Отмена или назад в 90-е?: как новые правила на рынке такси аукнутся амурчанам

В первый месяц осени на территории России вступит в силу новый Федеральный закон, который вводит новые правила работы на рынке такси. Грядущие изменения в правилах работы служб такси вызвали массу дискуссий среди участников рынка.

Законодатели, чиновники, представители общественных организаций, которые занимаются вопросами перевозок, а также сотрудники надзорных органов считают грядущие нововведения важными для обеспечения безопасности клиентов и выведения рынка из тени.

Но, по мнению тех, кто занимается пассажироперевозками, новшества могут спровоцировать уход рынка в ту самую тень, от которой его пытаются уберечь. И там, в «тени», не будет контроля за безопасностью и стандартами качества услуг.

Отмена или назад в 90-е?: как новые правила на рынке такси аукнутся амурчанам

Фото: Амур.инфо

Как всё планируется?

Первым делом авторы закона придумали три отдельных реестра.

Первый – это реестр перевозчиков. В нем должны быть перечислены все, кто возит людей: компании, ИП и самозанятые. Отдельно (второй реестр) должны учитываться службы заказа, то есть будет отдельный список агрегаторов – компаний, которые получают вызовы от потребителей и передают их перевозчикам. Учёту в третьем реестре подлежит весь транспорт, который используется в пассажирских перевозках.

Изменятся также требования к водителям. Теперь работать в этом бизнесе смогут только «лучшие из лучших». Куда деваться остальным – непонятно.

Проблемой могут оказаться судимости за преступления, связанные с применением насилия. Это логично, но сужает возможности трудоустройства для освободившихся из мест заключения, отбывавших за преступления в стиле «мордобой с соседом». Кроме того, водитель перестанет быть таксистом при наличии за год двух арестов или лишений прав. То же самое с ним может произойти при наличии трех и более неоплаченных автомобильных штрафов за год.

Требования к перевозчикам также отражают подход законодателей. Кроме очевидных требований того, что перевозчик должен быть официально зарегистрирован, а все машины должны быть идеально исправными, у всех со всеми должны быть заключены все необходимые договоры, а сведения о каждом вызове необходимо хранить не менее 6 месяцев.

К агрегаторам тоже есть новые требования. Теперь они несут солидарную, то есть совместную ответственность, если у перевозчика не было разрешения, полную ответственность – если он не был уведомлен о наименовании перевозчика. А если страховка по ОСАГО не покрыла реально причиненный ущерб, недостающее могут взыскать с агрегатора.

Фото: Амур.инфо

Подводные камни

Основная проблема нового порядка в том, что вводится масса требований, для которых нужны дополнительные вложения. И в итоге модернизация рынка такси ляжет на плечи таксистов и их клиентов.

Закон обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Этот тариф в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно.

А ещё водители такси будут проходить аттестацию. Они должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения.

Директор такси «Максим» Максим Шушарин в интервью для «Чита.Ру» рассказал, что требования, предъявляемые новым законом к перевозчикам, являются невыполнимыми – в стране не хватит медиков, пунктов медосмотра и техосмотра. Более того, эти требования излишни, так как Правила дорожного движения никто не отменял.

В иркутских СМИ подробно описан эксперимент, проведённый сервисом «Максим» 31 июля. В этот день на территории всего региона с 6 до 9 часов утра был закрыт доступ к заказам для водителей, которые не соответствуют требованиям упомянутого федерального закона. Как сообщила пресс-служба агрегатора, в этот тестовый период водители с разрешениями на деятельность смогли выполнить всего около одного процента от всех поступающих заявок. И это всё, что нужно знать о том, как будет работать новый закон.

Как может получиться?

Участники рынка говорят о «коллапсе», но наиболее вероятный исход таков, что весь бизнес «спрячется в тень». Амур.инфо пообщалось с одним из амурских предпринимателей, который работает в этом бизнесе.

— Большинство тех, кто предоставляет авто, не хотят этим заморачиваться, на каждую машину эту бешенную страховку делать. У кого-то две-три, у кого-то до десяти машин, которые сдаются в аренду. Мой друг берёт в аренду машину, мало того, что в неделю отдаёт 10 тысяч, хозяин машины ему сказал: «Если хочешь дальше продолжать работать, делай лицензию, делай сам страховку». А таких цен на рынке не видно, чтобы этим заморочиться. Сейчас ждём 1 сентября. В одном из агрегаторов такси нам уже сказали чётко и ясно: доступ к заказам будет ограничен для всех, у кого не будет лицензий и страховки, – рассказал Алексей.

Алексей возит людей по области с 2015 года и ещё застал те времена, когда для вызова такси был необязателен смартфон. Сервисом мог воспользоваться любой человек, у которого есть руки, и он умеет ими махать. Наш эксперт считает, что самый реалистичный сценарий после вступлении закона в силу – «откат в 90-е годы».

Фото: Вячеслав Ясько

— Многие просто уйдут из такси и будут работать на себя. Вернётся всё то, что было до введения агрегаторов. Территория города тогда была поделена между таксопарками, у них были свои «грядки»: аэропорт, автовокзал, ночные клубы, торговые центры. Сейчас всё очень быстро может вернуться в эту колею, опять везде будут «грядки» и все будут работать как работали, просто, а с приложений брать заказы не будут, – «вангует» Алексей.

Может, не время?

Тем временем, федеральные СМИ сообщают, что Общероссийское объединение пассажиров попросило власти перенести вступление закона в силу на сентябрь следующего года, потому что «к нынешней осени выполнить установленные требования будет проблематично». Пока все требования может выполнить только Москва. На остальных территориях, где до сих пор отсутствуют базы данных, агрегаторы не смогут передать заказы водителям, а значит пассажиры лишатся возможности вызвать машину.

Таким образом, ситуация может пойти в ту же сторону, что и несостоявшийся в России полный запрет праворульных авто. Напомним, что постановлениями того же самого российского правительства этот запрет отодвигали по времени. В итоге уже сами японцы устали смотреть на это с рукой у лица, и сами ввели запрет со своей стороны.

Подводя итог, можно сказать, что по всем отзывам законопроект пока «сырой» и вызывает массу нареканий у большинства участников рынка как в Приамурье, так и по всей стране. Также очевидно, что не получится просто перенести на всю страну опыт столицы. В этой связи хотелось бы надеяться, что итоговое решение будет учитывать не только интересы власти, но также участников рынка и простых граждан, которые ежедневно пользуются услугами такси.

Источник новости: Amur.info