Один день из жизни амурского судьи

В рамках рубрики «Один день из жизниand#8230;» корреспондент Амур.инфо пообщался с председателем Благовещенского городского суда Амурской области Александром Першиным. Он рассказал, чем реальный судебный процесс отличается от передач на TВ и о самом долгом рассмотрении дела в суде.

— Александр Васильевич, сколько лет Вы работаете в должности председателя Благовещенского городского суда? И сколько лет всего в судебной системе?

— С 9 января 2001 года я в должности судьи, и с этого времени в судебной системе. В должности председателя суда с 1 января 2015 года, это, получается, восьмой год. Судьи в России назначаются без ограничений срока полномочий, а председатель суда и его заместители назначаются на шестилетний срок. 8 июля 2027 года мой второй срок, как председателя, закончится. Судья имеет право уйти в почётную отставку, если он проработал в этой должности 20 лет. У меня уже на это право есть.

Фото: Амур.инфо

— Как строится Ваш рабочий день? Когда он начинается и когда заканчивается?

— Начинается в 6:30 утра, как правило. Готовлюсь к работе, просматриваю новости: сначала местные, потом федеральные. Прихожу на работу к 8 утра. Стараюсь всегда ходить пешком и на работу, и между зданиями нашего суда. Здесь надо пояснить. Дело в том, что среди судей Благовещенского городского суда есть специализация: в здании на улице Краснофлотской судьи рассматривают административные и гражданские дела, а на улице Пионерской – уголовные.

Обычно рабочий день начинаю на Краснофлотской. При входе интересуюсь у приставов о ситуации в суде. Затем провожу планерки с заместителями по направлениям, решаю хозяйственные вопросы, смотрю поступившие в суд дела. На это уходит полтора-два часа. Также с коллегами обсуждаю текущие вопросы, при необходимости проверяю работу видеоконференцсвязи с судами других регионов, в том числе с девятым кассационным судом. Смотрю поступившие заявления. Затем отвечаю на запросы и жалобы граждан. Этим занимаюсь до обеда. Часто в первой половине дня я рассматриваю административные и гражданские дела, как судья по первой инстанции. Делаю это, с одной стороны, чтобы снять с коллег часть нагрузки, с другой – чтобы держать себя в «форме».

С 12 до 13 обед, а после него я прихожу в здание на улице Пионерской, где рассматриваю уже уголовные дела, иногда уголовные дела с участием присяжных заседателей. Процессы с ними требуют больше времени и сил, так как они очень детально регламентированы. Если не выполнить необходимые процессуальные действия, это может стать основанием для отмены судебного решения.

На Пионерской я обычно тружусь до 17 часов, после чего возвращаюсь на Краснофлотскую. Здесь знакомлюсь с делами, поступившими в суд за день. Работу, как правило, заканчиваю в 19 часов.

Кроме того, приходится работать с гражданами. Например, люди могут попросить разрешить свидание с родственниками, содержащимися под стражей, уголовные дела которых находятся в производстве суда.

— Бывает ли так, что дело, которое рассматривает судья, «рассыпается» в процессе заседания и его приходится отправлять на доследствие? Почему так происходит?

— Начнем с того, что в законе нет такого понятия как «доследствие». В статье 237 Уголовного кодекса это называется возвращением дела прокурору. Чтобы вы понимали работу системы: после того как следователь завершил работу над делом, он передает его прокурору. Прокурор утверждает обвинительное заключение (в некоторых случаях нет) и передает его вместе с делом в суд, и мы начинаем его рассматривать. Если суд видит существенные нарушения, из-за которых не может принять по делу никакого решения, то возвращает его прокурору.

Чтобы вам было понятнее, приведу пример. В статье 73 УПК сказано, что подлежит доказываниюandnbsp;место, время, способ и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Поэтому если совершено хищение, то в деле должно быть указано, что лицо такое-то такого-то числа в такое-то время, находясь в городе Благовещенске на такой-то улице, около дома номер такой-то совершило открытое хищение – сорвало шапку гражданина такого-то. Если в деле, переданном в суд, допустим, не указано на какой улице, у какого дома было хищение, то это и есть неопределенность, препятствующая расследованию дела и принятию по нему решения, поэтому оно подлежит возврату прокурору.

Я вам расскажу об одном таком возвращенном деле. Давно это было, ещё в середине 2000-х. В нем описание деяния было ещё интересное. Компания проснулась утром. Мужчины отправились за спиртным, а женщины стали готовить завтрак. Когда мужчины вернулись, все позавтракали и выпили две бутылки душистой водки одной из популярных марок. Так вот, одного из этой компании впоследствии убили. По версии следствия, это произошло около 14 часов. При этом при описании преступления, говорилось, что «умерший» в 15 часов ещё с лопатой за потерпевшим бегал. Получается, что время неправильно установили.

