Заслуженный художник России, почетный член Российской Академии художеств Леонид Валерьевич Кильчанский выставляется в Амурском областном краеведческом музее не в первый раз. На этот раз на его персональной выставке «Только живопись» экспонируются 20 работ в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт), большая часть из которых написана в 2018 г.
Автор работ – друг музея, художник с неординарным характером и самобытным мироощущением, унаследовавший свое мастерство от деда и прадеда. Непредсказуемый, порой резкий в жизни, мастер раскрывает свою чувствительную душу в живописи, создавая удивительные миры.
Направление своих творческих поисков автор определяет как «экспресс-реализм», что предполагает особую экспрессию, эмоциональность, импульсивность в сочетании с узнаваемыми реалистическими формами, что дополнительно подчеркнуто контрастными цветами, стихийными грубыми, но в то же время выразительными мазками, обобщенными цветовыми пятнами.
Леонид Валерьевич родился на ст. Гонжа Амурской области. Окончил с красным дипломом художественно-графическое отделение педагогического училища №2 в г. Благовещенске, затем Дальневосточный государственный институт искусств в г. Владивостоке. Живёт и работает в Благовещенске. С 2015 г. – профессор Хэйхэского государственного университета.
Кильчанский в шутку называет себя наследником Врубеля, художественный язык которого, основывается на сочетании мистических образов и детальной описательности. Врубель пишет картину, словно высекая гранитные скульптуры, простые и сложные одновременно, создает завораживающие образы, будто заглядывает по ту сторону реальности.
Именно эта «наследственность» ощущается в работах Леонида Валерьевича. Реальные сюжеты или предметы, написанные словно вскользь, ассоциативно и экспрессивно позволяют трактовать их всегда неоднозначно. Оставляя пространство для фантазии зрителя, художник вовлекает нас в пространство картины, говорит с нами полунамеком, дает подсказки, но никогда не раскрывает всех карт.
На выставке представлены два пейзажа – «Амурский пейзаж» и «Февраль». Эти работы особенно значимы для выставки. Художники Амурской области (и Леонид Валерьевич не исключение) возвели амурский пейзаж в предмет для «поклонения» и бесконечных трактовок природных метаморфоз. Художник использует почти ахроматические гаммы. Сближенные оттенки серого, коричневого, зеленого, бурого создают ощущение спокойствия и безмятежности.
Этюдность, легкость и свежесть изображения указывают на пленэрный характер живописи.
Один из любимых жанров художника – портрет. Моделями для Кильчанского, написанными, как правило, живо и темпераментно, являются чаще близкие ему люди, с которыми у него устанавливается духовная связь. В портретах «Вероника и цветы» и «Невеста» художник не стремится дать всестороннюю характеристику личности своих героинь, он избирает только главные, на его взгляд, качества – одухотворенность, чистоту и романтичность молодых женщин. Нацеливая все силы на передачу своего впечатления, художник не оставляет без внимания не менее важные доминирующие детали, например, любимые цветы, которые держат в руках героини, или национальную свадебную одежду китайской невесты.
В работах «Восточные мотивы» и «Весна» он сумел объединить две эстетически полярные темы: ню (некий безличностный нарицательный образ) и портрет (изображение конкретного лица). На первый взгляд, художник безразличен к психологической характеристике модели и трактует изображение не столько как портрет определенной женщины, сколько как абстрактный образ, музу, идеал красоты. Но при этом не возникает противоречия, образы созданы гармонично и цельно.
Особая любовь живописца – букеты (многие картины носят именно такое название), где с передачей эмоционального состояния благодаря буйству цвета, так же важна материальность и настроение картины. Основу цветовой гаммы составляют два цвета: синий, красный и множество их оттенков. Хотя цветовая палитра мастера богата, это серый, коричневый, белый, оттенки зеленого.
Все букеты – от небрежно-случайных до четко-продуманных – поражают разнообразием, яркостью красок. По ним можно судить о предпочтениях и настроении художника. Букеты Кильчанского (ощущение, что они только что срезаны) воспевают многообразный и яркий мир цветов, развенчивают миф о легковесности натюрморта как жанра.
Л.В. Кильчанский создаёт собственные молчаливые миры, расцвеченные словно драгоценными камнями. «Только живопись» является не столько объективной реальностью художника, сколько субъективными переживаниями и чувствами этого удивительного художника и интересного человека.
И.В. Васина, ученый секретарь
ГБУ АО «АОКМ
Источник новости: http://museumamur.org/stati_intervyu/i_v_vasina_naslednik_vrubelya_leonid_kilchanskij