Накануне Амур.инфо рассказало историю о конфликте между водителем такси и 63-летней женщиной-пассажиром. Напомним, перепалка, возникшая в салоне авто по поводу способа оплаты услуг, вышла из-под контроля, и мужчина силком выволок амурчанку из машины.
Кто прав, а кто виноват в конкретном случае с точки зрения закона и какие существуют нормы, регулирующие отношения между клиентом и поставщиком услуги? Ситуацию проанализировал юрист «Юридического центра-28». Ольга Непомнящая отметила, что существуют законные основания для отказа пассажиру такси в поездке:
— Большинство пассажиров полагают, что водитель такси обязан их везти туда, куда они хотят, и не вправе им отказать ни при каких условиях. Более того, многие пассажиры считают водителя такси обслуживающим персоналом, который не имеет права голоса и обязан выполнять все прихоти пассажира.
Фото: Амур.инфо
Безусловно, водитель такси работает в сфере услуг и должен быть максимально клиентоориентированным, однако уверенность пассажира в том, что «клиент всегда прав», является ошибкой. У этого правила имеются исключения, и они основаны на законе.
В соответствии с требованиями закона, перевозка пассажиров легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования (перевозки), который заключается в устной форме между пассажиром и перевозчиком.
Перевозчик вправе отказать пассажиру в поездке, если при заключении договора перевозки стороны не достигли соглашения по поводу стоимости и порядка оплаты предстоящей поездки. Это право следует из статьи 432 ГК РФ, которая устанавливает, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пункт 4 статьи 31 Устава автомобильного транспорта устанавливает право перевозчика отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажира и багажа в случае, если поведение пассажира может создавать угрозу безопасности водителя, в нашем случае это оскорбление водителя.
Отказ в перевозке пассажира на основании возможной угрозы безопасности водителя всегда будет субъективным и, возможно, не совсем очевидным для окружающих. Однако, поскольку речь идет о безопасности водителя, то именно водитель и будет решать, что может представлять для него угрозу.
В данном случае при выполнении перевозки пассажира в связи с отсутствием наличных денежных средств для оплаты между сторонами возник конфликт.
После того, как пассажир оскорбил водителя, унизил его человеческое достоинство, водитель отказался от дальнейшего исполнения договора и предложил пассажиру покинуть его автомобиль, а пассажир категорически отказалась выходить из автомобиля. В данном конкретном случае виноваты обе стороны: как пассажир, так и перевозчик.
Перевозчик не имел права применять физическую силу, так как есть иные способы воздействия на человека, а пассажир не имела права портить чужое имущество (удерживание двери авто ногой) и игнорировать требование водителя.
В каждом случае у сторон есть право обратиться в полицию с соответствующим заявлением.
Дополнительно отмечу, что наш вывод сделан со слов третьих лиц. В данной ситуации необходимо разбираться детально, при помощи опроса сторон и свидетелей, если таковые имеются, – подчеркнула юрист.
Источник новости: Amur.info