Практически еженедельно из полиции поступают сообщения о том, что амурчане становятся жертвами телефонных мошенников. Корреспондент Амур.инфо решил выяснить, кто именно чаще всего идёт на поводу у злоумышленников и почему амурчане верят им. Ответы на эти и другие вопросы дала Татьяна Дьячкова, сотрудник уголовного розыска МУ МВД России «Благовещенское».
— Татьяна, здравствуйте, какие схемы мошенничества сейчас наиболее популярны, и появились ли в последнее время новые способы одурачивания людей?
— Все новые схемы мошенничества – это хорошо забытые старые. У телефонных мошенников меняются только предлоги: они представляются работниками служб безопасности банков, сотрудниками полиции, следственного комитета или ФСБ. Сейчас появилась новая схема, когда от имени руководителя, к примеру, от главного врача медицинского учреждения или директора учебного заведения, работникам в Telegram приходят сообщения о том, что им поступит важный звонок.
Буквально недавно был случай. Написали медицинскому работнику от имени главврача, что сейчас ему позвонит куратор Минздрава от ФСБ, который проведет инструктаж по технике безопасности. Получив такое указание от начальника, женщина взяла трубку. В ходе разговора собеседники убедили ее, что мошенники пытаются снять деньги со счетов, а также, пользуясь ее персональными данными, планируют оформить кредит и перевести эти деньги на территорию Украины. Потерпевшую запугивали привлечением к уголовной ответственности за участие в экстремистской деятельности. Амурчанка поверила, сняла деньги, оформила кредиты и перевела всю наличность на якобы «безопасный счет», для того чтобы обезопасить себя и свои накопления. В итоге лишилась около 3 миллионов рублей.
— Получается, что схема с сообщениями через Telegram самая новая?
— Да. Но уже зарегистрировано более пяти случаев.
Фото: Амур.инфо
— Ранее были популярны звонки от «службы безопасности банка» и «полиции». Людям говорили, что на них берут кредит мошенники и надо их перехватить. Эта схема ещё работает?
— Всё работает. Если звонят сотрудники «Центрального банка», они говорят: «Мы переведём разговор на сотрудника правоохранительных органов, который занимается непосредственно установлением мошенников. Для того чтобы подцепить на крючок этих людей, вам нужно именно сейчас в банкомате положить деньги на этот счёт». Начинают убеждать людей, что мошенники впоследствии именно с этого банкомата будут снимать деньги, а они, «правоохранители», ведут за ним наблюдение.
Был случай, когда телефонные аферисты заказывали такси для передвижения гражданина, то есть сами заказывают, но оплачивает услуги такси потерпевший. Представляясь сотрудниками силовых структур, мошенники говорят, что нужно приехать в указанный ими банк и подойти именно к определенному специалисту, которого якобы они проверяют. Пока люди в пути, мошенники диктуют им по телефону четкие инструкции, как нужно вести себя в той или иной ситуации. То есть жертвы действуют под чётким руководством тех, кто им звонит.
— Расскажите о последнем обращении по телефонному мошенничеству, с которым вы работали.
— Последний был сегодня утром. Пришёл мужчина, сказал, что он абсолютно ничего не делал, телефон просто лежал, и каким-то чудным образом на него оформился кредит в банке через личный кабинет. Полученные кредитные средства были списаны на покупки в маркетплейсе. Вот, знаете, иногда взрослые люди, а ведут себя хуже детей. Говорит: «Я ничего не делал, но мне поступило сообщение от банка о том, что надо заплатить просрочку по кредитному договору, который я не брал». Гражданин поехал в банк, там ему сказали, что через личный кабинет им был оформлен кредит. Мужчина продолжал настаивать на своем. Мы у мобильного оператора запросили детализацию его звонков и сообщений, а также выписки из личного кабинета в мобильном приложении, увидели, что у него множество сообщений поступило от банков, а до этого он с кем-то 6 минут разговаривал. Я спрашиваю у него, как так-то? Но мужчина стоит на своём: «Я ничего не делал».
К сожалению, так бывает, что по личным причинам сами потерпевшие много чего недоговаривают и за помощью в полицию обращаются поздно.
