Корреспондент Амур.инфо узнал мнения рестораторов и минэконома
С понедельника, 18 октября, в Благовещенске действует система QR-кодов – теперь посещать общепит могут только вакцинированные, переболевшие или люди с ПЦР-тестом. Корреспондент Амур.инфо пообщался с представителями отрасли. Татьяна Гудзовская, руководитель Амурской федерации рестораторов и отельеров
— Я сегодня собирала информацию от своих коллег, и информация примерно одинаковая: большинство фиксирует спад выручки на 70-80 процентов. Мы вышли на руководство области и не только обозначили проблему, но и вынесли на обсуждение свои предложения. Так, мы предлагаем расширить перечень лиц, для которых будет доступно посещение общепита. А именно: внести редакцию в нынешнее распоряжение, чтобы люди, не имеющие QR-кодов, но прошедшие вакцинацию и имеющие бумажный сертификат, могли также посещать предприятия общепита. (На момент разговора с Татьяной оперштаб ещё не прошёл. Предложение рестораторов поддержали. – Прим. ред.)
Ещё мы обозначили проблему тех, у кого медотвод от вакцинации не по состоянию здоровья, а, к примеру, из-за аллергической реакции на компоненты препарата. То есть человек здоров, он не болеет, но вакцину поставить не может. Таких людей в принципе немало. И эти люди оказываются вне этого распоряжения. Но, стоит сказать, что опыт по другим регионам по этой проблеме отрицательный, то есть власти не хотят идти на встречу. Главный аргумент медиков и Роспотребнадзора: если у вас медотвод, то у вас проблемы со здоровьем, вам вообще ходить никуда нельзя.
Другая проблема, это люди, которые очень тяжело перенесли «ковид», то есть у них вся клиническая картина была, но тест отрицательный. У меня бывшая работница переболела, очень тяжело, месяц на ИВЛ, но у неё отрицательный тест. И мы не можем запустить её в кафе. Она вчера приходила. Мы поговорили на входе, потому что в заведение пройти нельзя. Ну это несправедливо! И в этом плане мы не знаем, что предложить. На каком уровне решается эта проблема. Мы написали об этом губернатору, возможно он решит, как быть таким людям.
Далее. Мы увидели, что есть малая вероятность того, что будут увеличены темпы вакцинации, когда ограничен только общепит. Мы неоднократно повторяли: общепит – это не предмет первой необходимости. Те, кто не прививался, из-за этих ограничений не пойдёт, и не поставит прививку. Поэтому мы предлагаем распространить действие QR-кодов на другие сферы бизнеса и не только. Мы не понимаем, какая задача стоит перед властями. Они говорят: нам нужно добиться вакцинации. Но общепит – это не та сфера, которая станет стимулом. Я понимаю, что это вызовет ещё больший негатив со стороны населения, и в принципе система QR-кодов не очень популярная мера.
Что мы всю неделю слышим от наших гостей? Что это нарушение прав человека, что это нарушение Конституции Российской Федерации. И сталкивается с этим «первая линия» персонала – это те, кто стоит на входе. Те, от кого вообще ничего не зависит. Которые, на секундочку, давно привиты. Им обещали, что они привьются и у них будет работа. Мы убеждали коллективы, что прививка – это в первую очередь забота о вашем здоровье, а кроме того, гарантия того, что у вас будет работа, постоянный заработок. А что получается сейчас? Сейчас получается, что все эти обещания, которые давали руководители предприятий общественного питания… мы их выполнить не можем. И решения зависят не от нас.
Что ещё хочу отметить. Предприятия, которые специализируются на банкетах, фиксируют перераспределение заказов на турбазы. Там нет ограничений по времени, там нет ограничений по QR-кодам. Вообще ничего нет.
Общее направление наших предложений: нужно придерживаться равного подхода в ограничениях ко всем сферам бизнеса. А не так, что всегда крайний общепит.
Бизнес-омбудсмен Анастасия Татулова сказала о том, что необходимо вводить QR-коды для продажи алкоголя. Мои коллеги её поддерживают и говорят о том, что если ввести систему для алкомаркетов и пивнушек, то толку будет больше. Это имеет право на существование, и мы включили это в свои предложения.
