Рост числа образовательных учреждений, оснащение их самым современным оборудованием, прогрессивные методики обучения подрастающего поколения и акцент на развитие «Движения первых. Министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева рассказала о том, чего удалось достичь в уходящем году и какие направления в воспитании молодежи сегодня являются приоритетом государства. Детские сады — Детский сад – это важная
Рост числа образовательных учреждений, оснащение их самым современным оборудованием, прогрессивные методики обучения подрастающего поколения и акцент на развитие «Движения первых.
Министр образования и науки Амурской области Светлана Яковлева рассказала о том, чего удалось достичь в уходящем году и какие направления в воспитании молодежи сегодня являются приоритетом государства.
Детские сады
— Детский сад – это важная часть образовательного процесса. Наши дети ходят в детский сад, значит, они получают дошкольное образование, а значит, им будет легче учиться в школе.
В этом году у нас открылся большой детский сад в селе Чигири. Также заработало новое учреждение в селе Екатеринославка. Сейчас заканчиваются строительные работы и, я думаю, что в начале 2023 года дети пойдут в детский сад в селе Магдагачи.
Количество детских садов в области растет – за 2022 год их появилось три.
Эта работа будет продолжаться. На сегодняшний день у нас острая потребность в местах в детских садах только в Благовещенске, а очереди с трех лет у нас нет – когда ребенку исполняется три года, его родители обращаются в своем муниципалитете в управление образования, и ему предоставляется место.
Сложности есть с детьми от полутора до трех лет, но она актуальна только в Благовещенске. Мы решаем этот вопрос не только строительством детских садов, но и оказанием финансовой помощи частным детским садам по созданию новых мест. Решать эту проблему мы будем вместе с частными детскими садами.
Школы
Это большая радость, что число ребят – учащихся школ области – увеличивается. Для нас это значит – необходимо строить новые, современные школы. В этом году уже в полном объеме начала работать школа в городе Свободном – самая современная школа в Амурской области.
В следующем году мы планируем ввести в эксплуатацию две школы – в этом году их возведение находится в завершающей стадии. Это школа на полторы тысячи мест в Благовещенске, школа на 165 мест в Экимчане. Планируется строительство ещё одного общеобразовательного учреждения в Свободном, где работает самый большой завод, рядом космодром – поэтому потребность в местах для детей там также есть.
Мастерские
В этом году нам удалось реализовать все планы. Нам важно, чтобы подрастающее поколение обучалось в достойных условиях, а преподаватели давали им знания с возможностью использования современных подходов.
Я хотела бы остановиться на создании современных мастерских в колледжах. Мы создали ещё 12 мастерских – большая их часть появилась в благовещенском политехническом колледже. В частности, очень современные мастерские по горным подземным работам. Также они обновились и в колледже строительства и ЖКХ.
Мы работаем на опережение, чтобы наш выпускник знал, как работать с современным оборудованием, которое приходит к нашим работодателям. Выходя на предприятие, такой специалист уже может приступить к работе и не переучиваться.
В следующем году мы приступим к реализации нового направления: профессионалитет. Это создание огромного кластера по аграрной отрасли, куда войдут пять колледжей и работодатели. В этом году мы заложили фундамент направления, а в следующем году начнем реализацию.
Наши работодатели будут сами обучать своих будущих специалистов, и та практика, когда от соискателя требуется стаж работы, со временем прекратит своё существование.
Кадры
Мы строим новые образовательные учреждения, а это значит, что нам требуются новые кадры. Работа в этом направлении нами ведется планово.
По программе «Земский учитель» к нам приехали 38 учителей. Но все-таки эта программа решает вопрос временно, потому что у нас контракт с земским учителем заключен на пять лет. А дальше муниципалитет и школа могут так организовывать его работу, что педагог не захочет уезжать и останется на нашей территории, у нас есть такие примеры. Либо за эти пять лет школе и муниципалитету нужно вырастить смену – своих учителей. В этом плане 2022 год стал для нас очень результативным. Мы создали педагогические классы. Если в начале года у нас было всего 11 таких классов, то сейчас их уже 68, и ребята с удовольствием включаются в процесс, чтобы попробовать себя в качестве педагогов.
Такие классы у нас есть во всех муниципалитетах. Мы старается каждому из ребят, которые планируют связать себя с педагогикой, помочь получить нужные знания.
Родительские собрания
В этом году находкой стало проведение родительских собраний. Да, мы их проводили в режиме онлайн неоднократно, но в этом году мы впервые с физико-математическим факультетом Благовещенского государственного педагогического университета провели родительское собрание, в котором принимали участие дети, родители, педагогический вуз и чиновники. И мы рассказали об особенностях физико-математического факультета и о том, какие перспективы есть у детей, если они поступают в наш педагогический университет, а в дальнейшем приходят работать в школу. Для многих участников этого родительского собрания стали неожиданными те факты, о которых мы рассказывали, и перспективы педагогической карьеры.
Идеей проведения таких собраний загорелись представители других профессий. Сейчас мы аналогичное родительское собрание провели с нашим дальневосточным военным училищем и также есть родители ребят, которые благодаря этому виртуальному родительскому собранию планируют отправить своих детей на обучение в ДВОКУ.