Фото: Амур.инфо
— Какие приёмы используют мошенники, чтобы люди начали им доверять?
— Знаете, мошенники очень хорошие психологи. Они настойчиво, заученными фразами, говорят четко и уверенно. Вот, представьте, поступает звонок. «Здравствуйте. Вас беспокоит сотрудник Центрального банка или правоохранительных органов. По вашему счёту…» Их людям перебить зачастую трудно, они могут и осознавать, что это мошенники, но чем дольше продолжается разговор, тем больше человек вводится в заблуждение. Кроме того, потерпевшие в процессе разговора много информации о себе предоставляют, даже не задумываясь об этом.
Каких-то конкретных фраз, по которым можно распознать мошенников, нет. Нужно понимать, что сотрудники службы безопасности банка или правоохранительных органов, если даже звонят, то по телефону не будут обсуждать какую-либо информацию, особенно вовлекать людей в расследования уголовных дел и уж тем более интересоваться счетами и накоплениями. Граждан обязательно пригласят в ту или иную организацию для личного общения.
— А есть ли слова, которые должны насторожить и заставить человека задуматься: стоп, что-то не то происходит?
— Да. Если в телефонном разговоре хотят узнать какие-то данные банковских карт, личные данные, коды из смс-сообщений, в которых, кстати, большими буквами написано «КОД НИКОМУ НЕЛЬЗЯ СООБЩАТЬ», – это мошенники! Ни одно официальное лицо личную информацию по телефону не узнаёт. Даже если вам называют вашу фамилию, имя и отчество, место жительства, то это не значит, что позвонивший – представитель правоохранительных органов или банка. К сожалению, в интернете есть платформы, через которые всю информацию о людях можно узнать. Это информация давно не закрытая, тем более для тех людей, у которых есть цель выманить деньги.
— Бывает ли так, что человек до последнего не хочет верить, что его “развели” мошенники?
— У нас был такой случай, когда мы доставили мужчину в отдел полиции, сами на него вышли. Он длительное время не верил, что его обманули мошенники. Примерно около месяца телефонные аферисты обрабатывали амурчанина. За это время он перевёл много своих денег, продал квартиру, а также помог перевести деньги мошенникам ещё трём людям, думая о том, что помогает сотрудникам «ФСБ».
Как рассказал мужчина, ему позвонили из «ФСБ», сказали, что на официальном сайте он может посмотреть, что действительно разговаривает с сотрудником. В продолжение разговора добавили, что он может помочь в установлении и задержании группы мошенников, которые промышляют на территории областного центра. Мужчина долгое время проработал военным врачом, поэтому поверил в услышанное и до последнего продолжал верить в то, что помогает людям спасти их деньги. Когда мы ему объяснили всю ситуацию и рассказали, как действуют мошенники, он долго не мог в это поверить, продолжая говорить: «Мне звонил полковник ФСБ, поехали туда, зайдем, он всё подтвердит, я помогаю обезопасить деньги другим людям». Потерпевший тогда перевел мошенникам порядка 12 миллионов с учетом того, что продал свою квартиру.
Фото: Амур.инфо
— А все-таки, в какой момент люди понимают, что их обманули?
— Сейчас всё чаще происходит, что банки сами блокируют подозрительные операции. Так вот, когда это случается и при личной встрече специалисты банка сообщают, что вы столкнулись с мошенниками, тогда люди это и понимают. Либо когда кто-нибудь из родственников пожилых людей приходит домой и слышит разговор, после чего забирает телефонную трубку и объясняет, что звонили мошенники. Бывают случаи, когда люди что-то заказывают в интернете, а товар не получают, либо попросту проходит длительный период времени, и граждане понимают, что их всё-таки обманули телефонные аферисты.
Хочется отметить, что сколько бы мы ни рассказывали людям о мошенниках и способах обмана, они продолжают доверять аферистам и попадаться на их уловки, беспечно относясь к своему имуществу и накоплениям. Это подтверждает статистика. По сравнению с 2022 годом количество таких преступлений увеличилось более чем вполовину. В текущем году возбуждено более 1100 уголовных дел.
Самый эффективный способ борьбы с мошенничеством – это бдительность людей!
Источник новости: Amur.info