— Сколько времени может рассматриваться одно дело?

— Где-то в 1986 году я читал в журнале «Человек и закон», что самое долгое дело с 1242 года рассматривается в Индии. И оно до сих пор не рассмотрено. У нас, конечно, такого нет. Но «скоростные» дела тоже не приветствую. Не должно быть так, что дело рассматривается 20 минут, тем более если оно уголовное. Судья должен взвесить все факты и аргументы, приводимые сторонами процесса, чтобы принять решение.

Конечно, есть долгие дела, если в них 300 или 400 человек потерпевших на то, чтобы допросить их всех, сами понимаете, надо немало времени. При этом отмечу, что Благовещенский городской суд рассматривает дела в разумные сроки в основной своей массе, мы стараемся не допускать волокиты.

Если брать основные категории дел, то быстрее рассматриваются дела об административных правонарушениях. По закону они должны быть завершены в течение двух месяцев. Если за это время административное дело не рассмотрено, то лицо освобождается от ответственности в связи с истечением срока привлечения к ответственности. Но есть исключение, например, при управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Срок рассмотрения такого дела до года. Раньше было так, что нарушитель два месяца прячется, а по истечении срока привлечения к ответственности приходит и требует вернуть ему права. Теперь эта лазейка закрыта.

По гражданским делам сроки рассмотрения дел больше. Потому что, например, в некоторых случаях требуется экспертное заключение, а чтобы его сделать, нужно время. А бывает и так: люди спорят об имуществе, и пока дело в суде, один из них уходит в мир иной. Приходится рассмотрение дела приостанавливать, пока не найдется наследник умершего, и не произойдет замена лица.

По уголовным делам обычный срок 2-3 месяца, дальше уже от сложности зависит.

— Вспомните самое интересное, необычное дело из своей практики, может, бывало так, что во время судебного заседания происходили смешные или забавные моменты?

— Я помню многие дела, но помню их по каким-то отдельным деталям преступления, или, к примеру, подсудимый был очень артистичный человек и интересно подавал свою позицию. Хотя… Знаете, было одно дело. Вот представьте, пятница, около 15 часов. Я подхожу к залу заседаний. Секретарь и адвокат стоят перед ним и смеются просто до слез. Я на них посмотрел, разозлился, говорю: «Давайте успокаивайтесь быстрее, у нас процесс». А они мне говорят, когда зайду в зал, всё пойму. Сажусь, начинаю заседание и понимаю, что передо мной вылитый Луи де Фюнес (французский актер, стал известен благодаря комедийным фильмам – Прим.ред.). При этом он не только выглядел как французский актер, но и манера речи у него похожа! Мужчина проходил по делу о незаконном приобретении наркотиков и лечился в специализированном учреждении. Еще один интересный момент был в этом деле –он так быстро выговаривал названия препаратов, которые принимал, что я не мог их записать, а по буквам у него не получалось произнести. Но мы с секретарем в итоге справились.

— Уже много лет на российском телевидении популярны передачи, в которых показывают судебный процесс. Насколько они далеки от реальности? Что ей соответствует?

— На телевидении показывают то, что зритель хочет видеть. Можно сказать, что это рассказ о судебном заседании в «литературной форме».

В реальном процессе всё конкретно: «такого-то числа в такое-то время такой-то совершил нападение, нанес пострадавшему такие-то телесные повреждения топором». А в судебных телевизионных шоу примерно так описывают события: «Вечерело. Он шёл с топором вдоль забора, в котором не хватало трех штакетин. Он очень хотел лишить жизни соседа, с которым с детства плохо находил общий язык». Это два разных описания одного и того же события.

Я такие передачи практически не смотрю, потому что на работе всего этого хватает.

Фото: Благовещенский городской суд

— Люди, с которыми Вы сталкиваетесь по долгу службы, Вам часто говорят «Спасибо»?

— Я всегда говорю, что в судебном процессе две стороны. Одна говорит: «Молодец, наказал», – а вторая недовольна. Может помните, в Благовещенске была стрельба возле ночного клуба на улице Шевченко. Сейчас этот человек отбывает 13-летний срок. Я председательствовал в том процессе. Мне рассказывали, что после оглашения приговора в зале чуть ли не драка случилась. Одна сторона кричала: «13 лет, так ему и надо!». Другая говорила: «Накрутил столько молодому парню! Потерпевший сам виноват». Когда журналисты выходили из зала, то в шоке были.

Хочу сказать, что люди по-разному воспринимают одно и то же событие, поэтому не бывает так, что обе стороны конфликта согласны с судебным решением. При этом я не могу пропускать через себя боль людей, так или иначе пострадавших в рамках дела. Я оцениваю только те доказательства, которые предоставляют стороны, в соответствии с законом и внутренним убеждением, как это и должен делать судья.

Источник новости: Amur.Info