23 мая Амурские коммунальные системы представили отчёт о проделанной работе за 2022 год. В Pushkarёv Art Gallery собрались руководители АКС, журналисты и городские чиновники во главе с мэром.
Презентацию комментировал главный управляющий директор АКС и руководитель обособленного структурного подразделения в Амурской области Константин Куликовский. Главной темой ежегодного отчёта стала новая форма финансирования отрасли с участием федеральных денег и частных инвестиций, которая должна помочь переломить ситуацию с ремонтом давно устаревших подземных инженерных сетей.
Редакция Амур.инфо воспользовалась случаем пообщаться с первым лицом АКС и получить ответы на вопросы, чаще всего возникающие у наших читателей.
— Константин Александрович, на каком этапе новый водозабор?
— Сейчас идут работы по подготовке технического задания. Сформированный пакет документов будет направлен на одобрение и включение в программы развития области и города. После включения в программу будет получение денежных средств, проект, экспертиза, стройка.andnbsp; Начало работ прогнозируем на 2025 год. Какие-то работы могут начаться в 2024 году, но в лучшем случае это подготовка площадки. Ключевая задача здесь – проект, в котором нужно учесть все перспективные нагрузки.
— В течение последних пары лет жители сообщают о проблемах на канализационно-насосной станции в районе Тайваня. Они связаны с приёмом (а иногда и с неприёмом) стоков из частного сектора, тех, что откачивают вакуумные машины. Как решается вопрос?
— Дело в том, что эта канализационно-насосная станция изначально не была приспособлена для приёма сточных вод с вакуумных машин, она включена в общую систему перекачки стоков. Позднее, в связи с отсутствием в городе сливной станции, на КНС в 433 квартале установили колодец для приёма сточных вод и приспособили для слива машин. В настоящее время администрация разрабатывает проект по установке профессиональной сливной станции в селе Садовое. Всё это уйдёт за город. Сейчас идёт согласование проекта, его экспертиза. До этого времени имеющаяся станция будет работать, насосное оборудование заменено. После запуска новой станции приём сточных вод на старой прекратится.
— В последнее время люди жалуются на качество воды в городе, каковы могут быть причины?
— Вода, которая подаётся в водопроводную сеть, соответствует санитарным нормам, для этого постоянно проводятся выезды с надзорными органами, отборы воды по сетям в разных местах. Поэтому в каждом случае нужно разбираться отдельно. Ежедневно производится отбор проб воды с разводящей сети и на водозаборах. При возникновении вопросов к качеству воды разбираемся в каждом случае индивидуально. Бывает так, что и внутридомовые сети не промываются, а это уже работа управляющих компаний.
— Как в процессе вашей работы вы прогнозируете рост населения Благовещенска, этажность, количество домов?
— В этом вопросе идёт прямое взаимодействие с министерством строительства Амурской области и управлением архитектуры и градостроительства города Благовещенска. Они нам предоставляют свои цифры. Мы им говорим, что там-то у нас потребление выросло. По каким-то определённым районам потребление снизилось. Здесь два варианта – либо кто-то стал незаконно пользоваться водой, либо потребитель мигрировал из этого района. Внутренняя миграция в пределах города тоже существует, соответственно, где-то получается рост нагрузки, где-то снижение. Поэтому там, где рост, надо делать развитие системы.
— Существует ли какая-то норма по ежегодным ремонтам подземных коммуникаций?
— Как таковой нормы нет, это смотрится по статистике. Для ремонта выбираются наиболее аварийные участки сети. Такой подход применяется ко всем инженерным сетям города: водоснабжение, теплоснабжение, канализация. Часто коммуникации меняются из-за их недостаточной пропускной способности: на сети может никогда не быть аварий, но пропускная способность трубопровода такова, что к этой трубе уже нельзя никого подключить. То есть бывает, что сеть, положенная 20 лет назад, великолепно работает, но её придётся поменять, чтобы подключить больше потребителей.
— Как быть в ситуации, когда при возведении зданий и подключении потребителей прокладываются траншеи через недавно построенные дороги?
— Впервые эти вопросы всерьёз рассматривались, когда реализовывалась программа «Безопасные качественные дороги». Здесь два направления решения вопроса: либо менять всё перед дорожным ремонтом – как и поступили, например, в случае улиц Ленина, Калинина, Зейской, Мухина.
