Мемориальный проект «Имена Амура» набирает обороты. Напомним, Амур.инфо создает его при поддержке центра краеведческих и музейных инициатив «Народный музей имени Александра Кириллова» муниципальной информационной библиотечной системы Благовещенска.
В прошлом материале мы рассказывали о великом земляке Тимофее Бояринцеве, героически павшем на поле боя в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня Амур.инфо поведает о герое Социалистического Труда, Почётном гражданине города Зеи Алексее Михайловиче Шохине. Информацию о нём и фотографии предоставил краеведческий музей города Зеи.
Начальник стройки
Алексей Михайлович Шохин родился 28 марта 1928 года в селе Первое Пичаево Тамбовской области. В 1952 году он окончил Московский энергетический институт, после чего работал прорабом в управлении строительства шлюза «Камгэсстроя».
С 1954 года Алексей Михайлович работал в управлении строительства «Братскгэсстрой», где прошёл путь от прораба до главного инженера, начальника базы стройиндустрии и промышленных сооружений управления строительства.
В 1964 году в качестве генерального подрядчика было организовано управление строительства Зейской ГЭС – «Зеягэсстрой», и в этом же году Алексей Михайлович Шохин приезжает в Зею строить ГЭС в качестве начальника управления «Зеягэсстрой».
В марте 1964 года в Зею прибыли первые гидростроители. «Зеягэсстрой» начинал с двух строительных площадок. Одна из них располагалась в Зее, где велось строительство жилого посёлка и производственных объектов, а другая – в Тыгде, где возводилась перевалочная база.
В апреле 1964 года на стройку начала поступать техника. Прибыли первые четыре автомобиля МАЗ-200. А к июню получены два экскаватора, два бульдозера, два автогрейдера, два трактора и сорок грузовиков.
Уже в ноябре отметили первое новоселье: сдали шестиквартирный дом. А всего в 1964 году ввели в эксплуатацию 13 жилых домов. В 1966 году Алексей Михайлович был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1971 году – вторым Орденом Трудового Красного Знамени.
В возведении Зейской ГЭС участвовала вся страна. Более четырехсот заводов Российской Федерации поставляли сюда оборудование и механизмы.
В октябре 1972 года Зею перекрыли, в следующем году уложили первый бетон в основание здания ГЭС, а 27 ноября 1975 года состоялся торжественный пуск первого гидроагрегата Зейской ГЭС.
После десятилетия изыскательских, проектных и строительных работ первая крупная гидроэлектростанция Дальнего Востока была введена в эксплуатацию, ознаменовав новый этап в развитии энергетики Приамурья и Приморья, за что в 1976 году Алексей Михайлович был награждён Орденом Ленина.
Под руководством Шохина полным ходом, опережая плановые графики, возводятся все объекты электростанции, посёлки Временный, Светлый-1, школы, Дома культуры, телестанция and#171;Орбитаand#187;, здание аэропорта, автодорога «Зея –Тыгда». На западной окраине Зеи вырос лесоперевалочный комбинат с жилым посёлком. Были достроены промышленные базы ПМК-597, ДСУ-3, прорабского участка треста «Амурремстрой».
Также введены в строй корпус больницы, клуб «Ровесник», стадион, Дворец спорта, поликлиники, три школы, детские сады, торговые центры и кафе, узел связи, банк, аптеки.
В 1976 году, продолжая руководство работами по вводу новых агрегатов Зейской ГЭС, Шохин возглавил строительство второй в Амурской области ГЭС – Бурейской.
Труд Шохина оценен по достоинству: Главный комитет ВДНХ СССР наградил управление строительства Зейской ГЭС дипломом первой степени, Шохина – золотой медалью.
В 1980 году за выдающиеся успехи в строительстве Зейской ГЭС Алексей Шохин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 2005 году ему присвоили звание «Почётный гражданин города Зеи».
Алексей Шохин руководил предприятиями «Зеягэсстрой» и «Буреягэсстрой» до времён перестройки, когда процессы строительства начали замедляться, и строительство Бурейской ГЭС замерло. Пытаясь хоть как-то «шевелить строительство» необходимых Дальнему Востоку ГЭС, изыскивать у правительства страны материальное и техническое обеспечение, амурчанин переехал в Москву.
Здесь в конце 1980-х его здоровье резко ухудшилось. 8 июля 1988 года он умер и был похоронен в городе Железнодорожном на Пуршевском кладбище.
Память
В честь 30-летия образования управления «Зеягэсстроя» в 1994 году площади Зеи присвоено имя Алексея Михайловича Шохина.
Сквер имени Алексея Михайловича Шохина открыт 19 сентября 2004 года к 125-летию города при поддержке главы администрации города Анатолия Александровича Корыткина.
Там же установлен его мраморный бюст, выполненный по эскизу Амурского скульптора Владислава Афанасьева по заказу коллектива гидростанции.
Алексей Михайлович оставил после себя уникальную гидростанцию,andnbsp;взметнувшиеся к небу этажи новостроек, обновленную энергосистему Дальнего Востока.
Даже десятой части перечисленногоandnbsp;хватило бы, чтобы его имя не было забыто.
Для того чтобы лучше познакомиться с личностью этого великого человека, предлагаем вашему вниманию воспоминания сотрудников «Зеягэсстроя».