Далее. Если мы считаем, что общепит становится ковид-фри зоной, то ограничения по режиму работы излишни. Губернатор ответил, что он это в работу принял. Будут рассматривать, какое примут решение пока неизвестно.
В связи с падением выручки коллеги прогнозируют сложности с выплатой зарплаты, арендной платы и обязательных налоговых платежей.
По поводу сокращения штата. Понятно, что прошло несколько дней и штат никто не сокращает, но у людей сокращается график, а, соответственно, становится меньше рабочих часов. Как итог – сокращение зарплаты. Но тут все зависит от того, сколько продлятся эти ограничения. Подействует ли эта система так, как планируют власти. Длительно в таком режиме работать будет невозможно. Если это продлится месяц или два мы будем вынуждены сокращать персонал. Точнее не так. Если мы ставим человеку не 15 смен, а восемь, и на руки он получает в два раза меньше, чем он планировал, то он сам уйдёт. Это одна из проблем – отток кадров. Эта проблема была в 2020 году, и вот сейчас опять.
Нам сейчас важно, чтобы горизонт планирования был не на одну неделю. Если ограничения закончатся через неделю или две, то мы переживем. Но мы не понимаем, чего ждать. Если ограничения будут продлевать, продлевать по неделе, по две, то как планировать свою работу?
Сергей, хозяин одного из заведений общепита, и управляющая кафе Лариса:
— По итогам недели мы подводили статистику, и скажу, что за те четыре дня, что введена система QR-кодов, число посетителей и выручка заведения сократились на 75 процентов. То есть мы на сегодняшний день имеем порядка одной четверти гостей от того, что было до введения этих мер, – рассказал Сергей. – Эта цифра в каком-то плане ожидаемая, потому что когда нам дают официальную информацию о том, что в области вакцинировано меньше 300 тысяч человек, соответственно от этого мы и смотрим. То есть из 100 потенциальных клиентов к нам приходит только 25.
— Были и проблемы на входе в кафе. Конечно, большинство гостей относится с пониманием, – подключилась к разговору Лариса, – Но часть пришедших гостей не понимают, не хотят воспринимать такие ограничения. Они считают, что мы ущемляем их права, естественно у нас начинаются конфликты. Люди оскорбляют и менеджеров, и официантов, иногда даже угрожают. Кто-то все равно хочет пройти и сесть в зале. С разным сталкиваемся. Каждый день таких посетителей 3-4 человека. Либо те, у кого есть прививка, но они отказываются показывать паспорт, говорят немного в грубой форме: «это мои личные данные, на каких основаниях вы их вообще проверяете, вы кто такие». Кто-то начинает дальше конфликт развивать, кто-то разворачивается и уходит. Альтернатива подождать доставку или забрать с собой людей тоже не устраивает. Гости хотят сидеть в зале, общаться, кушать вкусную еду. Они не хотят забирать с собой заказ и сидеть в машине или кушать дома. Они хотят быть в заведении. Людей совершенно не устраивают эти ограничения.
Кроме того, нам пришлось сократить рабочий день у персонала, пришлось сокращать смены, некоторые должности тоже пришлось сократить. Сейчас в смену выходит меньше людей, к примеру, штат поваров пришлось сократить вдвое. Соответственно мы должны понимать, что зарплата людей снизится примерно на 40-50 процентов. Есть люди, которые уже начинают задумываться, а нужна ли им вообще эта сфера? Зачем в таких условиях работать, может лучше уже уйти, поменять свой профиль. И мы должны понимать, что когда всё вернётся на круги своя, то мы столкнёмся с огромной проблемой – это персонал. И, надеюсь, гости пойдут, это отлично, но у нас снова будут слабые места.
