В канун Дня матери о роли матери в семье, семейных ценностях и воспитании детей корреспондент Амур.инфо поговорил с матушкой Анной, женой Отца Евгения, служащего в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В церковной семье уже растет трехлетняя Вера, а матушка Анна сейчас ожидает рождения младшей дочери, которая вот-вот должна появиться на свет. О том,
В канун Дня матери о роли матери в семье, семейных ценностях и воспитании детей корреспондент Амур.инфо поговорил с матушкой Анной, женой Отца Евгения, служащего в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
В церковной семье уже растет трехлетняя Вера, а матушка Анна сейчас ожидает рождения младшей дочери, которая вот-вот должна появиться на свет. О том, чем же отличается семейная жизнь священнослужителей, кто становится их правой рукой, какие заботы и обязанности есть у жены батюшки, чем примечателен уклад её жизни, мы расспросили еще совсем молодую и очень творческую матушку Анну, точнее именно с этого и начали знакомство с необыкновенной женщиной. Ведь каждый ее день наполнен верой, любовью и служением … церкви, мужу и семье.
— Матушка, поделитесь с нами, пожалуйста, когда в Вашей жизни появилась церковь? Вы воспитывались в верующей семье?
— Родилась я и выросла на острове Сахалин в семье невоцерковленной. У нас даже не было традиции на Пасху ездить святить куличи. Я в церковь не ходила, хотя в детстве была крещена. После окончания школы я уехала в Хабаровск и поступила в Хабаровский краевой колледж искусств на отделение академического сольного пения, а во время моей учебы в колледже начались мои первые шаги к вере. Мой преподаватель по вокалу пела в Хабаровском кафедральном соборе на клиросе. И мне стало интересно, однажды я попросила взять меня с собой. Постепенно я стала вникать, что происходит в храме, о чем говорят батюшки на проповедях, о чем общаются мои коллеги по хору. Я стала этим проникаться, потихоньку шаг за шагом воцерковляться. Слава Богу, Господь знает, что каждому из нас нужно, какой путь каждому из нас по силам. И вот для меня этот путь что-то из серии «тише едешь – дальше будешь». Не было в моей жизни таких очень сильных потрясений и скорбей на пути к церкви. Хотя чаще всего человек приходит к вере тогда, когда у него происходит что-то очень страшное. Я же просто постепенно знакомилась, понимала, что во мне это отзывается.
— А где Вы познакомились со своим будущим мужем?
— Там же, Кафедральный собор Хабаровска стоит на одной площади с духовной семинарией. Очень многие семинаристы имеют послушания в соборе. Часто посещают службы и в Великий пост первую и последнюю недели проводят в Соборе. Дело в том, что в эти дни проводятся особенные службы, которые служатся раз в год. Они большие, длинные, их очень много. Я пела там на клиросе, мой будущий муж пел в семинарском хоре. На клиросе мы с ним и встретились. Но с момента знакомства до решения создать семью прошло несколько лет. Однажды мы работали вместе над одним проектом, это был благотворительный концерт, который мы организовывали силами волонтерской организации. Он нас и сблизил. Мы поняли, что очень друг другу близки: и взгляды наши близки, и приоритеты в жизни у нас расставлены одинаково, что очень важно. Ну и влюбленность никто не отменял.
— А Вас не пугал статус матушки, ответственность быть женой батюшки, возможно, какие-то обязательства с этим связанные?
