«Шёл пятый день трехдневного похода»: Наталья Баландина о тонкостях амурского туризма

6 мая в мире отмечают День признательности туристам. Есть ли туризм в Амурской области и насколько у нас признательны туристам, мы решили узнать у представителя амурской компании-туроператора Натальи Баландиной. Она точно знает, чего хотят амурские туристы на родной земле, и что им по факту могут предложить специалисты туристической сферы, ведь Наталья пришла к своей нынешней работе после того, как покорение амурских просторов стало одним из её хобби.

Фото: из личного архива Натальи Баландиной

— Наталья, расскажите, нам, пожалуйста, как из редактора Вы стали «туристоведом» и чем сейчас занимаетесь?

— Да, путь был долгий, но содержательный. Сейчас я заместитель гендиректора амурской компании-туроператора TAYGA X-TOUR. Отвечаю за продвижение туристических маршрутов компании, а также за разработку новых туристических направлений как внутри региона, так и межрегиональных. Шла к этому несколько лет, сначала даже не совсем осознанно. Вообще, в сферу туризма пришла из туристов. Это было так: был 2020 год, была возможность по программе WORLD SKILLS получить диплом о переподготовке, и мне было тогда интересно это направление, потому что вся заграница была закрыта. И как раз таки в 2020 году я сама начала ездить по области с подругами, со знакомыми смотреть разные места. Мне это очень понравилось. Я раньше даже представить не могла, что у нас столько красивых мест. Причем многие из них вполне доступны для туристов. Осенью я получила диплом, а потом через несколько месяцев пошла работать в Туристско-информационный центр Амурской области (ТИЦ). Но там проработала всего несколько месяцев, потому что это был чуть-чуть не тот туризм, которого мне хотелось. ТИЦ помогает туроператорам, занимается более глобальными делами. А туроператоры как раз таки и создают сам продукт – туры, что интересно мне. Потом был перерыв в этой работе на полгода, а позже я совмещала какое-то время журналистику и туризм и активно всё это время ездила сама, и работала в туристической компании. Окончательно сфокусировалась на этой работе в ноябре прошлого года. Так что это как раз тот случай, когда сам понимаешь изнутри, что нужно туристу, понимаешь запрос и от тех, кто живет в нашем регионе, и от тех, кто приезжает.

— С этим не поспоришь – экспертность, доказанная практикой. Так есть ли у нас в серьёзном понимании этого слова туризм и какие у него направления?

— Конечно, есть, причём разноплановый: промышленный, эко- и экскурсионно-исторический. К примеру, сейчас Амурская область – это регион № 1 в России по развитию промышленного туризма. В феврале в Питере прошла крупнейшая в туризме премия, которая направлена на развитие туристической сферы и гостеприимства, Russian Travel Awards. И по итогам 2022 года Амурская область была признана лучшей в стране в промтуризме. Для многих регионов, которые сейчас только начинают заниматься «промкой», Амурская область выступает в качестве наставника, потому что мы первые прошли акселератор по туризму, причём очень успешно.

andnbsp;— Промтуризм? Что это?

— Это такой вид туризма, который связан со знакомством гостей с крупными предприятиями, промышленными объектами, знаковыми для региона производствами. У нас очень много «заводов-пароходов», так сказать, стали проводить тематические экскурсии. Где-то они массовые и постоянные, а какие-то пока доступны для небольших групп и проводятся реже, чем хотелось бы. Но тем не менее промтуризм у нас развивается огромными темпами. Классно, что люди могут попадать на эти производства. Особенно радует, что намного больше стало тех, кто понимает, что туризм – это не только речки, горы и так далее, что людям интересно зайти на завод, на какое-то производство и посмотреть, как это всё устроено. В этом есть что-то из детства, любимые вопросы: а как это работает, а покрутить, а понажимать. А когда в экскурсии есть какая-то интерактивная часть, то это отдельная захватывающая история. Поэтому подобные интерактивные вещи все стараются внедрять. Плюс модифицируется то, что уже давно работает. Так, если взять космодром Восточный, то с прошлого года регион начал работать совместно со специалистами акселератора по промышленному туризму, и у нас появилась новая большая экскурсионная программа по Восточному. Космодром – это вообще точка притяжения всего российского туризма, а не только регионального, к нам едут с запада даже больше, чем местные. Есть в регионе и много планов, как усовершенствовать маршрут: организовать свой визит-центр на космодроме, забрендировать автобус, разработать варианты космического меню. Эту тему в Амурской области продвигают всё больше и больше, потому что это наш региональный бренд.

