытие выставки «БАМ – трасса мужества», посвящённой 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Выставка познакомит с этапами строительства БАМа, начиная с изысканий трассы и заканчивая современным развитием магистрали.
В экспозиции будут представлены материалы из фондов музея – фотографии, документы, художественные работы, одежда и рабочие инструменты строителей БАМа, коллекции сувениров, значков, вымпелов, почётных лент участникам строительства, переходящие наградные знамёна, символические ключи и т.д. Особый интерес вызывают предметы из музея железнодорожной станции г. Благовещенска за 1930-1960-е гг. – сигнальные фонари, образцы рельс, стрелочный указатель, тормозной башмак, петарды и факел-свеча сигнальные, макет тепловоза М-62, и тд.
Выставка будет работать до 8 сентября 2019 г.
Историческая справка:
Вопрос о строительстве дороги к северу от Транссибирского железного пути возник в начале 30-х гг. 13 апреля 1932 г. было принято решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) о сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, которая бы явилась вторым широтным путем, проходящим севернее существующего Великого Сибирского пути. Несмотря на большое количество произведенных изысканий, ни по одному участку нельзя было приступить к строительству из-за отсутствия грамотных технических проектов.
В 1937-1941 гг. изыскания велись на всем протяжении БАМа. Необходимо было форсировать строительство железной дороги к тихоокеанскому побережью, к Комсомольску-на-Амуре. Быстро растущему промышленному центру с металлургическими и электротехническими предприятиями важен был выход к Тихому океану. Линия Комсомольск – Советская Гавань – порт Ванино была построена, 20 июля 1945 г. по ней пошли поезда.
В ноябре 1942 г. работы на трассе БАМ были приостановлены, сооружение железнодорожной линии законсервировано. В январе 1943 г. по распоряжению Государственного Комитета Обороны рельсы железнодорожной ветки БАМ – Тындинский были сняты и в срочном порядке переправлены в приволжские степи.
Изыскательские и строительные работы на БАМе возобновились только в 1967 г. Зазвучало слово «БАМ» на всю страну в дни работы ХУП съезда ВЛКСМ. Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 27 апреля 1974 года из Кремлевского Дворца съездов отбыл на строительство БАМа Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени ХУП съезда ВЛКСМ, сформированный из делегатов съезда.
29 сентября 1984 г. завершена укладка главного железнодорожного пути БАМа. Сквозное движение по всей магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре было открыто. 30 октября 1984 г. был подписан акт Государственной комиссии по приемке Байкало – Амурской магистрали в постоянную эксплуатацию.
Источник новости: http://museumamur.org/novosti/bam_-_trassa_muzhestva_k_45-letiyu_nachala_stroitelstva_bajkalo-amurskoj_magistrali_