— Ничего меня не пугало в том, чтобы стать женой будущего священника. За годы, проведенные в храме, я видела много семей, разных семей. У меня не было стереотипа, что матушка должна быть строго вот такая: юбка в пол, глаза опущены тоже в пол, вечно в платке. Я видела разных матушек, разных батюшек. И я понимала, что матушки могут заниматься разным, своим хобби, иметь свою профессию. Поэтому меня ничего не пугало. Более того, перед замужеством я какое-то время жила в Санкт-Петербурге, планировала там учиться, но у нас как-то с мужем все закрутилось, стало понятно, что хотим создать семью. И было очевидно, что из Санкт-Петербурга нужно будет переехать в маленький и незнакомый для меня город, но и это меня не пугало. Желание создать семью было больше. И понимание того, что семья – это в любом случае всегда какая-то жертва, любовь – это жертвенность во многом, давало мне силы. Я понимала, что будет определенная доля ответственности. Матушка, как мне кажется, как и любая женщина, должна быть помощницей мужу, главе семьи. Это не умоляет того, что она приносит в семью, в отношения, но мужчина – это глава. В православных семьях эти роли четко определяются, а для меня такая иерархия была естественной. Поэтому в новом статусе меня не пугало ничего.andnbsp; Я понимала, что мой муж чуткий, заботливый, и если даже я буду делать какие-то условно неправильные вещи, совершать ошибки, он мягко направит, как нужно, и мы вместе всегда с ним сможем вырулить туда, куда необходимо. Самое главное в отношениях – доверие и уверенность, что вторая половина тебя всегда поддержит и будет плечом, на которое можно опереться.
— И даже не было страха, что нужно быть безупречной, что матушка должна быть примером?
— Примером для любого христианина должен быть Господь. И то, что он говорит в Евангелие, должно быть для человека важным. Потому что, как бы там ни было, священники, их семьи – это всего лишь люди. Моя главная ответственность помогать мужу, чтобы он, в свою очередь, мог помогать людям должным образом.
— Может ли матушка работать? И есть ли табу?
— Безусловно. Я видела разных матушек. И тех, у кого много детей, и они реализуются дома в семье, и тех, кто работает, и тех, кто успешно работает. Главное, чтобы это было в семье обговорено, и если супруг не против. Табу, конечно, есть, но они касаются не именно матушек, жен священников, а всех христианок. Ни одна христианка не пойдет на непотребную работу, которая будет противоречить ее морально-нравственным принципам.
— К Вам лично обращаются прихожане, верующие с какими-то просьбами?
— Да, такое нечасто, но случается. В основном это женщины. Задают вопросы, которые им неловко задать напрямую батюшке. Иногда берут у него мой номер, пишут мне.
— А дома в воспитании собственного ребенка кого в Вас больше, светской мамы или верующей?
— При правильном и вдумчивом понимании христианства это неразделимо. Главное в жизни – это любовь. Любовь к Богу, любовь к людям. Она везде, любовь важна в храме, в сердце, в душе, и в миру она важна. Я просто не разделяю, что такое верующая и светская мама. Я просто мама, которая любит своего ребенка. В нашей семье в воспитании старшей дочери и младшей, она родится скоро, самое главное – это любовь и принятие.
— Как же тогда происходит привитие христианских ценностей?
— Наша дочь проводит с нами в храме достаточно большое количество времени, с момента ее крещения. Это каждое воскресенье литургия, праздничные службы, причащение. Родители являются для ребенка самым большим примером. Хотите воспитать ребенка, воспитайте себя. Если ребенок видит, что родители молятся, то это становится для него привычным. Это не значит, что в какие-то периоды жизни, в переходный период, например, ребенок не начнет бунтовать, проявлять нехочухи. Не думаю, что в этот момент на него надо давить. Пройдет время и все встанет на места. Мы все неизбежно возвращаемся к тому, что видели в нашей семье. Поэтому если в семье была любовь, была молитва, была вера, то скорее всего и у него в жизни это будет. Наша дочь очень любит, когда мы с батюшкой некоторые молитвы поем на распев в два голоса. Она всегда радуется и танцует. Это причем опыт многих семей. То, что важно для родителей, то станет важным со временем и для детей.
— А есть что-то в религиозном воспитании, мировоззрении, что бы Вы посоветовали привнести в свою семью всем мамам?