Изучение китайского языка
Эта инициатива принадлежала губернатору области Василию Орлову – вне уроков обучать детей разговорному китайскому языку. Ни для кого не секрет, что когда были открыты границы, мы приезжали в наш приграничный город Хэйхэ и могли общаться с соседями на русском языке. А вот когда соседи из КНР приезжают к нам, к сожалению, они не могут даже попросить указать им дорогу, потому что мы не владеем даже простыми знаниями китайского языка.
И Василий Александрович предложил эту идею, она была поддержана. Уроки проводятся для ребят в разных школах и их особенность в том, что их посещают не только дети одного класса или одного возраста. Эти ребята выбирают изучение китайского языка, потому что знают, что это будет им полезно в будущем.
«Точки роста»
В этом году мы создали ещё 29 «Точек роста», сейчас их у нас стало почти 130. В 2024 году более половины школ будут ими оснащены. Мы каждый год говорим об этом и подводим итоги, и хотелось бы донести до всех, почему это так важно: не во все школы мы можем поставить большое мощное оборудование. Ведь «Точка роста» – это современное оборудование, которое может быть применено к нескольким предметам: и к химии, и к физике, и к биологии, и учитель в своем предмете находит то, что ему нужно. Так что, если мы как можно больше школ оснастим таким оборудованием, это значит, что из ближайших школ, в которых мало ребят, можно будет организовать подвоз, проводить с ними современные уроки в современных условиях. Мы это называем «сетевое взаимодействие».
Также «Точка роста» позволяет организовывать дополнительное образование: у нас сегодня наука развивается стремительно, и мы в рамках одного урока уже не успеваем дать то новое, что есть в науке и в технике. Дополнительное образование в «Точке роста» – это IT-кубы, у нас уже четвертый IT-куб открыт в Белогорске, это образовательная среда – более 4 000 установлено новых ноутбуков с программным оборудованием, а ещё в этом году мы добавили 600 ноутбуков и персональных компьютеров в школах. Все это вместе создает современную образовательную среду, и ребенок после уроков может расширить свои знания. Тогда такой ребенок, уверенный в своих знаниях, идет в профессию, выбирает свой жизненный путь и будет успешным.
Достижения
На сегодняшний день мы можем похвастаться успехами наших учащихся. Мы создали условия, оказали методическую помощь, а теперь мы видим результаты. Во-первых, очень много стало ребят, которые уверенно выходят на олимпиады. Если раньше это были один или два учащихся в классе, то сейчас, пусть этот ребенок не отличник, он знает хорошо какой-то предмет и выходит на олимпиаду на школьном или муниципальном этапе.
Я напоминаю, что по инициативе губернатора, ребятам – призерам и победителям, платится стипендия. Их знания оплачиваются.
У нас есть победители в «Большой перемене», там, где можно также получить финансовые средства за знания – и по 200 тысяч и по миллиону рублей ребята получили.
У нас есть победы на конкурсе «Молодые профессионалы». У нас три призера и два победителя. Это тоже очень хорошие результаты.
Есть ребята, которые побеждали на соревнованиях по IT-технологиям, по космическим технологиям.
Управленческие команды участвовали во всероссийских соревнованиях – Белогорский, Архаринский районы, Благовещенск – и они также привезли пусть не первые места, зато большой опыт организации учебных процессов.
«Движение первых»
Это очень важное историческое событие. 2022 год войдет в историю: в июне был принят Федеральный закон о детской организации «Российское движение детей и молодежи». Я родом из Советского Союза, но я не помню, чтобы был закон о детской общественной организации.
У нас вернулись ребята с всероссийского съезда, на котором было утверждено название этого движения, теперь оно носит название «Движение первых».
Очень важно, что оно не забюрократизировано, когда чиновники говорят детям, что им надо сделать, куда идти и чем заниматься. Это инициативы детей, которые поддерживаются взрослыми, реализация их идей.
У нас было много разноплановых детских организаций, теперь в этом «Движении первых» они смогут объединиться, и оно станет общей площадкой, на которой можно говорить о патриотизме, как о потребности детской души.
Патриотическое воспитание сегодня крайне необходимо. Когда было принято решение о проведении уроков «Разговор о важном», «Уроки мужества», они были приняты достаточно нейтрально. Сейчас их актуальность выросла. Мы говорим на этих занятиях о мужестве, об истории, и отвечаем на вопросы, которые волнуют детей. На этих уроках дети получают информацию не из учебника, а от педагога, которому доверяют, который аргументирует исторически проверенными фактами. Есть такой термин «верифицированный контент». Может быть некрасивые, иностранные слова, но смысл в том, что любая информация, которая приходит к ребенку, должна быть достоверной, подтвержденной фактами и, при необходимости, научно обоснованной.
«Парта героев» – это знакомство нашего поколения с поколением прошлым, с героями прошлого, благодаря которым мы сегодня живем. Если человек не помнит свою историю, не чтит своих героев, у такого государства будущего не будет. Это не просто наша работа, это наша гражданская обязанность – увековечивать память героев. Без этого нельзя воспитать будущее поколение.
Источник новости: Amur.Info