— Если заведения закроют для посещения, а работать сможем только на вынос… это выживание. В лучшем случае – это работа «в ноль», – добавил Сергей, – Потому что, заведение, которое изначально на доставку не заточено, столкнётся с целым рядом сложностей. Организация доставки – это не просто. Но дело даже не в доставке. Люди привыкли приходить сюда за атмосферой. Что такое подача еды в кафе? Блюдо приготовлено, красиво подано, кроме того гость получает определённое обслуживание. И если, условно говоря, взять хороший ресторан и приготовить в нём ту же пиццу, то когда она доедет до клиента, то не сильно будет отличаться от пиццы из любого фастфуда. Соответственно мы очень этого боимся. Самая большая проблема этих локдаунов – нам никто не может сказать, сколько он продлится. Мы ничего не можем спрогнозировать. Мы не можем дать информацию персоналу, оптимизировать свою структуру. Потому что он сначала вводится на неделю, потом говорят, что ещё две недели, и ещё. У нас на других заведениях есть приглашённые с других регионов сотрудники, и мы не можем людей отпустить домой, потому что не понимаем: нас закрыли на неделю или на три месяца. И от этого страдаем и мы, и персонал. Сейчас в городе, по-моему, 300 предприятий занимающихся общественным питанием, но количество сотрудников, в них работающих, гораздо больше. И проблемы эти перетекают в другие сферы. То есть мы сегодня не можем дать нормально работу поварам и официантам, они завтра не пойдут в магазин. Это всё цепная реакция, которая вызывает общий кризис.
— Я добавлю, что мы непосредственно связаны с поставщиками продуктов. И анализируя текущую неделю вижу, что закуп мы будем делать не два раза, как обычно, а один. Закуп снизился фактически на 85 процентов, – пояснила Лариса. – Мы должны понимать, что такая цепочка, как правильно говорит Сергей, цепляет одно за другое. Те же агенты, они зависят от продаж, и если раньше мы могли заказать на двадцать тысяч рублей у одного поставщика, то теперь заказываем на две тысячи или можем вообще не заказывать, если есть какие-то остатки. И логично, что они также пострадавшая отрасль. Их работа связана с нашими заявками, которых или почти нет, или они минимизированы. Кроме того, некоторые позиции в меню пришлось поставить «на стоп». Естественно, сейчас гости ограничены в своём выборе. Но мне сейчас просто экономически не выгодно заказывать некоторые продукты, а значит нам приходится сокращать меню. Здесь все связано, столько людей… а многие про это забывают. У поставщиков есть водители, агенты, бухгалтера в конце концов, которые сейчас также могут остаться без работы. Они нам звонят и спрашивают, когда будут заявки, но я могу им ответить только одно: заявок нет, так как есть ещё остатки. Кроме поставщиков есть ещё и связи с банками. У нас сейчас нет клиентов, нет и оплат по картам, а значит банки не получают свой процент. И таких связей очень много, с разными сферами бизнеса.
Люди к нам идут не только за вкусной едой. Люди к нам идут за настроением и приятной атмосферой. Общепит всегда был сферой праздника. Гости приходят сюда чтобы отдохнуть, пообщаться, поднять настроение, встретиться с друзьями, близкими. А теперь мы этого не можем дать, и люди часто отказываются от доставки. Вот про что мы говорим.
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области:
С начала этой недели в Благовещенске организована работа по раздаче памяток и уведомлений, где прописаны все условия работы с новой системой. Параллельно специалисты собирают обратную связь от руководителей и администраторов заведений. Безусловно, система QR-кодов – не самая популярная мера, однако многие соглашаются с тем, что это лучше полного локдауна. Саму процедуру проверки сотрудники оценивают, как довольно быструю и простую. Возникают сложности с негативом у посетителей в случае отсутствия QR-кода. Фиксируется и снижение числа посетителей. В среднем от 30 до 50 процентов.
Резонно задаются вопросы про меры поддержки. Напомним, что их на этой неделе разработали в правительстве РФ и озвучили президенту Владимиру Путину. Речь идет про единовременные выплаты в размере МРОТ на одного сотрудника и возобновление программы льготных кредитов под три процента с возможностью отсрочки всех выплат на шесть месяцев. В общей сложности предприниматели России получат порядка 27 миллиардов рублей.
Напомним, что в Приамурье работает специальная справочная линия для граждан и предприятий по вопросам применения системы QR-кодов. В рабочее время специалисты проводят консультации по номеру 122. Также, круглосуточно обратиться по данной теме можно через единую горячую линию в регионе 112. За последние дни специалистам поступило порядка 20 обращений, связанных с этими вопросами.
Источник новости: Amur.Info