Мемориальный проект «Имена Амура», посвящённый 165-летию области, продолжается. История области знает множество великих людей, чьи имена носят города и улицы, парки и площади населенных пунктов – о них мы рассказываем каждую неделю. Напомним, проект реализуется совместно с «Народным музеем имени Кириллова».
В прошлом выпуске мы рассказывали о Герое Социалистического Труда, именем которого назвала площадь в Козьмодемьяновке Тамбовского района.
Сегодняшний материал посвящен видному амурском полководцу Степану Михайловичу Серышеву.
Серышевский район и его центр получили своё название в честь полководца Гражданской войны, одного из руководителей партизанского движения в Амурской области, организатора Народной революционной армии Дальневосточной Республики.
Степан Михайлович Серышев внес большой вклад в освобождение Дальнего Востока от интервентов в 1918-1920 годах. Это был человек с сильным характером, широкой эрудицией и незаурядным талантом организатора.
Именем Степана Михайловича названы не только округ и окружной центр – поселок Серышево, но и улица и площадь Серышева в Хабаровске, на площади ему установлен памятник.
Фото: Данила Бирюков
Служба на стороне Красной Армии
Степан Михайлович Серышев родился в семье плотника в 1889 году в селе Залари Иркутской губернии.
По окончании сельской школы несколько лет был рабочим. Когда началась Первая мировая война, его в 1914 году призвали в армию и, как достаточно грамотного, направили в первое Иркутское пехотное военное училище, которое он окончил в 1916 году, получив чин прапорщика.
Для него проблем политического выбора не стояло, уже в 1917 году Серышев стал большевиком. Когда фронт развалился, он отправился в родной Иркутск, где стал командиром красногвардейского отряда. Вместе с командующим красных войск поручиком Валерианом Дмитриевским, в 1905 году участвовавшим в революционных событиях в Чите, прибывшим из Красноярска прапорщиком Сергеем Лазо Серышев участвовал в подавлении декабрьского восстания юнкеров.
Потом опять же вместе с Сергеем Лазо весной 1918 года воевал с семёновцами на Даурском фронте. Летом же был направлен на Прибайкальский фронт, где его назначили начальником береговой и железнодорожной охраны. Участвовал в июльских боях. А когда ситуация на некоторое время стабилизировалась, подал рапорт об отпуске. 31 июля Сибирский верховный командующий Пётр Голиков подписал его «для исправления здоровья». Но стоило только Серышеву уехать, как белые перешли в наступление. И вскоре красные сдали Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), а потом и Читу. Все войска откатились в Благовещенск. При этом на совещании, проведённом на станции Урульга, было принято решение перейти к партизанским формам борьбы.
Как пишут краеведы Амурской области, с этого времени Степан Серышев «стал соратником Фёдора Мухина, председателя Амурского советского народного комиссариата». Но в том же 1918 году в одном из боёв он был ранен и попал в плен. В Благовещенской тюрьме он провел полтора года. Чудом остался жив. Только в феврале 1920 года его освободили партизаны, занявшие столицу Амурской области. И уже 24 февраля под его председательством прошло заседание президиума Военного комиссариата Амурской области, на котором принято решение о «реорганизации партизанских отрядов в регулярные части Красной Армии». Тогда в Амурской области была установлена Советская власть.
И Серышеву пришлось сражаться на границе Амурской и Приморской областей.
Командующий Амурским фронтом
Летом в Амурскую область из Верхнеудинска была отправлена большая группа командиров и комиссаров, а на пост командующего фронтом в августе 1920 года вместо Дмитрия Шилова был назначен Степан Серышев. Они начали реорганизацию партизанских отрядов, превращая их в регулярные части.
Карандашный портрет Серышева из книги «Таёжные походы»
24 сентября комфронта издал приказ о сосредоточении сил фронта на читинском направлении. Всё было расписано детально для каждого подразделения. Ждали ухода японцев. И 15 октября, в день, когда последние эшелоны японских войск покинули Читу, был издан приказ Серышева о переходе в наступление.
22 октября Степан Серышев не без гордости сообщал комиссару Амурской области Моисею Трилиссеру: «К трехлетней годовщине Октябрьского переворота войсками вверенного мне фронта взята Чита. Гады бегут в панике, сбрасывая эмблему насилия – погоны. Противник разбит на всех направлениях и бежит к Монголии, вслед послана кавалерия. Враг должен быть в корне уничтожен. План, выработанный штабом фронта, выполнен блестяще».
Но не все белые бежали. Остатки трёх корпусов Дальневосточной армии атамана Григория Семёнова пытались закрепиться на крупных станциях Маньчжурской ветки. К 1 ноября 1920 года Амурский фронт значительно усилился. Теперь он включал 38 тысяч бойцов, 60 орудий, 191 пулемёт, шесть бронепоездов и даже десять танков.
Бои были тяжёлыми, с большими потерями для обеих сторон. Но 21 ноября последние части белых ушли в Китай. Войска под командой бывшего поручика разгромили части семёновских и каппелевских генералов.
После изгнания противника и японских интервентов с Дальнего Востока Степан Серышев учился в военной академии имени Михаила Фрунзе.
В 1923 году командовал стрелковой дивизией, а через год являлся помощником командира корпуса. Далее два года работал военным атташе в Японии.
С октября 1927 года назначен начальником Центрального Дома Красной Армии в Москве.
В 1928 году на 40-м году жизни умер в Москве от болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: Александр Баринов, Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке». Издан в 1936 году. «Читинское обозрение» №48 (1636) // 25.11.2020 г.
rus.team
Источник новости: Amur.info