Мемориальный проект «Имена Амура» продолжает рассказывать истории известных амурчан, чьи имена носят города, сёла, улицы и парки региона. Материалы Амур.инфо готовит совместно с центром краеведческих и музейных инициатив «Народный музей имени Александра Кириллова» муниципальной информационной библиотечной системы Благовещенска.
В прошлом выпуске проекта мы говорили о личности первого мэра города Тынды Марке Борисовиче Шульце.
Сегодня героем материала стал известный амурчанин, железнодорожный генерал, чьим именем назван переулок в посёлке Февральск Селемджинского района Григорий Иосифович Когатько.
Генерал-полковник, Герой Социалистического труда Григорий Иосифович Когатько живет в Москве и известен на всю страну: с 1992 по 2008 годы он руководил Главным управлением Железнодорожных войск страны. Помнят о нем и в Приамурье. В конце 1990-х его именем назвали один из переулков поселка городского типа Февральск Селемджинского округа. Переулок примыкает к главной улице Енисейской и упирается в здание местного железнодорожного вокзала, где расположена памятная табличка.
Почему в Февральске? Дело в том, что в 1977 году Григорий Когатько в должности командира бригады Железнодорожных войск был направлен на строительство одной из крупнейших магистралей в мире – Байкало-Амурской (БАМ). Бригада Григория Иосифовича дислоцировалась в Февральске.
— Я лично знала Григория Иосифовича, ведь мой муж тоже был офицером, – вспоминает жительница поселка, председатель Совета ветеранов Февральска Валентина Власова. – Был очень общительным, а самое главное – справедливым. Многие жители запомнили Когатько «настоящим мужиком»! Перед тем, как присвоить переулку имя, администрация отправляла документы на согласование лично Григорию Иосифовичу.
Проверка на прочность
Григорий Когатько родился в 1944 году в украинской деревне Великоалександровка Николаевской области. В армии служил в Железнодорожных войсках СССР, где проявил себя с лучшей стороны. Командование части направило парня обучаться на девятые высшие офицерские курсы. После их окончания в 1963 году в звании младшего лейтенанта он командовал взводом. После Григорий продолжил учёбу в Ленинградском училище Железнодорожных войск и военных сообщений имени Фрунзе, а через восемь лет с отличием завершил обучение в Военной академии тыла и транспорта.
Но настоящая школа жизни случилась позже – в 1977 году. Железнодорожная бригада под командованием Когатько отправилась строить БАМ. Самые тяжёлые участки стройки, где гражданские специалисты просто отказывались работать, прокладывали, трассировали и строили солдаты Железнодорожных войск СССР. Дорога должна была пройти через вековую тайгу в суровых климатических условиях, пробиваясь через мари и скалы, сооружая тоннели, пересекая горы и множество рек.
На трассе, как во время войны, части не назывались напрямую своими воинскими номерами, а имели таблички с надписью «хозяйство», и дальше шла фамилия командира части. Это объяснялось тем, что стройка новой магистрали проходила рядом с участком советско-китайской границы. Велика была опасность того, что сюда могли проникнуть не только разведчики, но и диверсионные группы. Поэтому бдительность и секретность были на запредельном уровне.
— Такой грандиозной задачи железнодорожные войска ещё не получали!, – рассказывал в одном из интервью Григорий Иосифович. – Мы перевернули горы земли, построили тысячи мостов. Мы действительно гордились собой, страной и результатом.
Железнодорожные войска на БАМе выступали в качестве генерального подрядчика со всеми вытекающими из этого последствиями.
Специалисты выполнили более 220 миллионов кубических метров земляных работ, построили 1 248 мостов, в том числе 345 больших общей протяжённостью свыше 40 километров, проложили 1 518 километров кабельных линий связи, построили и реконструировали 25 станций и при них 23 посёлка общей площадью 420 тысяч квадратных метров, 23 школы на десять тысяч учащихся, 22 детских сада, шесть больниц, 23 котельных с водозаборами и насосными станциями.
— Для меня самым ярким воспоминанием о БАМе остаются люди, их энтузиазм, с которым они воспринимали сам факт, что им доверили такую работу. На строительство БАМа была мобилизована, считайте, вся страна. Все хотели строить БАМ, каждый мечтал быть там. Да, было сложно, холодно, но справлялись. Никто не жаловался, нытиков не помню, все жили и работали ради одной цели – построить Байкало-Амурскую магистраль, – рассказывает Григорий Иосифович.
17 апреля 1984 года вошло в историю и БАМа, и Железнодорожных войск. В этот день у разъезда Мирошниченко произошла стыковка команд путеукладчиков двух железнодорожных корпусов, после которого открылось движение поездов по Восточному БАМу – от Комсомольска-на-Амуре до Тынды. Со стороны Тынды шёл 35-й железнодорожный корпус, со стороны Комсомольска-на-Амуре – 1-й железнодорожный корпус. В день стыковки бригада Когатько получила вымпел от Минобороны «За мужество и воинскую доблесть». В октябре 1984 года Григорию Когатько присвоили самое высокое звание в Советском Союзе – Герой Социалистического Труда.
— Представьте себе, что вы долго и трудно идёте к какой-то цели и наконец достигаете её, – рассказывает он. – Я помню всеобщее ликование, эмоциональный подъём, чувство безудержной радости и настоящей победы. Мы перевернули горы земли, построили тысячи мостов. Мы действительно гордились собой, страной и результатом.
Григорий Иосифович отслужил на строительстве БАМа семь лет. Одним из самых важных дней в жизни стало 17 апреля 1984 года. В этот день у разъезда Мирошниченко встретились двигавшиеся навстречу друг другу команды путеукладчиков двух железнодорожных корпусов. Строительство Байкало-Амурской магистрали завершилось. Согласно официальным данным, военными железнодорожниками в период строительства БАМа построен участок протяжённостью более 1400 километров, возведено более 1000 искусственных инженерных сооружений, в том числе 50 больших мостов.
Новые задачи
В октябре 1984 года Григория Когатько назначали сначала заместителем, а затем и командиром железнодорожного корпуса на БАМе. А в 1988 году он стал начальником Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознамённого училища железнодорожных войск и военных сообщений имени Фрунзе. Спустя практически четверть века Григорий Иосифович вернулся в свою альма-матер, но теперь уже в качестве руководителя.
В 1990 году уже в звании генерала он стал начальником Центрального автодорожного управления Министерства обороны СССР. А через два года Григорий Когатько возглавил Главное управление Железнодорожных войск и командовал им до 2008 года.
12 марта 2023 года заслуженный офицер отметил свое 79-летие.
Сегодня Григорий Иосифович продолжает трудиться на благо государства и входит в состав Управления генеральных инспекторов Министерства обороны РФ.
Источники: МУК «Библиотека пгт. Февральск», Gudok.ru, газета «Красная Звезда».
Источник новости: Amur.Info