А что касается подключения потребителей и дорожных ремонтов, не всегда получается процесс синхронизировать. Например, сегодня нет желающих подключиться по этой конкретной улице, а ремонт дороги идёт сейчас, и замена сетей идёт здесь и сейчас. А потом, через год, приходит человек, который говорит «я хочу подключиться», и у него есть такое право. Здесь стараемся максимально использовать бестраншейный способ. У нас есть установка горизонтально направленного бурения, когда мы соединяем стороны дороги под землёй, не нарушая дорожное покрытие.
— Можно ли как-то спрогнозировать появление потребителей в том или ином районе и что-то предпринять заранее?
— Крупных застройщиков спрогнозировать можно, у них есть долгосрочные планы. Кроме того, в Благовещенске утвержден генеральный план развития города. А когда приходит время подключать дом на одного хозяина, приходится максимально использовать горизонтально направленное бурение.
— Какой самый простой способ оплаты коммунальных услуг?
— Личный кабинет, однозначно. Он без комиссии и он дистанционный. Если есть вопросы по начислениям, на сайте blag-rkc.ru предусмотрена даже видеоконсультация. Человеку не нужно тратить время на походы в офис, можно поговорить, показать документ на камеру. Человеку не нужно тратить время на походы куда-то. Он должен заниматься другими вещами.
— Модернизация сетей идёт, цифры видели, впечатляет. Но сети также со временем разрушаются и требуют замены. Идут ли эти два процесса параллельно?
— В перспективе. Пока догоняем и будем догонять ещё лет пять-семь. Но понимаете, догонять – это лучше, чем стоять на месте. Цифра, которой все хотят достигнуть, это десять процентов в год от общего фонда. Это лучшая цифра. Мы сейчас имеем показатель на уровне двух процентов. То есть ежегодно мы меняем именно такой процент от общей протяжённости подземных сетей.
— Через какое время инфраструктура города приобретёт другой вид?
— Тяжело прогнозировать, как я и говорил, пока всё в перспективе. Мы пока не вышли в ту стадию, когда мы хотя бы пришли к точке «ноль». Если будет большое количество федеральных программ и ресурсов, то получится быстрее. Тяжело догнать, если до этого всё очень долго стояло на месте. До этого что-то меняли по чуть-чуть, так, как позволяло финансирование. Сейчас власти говорят «можем больше дать, только заберите». Просто посмотрите на количество федеральных программ, которые сейчас запущены правительством российской федерации. Их много, они целевые, направлены на модернизацию и строительство. Мы участвуем во всём, что нам предлагают.
— То есть сейчас российское правительство ведёт долгосрочную работу в этом направлении?
— Да, министерство строительства и министерство ЖКХ российского правительства запустили эти программы «вдолгую», чтобы переломить коммунальную ситуацию по всей России.
— Можно ли создать такую ситуацию, при которой сети не будут требовать ремонта?
— Если просмотреть статистику в целом по России, она говорит, что отрасль была недорегулирована на протяжении длительного времени. Дефицит вложений по всей отрасли оценивается на уровне трёх триллионов рублей. Отрасль была очень сильно недофинансирована.
— То есть мы сейчас разбираем наследие советского периода и 1990-х годов?
— То наследие, которое осталось, его слишком долго эксплуатировали. Какие-то сети меняли в рамках определённых программ, тарифных решений. Но этого всего недостаточно. Почему мы часто говорили сегодня про федеральные инвестиционные программы? Потому что сверху посыл уже идёт к нам: «В отрасль надо вкладывать». И нельзя вкладывать в отрасль только государственные средства, частные инвестиции обязательно нужны. Но при помощи государства предоставляются такие механизмы для инвестиций, где пользование денежными средствами обходится дешевле. Тот же фонд национального благосостояния. Например, если в банке можно кредит под 20 процентов взять, то ФНБ предоставляет эти средства под три процента. Естественно, всё это вкладывается и в стоимость услуг, и в затраты. С такими издержками проще модернизировать систему. По фонду национального благосостояния в этом году у нас один из масштабнейших проектов замены теплосетей.
Источник новости: Amur.Info