— А другие туристические направления у нас так же активно развиваются?

— Перемены, конечно, есть везде. Так, и в экотуризме тоже многое поменялось за последние несколько лет. Если брать два-три года назад, то такие точки как Храмовая гора, Тукурингра – это были места, куда ходило очень мало людей. Кто-то просто не знал о них, кто-то не решался. А сейчас эти туры поставлены на поток, где все понятно с маршрутом, все замаркировано, и они пользуются очень большим спросом. Та же Шамбала «Пинежье», если раньше мало кто о ней знал, то сейчас она очень популярна среди путешественников. Туда приезжают как самостоятельно, так и в составе групп от туроператоров. Например, если туристы приезжают из других регионов в Благовещенск и хотят посмотреть еще и необычные места области, то Шамбала однозначно войдет в список must visit, потому что это эксклюзивное место, где есть подвесные мосты и один из них самый длинный на Дальнем Востоке. В целом, маршруты становятся более доступными, улучшается инфраструктура, растет осведомленность местных жителей, в первую очередь, о том, что есть такие места.

Фото: из личного архива Натальи Баландиной

— Вы говорите экотуризм. А что он включает в себя, что в этом направлении есть интересного в Амурской области?

— Среди экомаршрутов в нашем регионе есть возможность посетить заповедники, заказники, памятники природы (Михайловские столбы). Не все наши заказники и заповедники по разным причинам, к сожалению, доступны туристам. Но мы работаем над тем, чтобы перечень посещаемых заповедных мест расширить и туристов туда привозить. Ещё многим туристам интересна рыбалка, особенно, это Бурейский район, знаменитая уже талаканская щука. Вот там уже всё налажено, все для туристов есть: и хорошие места, и катера, и лодки, и много уютных вариантов, где можно остановиться.

— То есть активно у нас сейчас развиваются два больших направления: так называемая промка и экотуризм?

— Не только, хорошо развиваются и экскурсионные туры, городские. Появляются новые люди, экскурсоводы, которые приходят со своими идеями. Буквально в декабре, когда у нас было обучение на гидов-экскурсоводов, разрабатывали тур, который связывает культуру России и Китая, наше местоположение буквально располагает к появлению такого. Сейчас у одного из гидов, насколько мне известно, идет работа над туром с дегустацией разных кухонь тех народов, которые живут в Приамурье. Постоянно что-то новое появляется.

— А кого всё-таки больше в турпотоке, местных открывателей малой родины или путешественников из других регионов?

— Туристы у нас есть и местные, и огромный поток с запада. Есть, кстати, у нас и бизнес-туризм, это про тех, кто приезжает сюда по работе, это и вахтовики, и управляющий состав крупных предприятий, командировочные. Есть те, кто целенаправленно приезжают на пуски, то есть на один день, но даже среди них большинство хотят задержаться на три-четыре дня и увидеть более широкую программу. Есть те, кто приезжает индивидуально, и группы. Как раз летом ждём группу из западной части страны, которая приедет к нам на 20 дней. Это группа, можно сказать, искушенных туристов, побывавших много где, в том числе и за границей. Их интересует всё: и промышленная составляющая, и исторические места, и экотуризм. У них запланирована большая программа, такой национальный маршрут, который захватывает сразу четыре региона. Мы их встречаем в Забайкальском крае, там несколько дней на знакомство с регионом, потом привозим в Амурскую область, показываем всю ее от Селемджинского, Тындинского районов до юга, с заездом в Бурейский район, потом Еврейская автономия, и завершается программа в Хабаровском крае.

— Чего ждать неместным путешественникам от нашего региона? Дадите пару рекомендаций?