— Сейчас родители для детей стараются как никогда. Дети в семье встали во главу угла, поменялась иерархия. Это проблема. Дети стали важнее всего, муж ушел на второй план, что мешает и вредит самому ребенку. Вот принцип иерархии, где глава семьи отец, за ним мама, а потом дети, был бы всем полезен. Такая прививка от эгоизма. Потому что, когда ребенок ставится во главу угла, когда родители работают на износ, чтобы у него была лучшая школа, лучший гаджет, это не приводит ни к чему хорошему. Все же, как бы грубо ни звучало, у ребенка должно быть свое место в семье. И оно должно быть не первым. Это не умоляет любви к детям. Это про мудрость и любовь. Про уважение детей к родителям, к отцу, которое, кстати, прививает женщина своим примером. Дети видят: мама любит папу, мама о нем заботится в силу своих возможностей, значит, папа важен. Это помогает им понять, что не все в этой жизни ради них. И, andnbsp;в свою очередь, это понимание делает их даже менее уязвимыми.
— Вот Вы сказали про гаджеты, на которые так стараются заработать для своих детей родители. А вообще гаджеты – это помощники или враги в воспитании?
— Все зависит от количества времени, проводимом с гаджетом, и качественном наполнении, что именно дети в них делают. Конечно, это не значит, что ребенок только развивашками в нем должен заниматься, должно быть и расслабление. Но это не должно заполнять все его время. Есть время для гаджетов, есть время для общения с семьей, есть время для уроков, учебы. И опять же возвращаемся к воспитанию примером. Если родители сами не только работают, а после сидят в гаджетах, а могут пойти на прогулку, взяв ребенка, могут уехать к бабушке просто так, чтобы с ней пообщаться, заняться чем-то интересным, если есть общее хобби, то это здорово, и это является своеобразной профилактикой от вредностей. Мы живем в современном мире. Демонизировать гаджеты не стоит, они во многом облегчают жизнь, доступ к информации, к полезной в том числе. Вопрос в том, как научить ребенка рационально ими пользоваться.
— Должна ли мама привлекать папу к воспитанию ребенка, инициировать какие-то ритуалы между папой и детьми?
— У нас так получилось, что после рождения дочери у меня первое время были проблемы со спиной и купание стало временной обязанностью папы, которая потом превратилась в ритуал. И теперь, пока Вера маленькая, это только их время, они час там болтают, смеются. А для меня это время отдыха. Замечательно, когда такие ритуалы появляются сами собой. Но если папа не очень вовлечен в процесс, то можно и предложить ввести какой-то особенный ритуал. Это очень важно для ребенка. Папа вам не мама. У него и игры веселее, и фантазии больше. Время вместе с папой для детей бесценно. Вспоминаю свое детство, папу я видела редко, он был моряк и по полгода ходил в плавания. Но встречи были такими радостными. К слову, для папы тоже эти моменты ценны, они сближают, учат доверию, закладывают основы взаимодействия на всю жизнь.
— А как Вы думаете, какая роль у мамы в семье? И какая она and#8212; идеальная мама?
— Мама в семье – это во многом атмосфера. Не даром говорят, что если мама счастлива, то и семья тоже счастлива. Все мамы разные: есть очень энергичные женщины, которые хотят много работать и по своей природе не могут быть домохозяйками. Но при этом труд их не изматывает и, возвращаясь после рабочего дня в семью, они не истощены и могут дарить любовь и гармонию. А есть женщины, которые в семье очень хорошо реализуют большинство своих талантов. Важно, чтобы мама была счастливой и гармоничной. Это здорово, это созидает. Гармония в семье – это как раз ее зона ответственности. Самое важное, чтобы мама несла любовь, была чуткой к детям и своему мужу. А кто уж будет готовить борщи дома, забирать детей из садика и приносить доход, наверное, в наше время вопрос второй. Я думаю, что взрослые люди, которые захотели быть вместе, согласились жить друг с другом всю жизнь, в состоянии договориться, кто что может делать, у кого что лучше получается и кто как лучше может послужить для семьи. У каждого свое служение семье.
Источник новости: Amur.Info