Все большую популярность у стремящихся к самопознанию людей в последнее время завоевывают метафорические карты. А вот не искушенному в вопросах психологических практик человеку может показаться, что это вещь весьма несерьезная. Например, нечто из области гаданий, в лучшем случае – просто предмет искусства. Что же на самом деле такое метафорические карты, почему их применение вполне научно и кто может ими воспользоваться, рассказала практический и семейный психолог, магистр, игропрактик, ведущая малых групп, амурчанка Ирина Ковалева.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Ирина, давайте для начала выясним, что же все-таки из себя представляют метафорические карты, какие проблемы они помогают решить?
— Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это психологический инструмент работы с бессознательным. Популярность он начал набирать сравнительно недавно, потому что стали заметны результаты работы с этим инструментом в психологической практике.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
Визуально метафорические карты – это набор картинок, глядя на которые человек рассказывает историю, бессознательно подкрепляя ее своим собственным жизненным опытом, установками, переживаниями, убеждениями и смыслами. Психолог или психотерапевт таким образом может определить причину мучающей человека проблемы или обнаружить причинно-следственные связи ее возникновения.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
А так как МАК – инструмент психологии, то нужно понимать, что работа с бессознательными процессами безопасней с профессионалом, нежели любителем и тем, кто картами просто балуется. К сожалению, на данный момент из-за популярности карт их не всегда используют по назначению, а большинство пользователей даже весьма далеки от психологических знаний.
С помощью метафорических карт можно решить широкий спектр внутренних и внешних проблем: от незначительных переживаний до межличностных отношений, можно найти экологичный выход из конфликтных и травмирующих ситуаций, ресурсы и мотивацию, поработать со страхами.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— А метафорические карты предназначены для работы в группах или больше все-таки индивидуальной?
— Работать с ними можно и индивидуально, и с группой. Конечно же, работая с группой, психолог понимает и знает особенности групповой работы: в группе все процессы более тонкие, потому что соприкосновение с историей человека происходит не только с психологом, но и другими участниками встречи. При групповой работе важно уметь управлять процессом и держать его под контролем: не все люди могут работать с метафорическими картами, а реакция одного может «зацепить» другого. В индивидуальной работе психолог может быстро варьировать техники, подстраиваясь под особенности клиента в текущий момент, в группе же это делать сложнее.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Как думаете, почему МАК стали столь популярными за последние несколько лет, хотя появились они уже давно?
— Потому что работа с бессознательным не требует длительной терапии, если этот процесс находится в руках опытного психолога. При работе с метафорическими картами психолог быстро определяет проблемную точку и аккуратно выстраивает вокруг нее терапевтический процесс. В итоге эта точка становится отправной для изменений во внутреннем мире клиента. А еще МАК существенно облегчают процесс раскрытия клиентской истории, потому что часто клиенту очень сложно с чего-то начать или вообще озвучить свою проблему. Через карты, через иллюстрации и обезличенных героев это сделать намного проще.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Может быть, для работы с МАК нужен определенный склад ума – более творческий, что ли?
— В первую очередь для работы с метафорическими картами необходимы психологические знания. Ну и, конечно же, если психолог обладает абстрактным мышлением и развитым воображением, то этот инструмент придется ему по душе. А в целом выбор данного инструмента – исключительно дело вкуса, умений и желаний психолога им пользоваться.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— А если захочется не с психологом, а самостоятельно поработать с метафорическими картами, какие для этого понадобятся знания?
— На самом деле работать со своими запросами через метафору не всегда просто. Особенности карт таковы, что специалист задает клиенту ряд вопросов для прояснения его видения картинки, чтобы выявить точки для дальнейшей работы. Задавать самому себе вопросы сложно, так как мозг, заранее зная, что и как ответить, уже не опирается на бессознательное, а использует сознательную часть психики. Поэтому сложные и глубокие процессы лучше и безопаснее доверить специалисту, а ресурсные запросы вполне можно делать самостоятельно.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Существуют ли какие-то виды, категории метафорических карт? Наверняка сейчас уже есть известные колоды и их иллюстраторы?
— Все карты имеют разную специфику: есть портретные колоды, ресурсные, колоды для работы с различными видами психологических травм, колоды на проработку взаимоотношений, детские колоды, женские, мужские, универсальные. Есть классические колоды, которые были «первопроходцами» в психологии, такие как COPE, OH, Tandoo, «Персона», «Морена» и другие. Сейчас очень много современных карт, которые представляют собой не только нарисованные картинки, но и фотографии, а также изображения, сгенерированные искусственным интеллектом. Каждая колода специфична и подбирается психологом по внутреннему отклику на стиль изображений, с которым он сможет работать.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— А какими колодами пользуетесь вы сами, что у них за стилистика, настроение?
— У меня в обиходе 31 колода. Каждая имеет свое предназначение и работает на свой спектр запросов. Я предпочитаю рисованные картинки, дающие возможность человеку увидеть разные образы. Для меня важна художественность и возможность оттолкнуться от картинки в глубину запроса. Фотографичные и компьютерные картинки мне не откликаются.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Как вы выбираете, для работы с какими запросами использовать метафорические карты, с какими – нет?
— На консультациях я применяю метафору, когда человеку сложно принять и осознать проблему, увидеть ситуацию со стороны, и когда подключаются механизмы психологической защиты. А на метафорических групповых встречах я задаю тематику работы, готовлю под тему комплекс вопросов и колоды, которые помогут лучше найти необходимые ответы, использую несколько колод.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
Так как я практикующий психолог, метафорические карты для меня служат дополнительным инструментом работы с запросом. И, честно говоря, в 90% случаев человек приходит с одним запросом, а в процессе работы находится источник проблем совсем в другом русле. Это нормальная практика в кабинете психолога, и она не зависит от инструментов работы.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Как вы строите работу с метафорическими картами, чтобы она точно принесла результат?
— Мой личный метод основан на опыте работы с этим инструментом и выработанной схеме задавания нужных вопросов. На этом в основном и строятся метафорические техники, которые я пишу к каждой групповой встрече. Как правило, конкретные ожидания в психологических процессах – дело неблагодарное, потому что они всегда непредсказуемы и чаще неощутимы. Для меня лучшим результатом является момент, когда удается направить человека к своей истине и осознаниям. Иногда случается так, что только после нашей работы человек понимает, о чем шла речь. А бывает, что человек не готов к тому, что для него является решением. И это тоже результат.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
— Возможно, кто-то говорил вам, что метафорические карты сродни Таро с их предсказаниями и своеобразной трактовкой образов? Что скажете про такие стереотипы?
— Конечно, таких стереотипов очень много. МАК отличаются от Таро тем, что их картинки не несут в себе конкретного описания и интерпретации, кроме, разве что карт-посланий, но это, скорее, такое коучинговое ответвление. Разные люди в одной и той же метафорической карте увидят каждый абсолютно свою историю. Задача психолога – посредством вопросов направлять человека к поиску своих ответов в рамках его же видения картинки.
Фото: личный архив Ирины Ковалевой
Сегодня я часто наблюдаю небрежное отношение к метафорическим картам из-за веяний моды, баловства и несерьезного к ним отношения. Иногда и ресурсная картинка поднимает сильные переживания у человека, и если в этот момент его не смогут грамотно направить в разборе карты, то могут быть печальные последствия. А доверие у людей к картам формируется чаще после работы со специалистом. Каждый вырабатывает свой стиль работы. Но в любом случае, задавая вопросы, важно уметь отключиться от своего собственного видения метафоры и не привести человека в свою же проекцию. Поэтому таким инструментом нужно уметь пользоваться.
Источник новости: Amur.info