— Самое главное, тем, кто приезжает в Благовещенск и хочет посмотреть не только город, но и область, важно понимать, что у нас огромные расстояния между интересными местами. До космодрома 3,5 часа, до Бурейского района 3,5 – 4 часа. Тындинский и Селемджинский районы, соответственно, ещё дальше. Но это стоит того. Всё окупается теми красотами, которые туристы видят. Труднодоступность, кстати, делает этот отдых эксклюзивным. У нас в 2020 году индусы приезжали, которые за 10 дней проехали несколько районов области. В прошлом году были дети с Запада страны по образовательной программе. В итоге всем всё нравится. Но мы всегда предупреждаем, что переезды большие. С чего начать? Начать надо с города, у нас уникальное местоположение: у Благовещенска своя история и география. А дальше по интересам. И сою покажем, и интерактив предложим, калачи полепить, например, по городу много производств. Выбор огромный. Хотят природы, это Свободненский район, Благовещенский район, ну и, конечно, Бурейский район, где сосредоточено всё и сразу, а ещё и две ГЭС, которые пока можно посмотреть только снаружи.

— Если с гостями региона всё понятно, то что смотреть местным? Что можете предложить амурчанам?

— Внутренний поток складывается из тех, кто выбирает многодневные туры в одну, как правило, локацию: Тукурингра на три дня или Норский заповедник на три дня. Но есть у нас для амурчан и однодневные маршруты: те же Михайловские столбы, аэрокосмический музей, предлагаем экскурсии на сыроварню Агрипины. Интерес у людей есть, местное население радо тому, что есть, куда выехать семьей на выходные.

Фото: из личного архива Натальи Баландиной

— А сезонность у амурского туризма есть? Когда по нашему региону лучше путешествовать?

— Какого-то определенного туристического сезона у нас в регионе нет, можно приехать в любое время года, но от этого зависит, точнее варьируется то, что туристы могут посмотреть. Ну и соответственно мы подбираем программы в зависимости от уровня подготовки путешественников, их интересов. Выбираем те места, к примеру, зимой, где комфортно быть. К слову, тот же Норский заповедник, там есть кордоны, где зимой комфортнее, а есть и другие, куда лучше приехать летом.

— Наталья, Вы не только профессиональный турменеджер, но и турист со стажем. Скажите объективно и честно, есть ли пока слабые стороны у регионального туризма?

— Увы, пока есть. Это инфраструктура, прежде всего, не во всех местах она налажена для приема туристов. Где-то плохие дороги, где-то отсутствуют на маршруте элементарные санитарные места, туалеты на трассах, где-то некомфортные для проживания условия. Регион в целом над этим работает, министерство экономического развития курирует туризм, очень много делает в этом плане. Но работать есть над чем.

— Сейчас, возможно, еще один минус обозначим. Давайте поговорим о цене амурского туризма. Дорого?

— Если экскурсия на космодром однодневная, то стоимость примерно такая же как на крупных предприятиях по стране. Это, правда, не касается пусков, они – всегда эксклюзив. В общем, цены средние, такие же как в других регионах. Есть комплексные экскурсии, есть обзорные, индивидуальные, групповые. Если в цифрах, то лучше на конкретных примерах. У нас недавно покупала тур семья из 4-х человек из Красноярска. Тур был четырёхдневный, стоимость его составила около 100 тысяч рублей. В него вошли: один день на космодроме, второй и третий день – экскурсионная программа по Благовещенску (обзорка, посещение музея-калачной, судостроительный завод и т.д.) и ещё один день туристы провели в Бурейском районе, где посмотрели гостевую усадьбу «Куруктачи», зоосад, Талакан, две ГЭС, Шамбалу «Пинежье». Кроме того, туристы всегда хотят хоть один, но свободный день, он также входит в программу.

— Цена, конечно, средняя, но весомая. Понятно, что это и логистика, и проживание, и питание. Но ощутимо. А вообще в цифрах турпоток в нашем регионе большой? Его считают?

— Считают обязательно. Общий турпоток в 2022 году в Амурской области составил 450 тысяч человек, из них 39 тысяч побывали на промобъектах. Так что туристов хватает. Но и мы не расслабляемся, придумываем что-то новое, чтобы привлечь еще большее количество путешественников в наши красивые края.

— Какой-то очень серьезный у нас разговор получается в праздник. А курьёзы у вас случаются туристические? Наверное, за столько лет есть, что вспомнить?

— Личных, конечно, хватает. Например, наш поход на гору Брюс, точнее это была разведка маршрута, причем вторичная, ходили на него уже, но с другой стороны. Отправились, чтобы найти те точки, где когда-то разбились самолеты. Точки нашли, обломки – нет. Снега было больше, чем предполагалась. Мы там шутили, что шёл пятый день трёхдневного похода. То есть у нас три дня должен был быть поход, четвертый – резервный. Но из-за того, что было огромное количество снега, из-за того, что мы проваливались и шли намного дольше, чем думали, наш поход подрастянулся, и в итоге 5 с половиной дней мы в тайге провели. То есть бывают такие истории не запланированные. Но при этом мы к такому были готовы. Продукты у нас в запасе были на это время. А вот как у туроператора у нас таких историй, к счастью, нет, всегда, когда готовим экскурсию или многодневный тур, у нас организация туров выстроена так, чтобы все было надежно и штатно. Когда это работа, ты не допускаешь каких-то промахов, у тебя нет такого права. Так что есть только личные и разведывательные истории. Как раз вспомнилась еще одна. Вот недавно мы ходили на Тукурингру, с 14 по 16 апреля. Это была такая вылазка коллективом, чтобы еще раз проверить маршрут, по которому у нас группа пойдет 6 – 8 мая, посмотреть тем гидам, которые с этой стороны на хребет не заходили, какая там тропа. Мы заходили со стороны кордона «52-ой километр» и зимовья «Гольцы». Я два года назад летом ходила на Тукурингру, тогда мы заходили с другой стороны, а со стороны «Гольцов» спускались. И там был такоооой крутой спуск, спускались, держась за деревья. И я думала: «Боже мой, неужели там кто-то со стороны «Гольцов» заходит?» А нам говорили, что зайти как раз можно с обеих сторон. Вот со стороны «Грозового плато» пологий подъем. И думала: «Да не дай Бог тут когда-либо подниматься». И тут такая история, идём в эту разведку и в последний момент решаемся подниматься именно с «Гольцов». А в этом году ещё и снега выпало в разы больше в заповеднике. Мы, конечно же, были в снегоступах. Но был теплый солнечный день, снег уже таял, по рыхлости, как мокрый сахар, очень тяжелый, было очень трудно. В итоге поднимались долго – 7,5 часа – и пришли к глубокой ночи.  А я шла и ребятам рассказывала, что два года назад думала, что никогда сюда больше не пойду, даже спускаться, не то, что подниматься, в таких зверских условиях не буду. Но это было классно.

Фото: из личного архива Натальи Баландиной

— Сегодня не просто День туризма, а День признательности туристам. А Вы своим клиентам признательны? Дружите с ними после походов?

— Со многими нашими туристами мы находимся уже в дружеских отношениях. У нас есть такие, кто ездит из тура в тур. В основном, конечно, местные. Есть даже туристы, которых мы можем взять в экспедиции, на такие некоммерческие «убойные» маршруты. Ну и с запада тоже есть постоянные признательные клиенты. Есть у нас одна туристка, которая приезжала издалека на экскурсию на космодром в августе, а потом увидела в моем статусе в соцсети, что на пуск осталось одно место в октябре, и ещё приехала. А теперь хочет приехать уже на Прииск Соловьевский как-нибудь. Ждём и всегда рады. Часто бывает, что с туристами у нас складываются длительные переписки после туров. Вот, например, сейчас у нас была делегация предпринимателей дальневосточных из Хабаровска, Приморья, Сахалина. В пятницу-субботу они разъехались, а все до сих пор пишут, как здорово мы всё, просто суперски, организовали. У них была большая программа, они ездили по разным предприятиям, такой промтуризм. И мы всегда признательны нашим туристам, что выбирают наш регион и наши маршруты для отдыха. Мы всегда мобильны и открыты для самых смелых их идей, очень стараемся сделать даже самый короткий отдых незабываемым, комфортным, насыщенным и тёплым в эмоциональном плане.

Фото: из личного архива Натальи Баландиной

Источник новости: Amur.Info