ОН ЗНАЛ ВСЕХ В ЛИЦО
(Из рассказа бригадира комплексной бригады «Зеягэсстроя» Николая Хвощинского)
Первый трудовой десант строителей ГЭС прибыл на зейскую землю весной 1964 года. Алексей Михайлович Шохин и Владимир Васильевич Конько с первых дней проявили завидную организацию производства. Фронт работ для плотников-бетонщиков был огромный – строй только! И мы старались на совесть. Возводили объекты автобазы, дома в Светлом и Временном, Дворец спорта и многое другое. Как говорится, ткни пальцем – и попадешь в объект, к которому имела отношение наша комплексная.
Но жилья все равно не хватало. А люди прибывали. Некоторое время я сам бедствовал с жильем, снимал «чаеварку» у хозяев, потом получил квартиру во Временном. Но хотелось в Светлый, где жить было интересней. С этой просьбой я однажды подошел к заместителю начальника стройки Скрипникову.andnbsp;И получил категорический отказ.
А тут как раз исполнилось девять лет со времени моего приезда в Зею. И вот прямо на рабочее место нашей бригады пришел Алексей Михайлович. Он сказал, что мне выделена квартира в микрорайоне Зеленая Роща, что это я заслужил честным и инициативным трудом.
А ведь я даже не заикался Шохину о своей квартирной проблеме!
Как Александр Македонский, говорят, знал в лицо каждого солдата своей многотысячной армии, так и Алексей Михайлович знал все о своих гидростроителях.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
(Из рассказа бригадираandnbsp;комплексной бригады СМУ ОС правого берега «Зеягэсстроя» Леонида Дроздова)
В начале 70-х годов ритм стройки был до предела выверен, четок, дорожили каждой минутой рабочего времени. Тогда мы занимались бетонированием бычков со стороны верхнего бьефа плотины. Стоял январь. В блоках было холодно, наверху гулял ветер. Мы уставали, замерзали, но работали с полной отдачей.
В один из дней, когда до конца работы, помню, оставалось минут десять, была уложена последняя лопата раствора. Начинать очередную бадью не имело смысла, и я дал отбой.
За пять минут до окончания рабочего дня вся бригада уже сидела в теплом автобусе. И тут рядом скрипнули тормоза «Волги», из неё вылез Шохин. Зашел в салон автобуса, осмотрел всех не предвещающим ничего хорошего взглядом и обратился ко мне как к бригадиру:
— Сколько сейчас на ваших часах, Леонид Александрович?
Я ответил. А дальше между мной и начальником строительства произошел примерно такой диалог:
— Что же вы раньше времени рабочее место покинули? Не к лицу это дроздовцам.
— Так уж получилось,andnbsp;Алексей Михайлович. К тому же всю работу на сегодняшний день мы выполнили.
andnbsp;— Всю ли? А разве нельзя заняться уборкой блока?
— Так ведь замерзли люди, Алексей Михайлович. А вообще-то за нами не пропадет, упущенное в следующий раз наверстаем.
Шохин ещё раз оглядел нас, а затем хлопнул дверью и вышел. Мы же испытали что-то вроде шока.
Назавтра, когда рабочий день заканчивался, к объектам бригады подошли три машины с кирпичом. Скорее всего это было не преднамеренно – простое совпадение. Хотя, кто знает… Нас никто не заставлял заняться их разгрузкой, могли бы сделать все это утром и были бы правы. Но каждый вспомнил вчерашний инцидент и то, что Шохин не только простил нам «украденные» у производства пять минут рабочего времени, но и поверил в нашу порядочность.andnbsp;Каким был и сам.andnbsp;Мы молча выбрались из автобуса и проработали ещё час.
ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ
(Из рассказа Героя Социалистического Трудаandnbsp;И. И. Евсеева)
Алексей Михайлович был человек противоречивый, через край требовательный, мог вспылить, наговорить резких слов.andnbsp;Но слово держать умел.
Вспоминается такой случай. Приближалось перекрытие Зеи, напряжение на стройке достигло кульминации. О срыве графика работ не могло быть и речи.
Наша бригада трудилась тогда на основных сооружениях гидроузла. Перед нами стояла задача – уложить настил на малую бетоновозную эстакаду. Работа нехитрая. Но сложность в том, что специалисты «Гидромонтажа» только-только приступили к сборке металлоконструкций. В результате выбились из графика и мы.
Обеспокоенный этим Алексей Михайлович навестил нашу бригаду.
Мне в голову пришла тогда вот такая мысль: что, если сборку настила для малой бетоновозной вести на земле, а готовые звенья укладывать краном на эстакаду?
Я сказал об этом Шохину, предупредив, правда, что на основных сооружениях такого крана, который мог бы поднять щиты на двадцатиметровую высоту, нет.
andnbsp;— Это яandnbsp;беру на себя, – ответил Алексей Михайлович, мгновенно оценивший суть моей идеи. – Вы щиты собирайте…
В нужный момент к малой бетоновозной эстакаде действительно подошёл необходимой грузоподъёмности кран, и звенья настила были уложены на место. Где и как «раздобыл» начальник стройки кран, уже никого не интересовало.
«ВЫ, ДЕВОЧКИ, В РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЕandnbsp;ДАЖЕ КРАСИВЕЕ…»
(Из рассказа сотрудницы СМУ ПГС «Зеягэсстроя»andnbsp;М. М. andnbsp;Батаевой)
Однажды весь коллектив управления строительством «Зеягэсстроя» вышел на субботник. В том числе и «конторские» женщины. Работали мы на домостроительном заводе. Мужчины демонтировали подъемный кран, а женщины – подъездные пути к нему. Наиболее утомительной оказалась операция по складированию тяжеленных шпал, которые поднимали с насыпи. Все порядком подустали, перепачкались мазутом и землей.
Работа эта была явно не для женщин. Особенно для привыкших иметь дело лишь с бумагами.
К концу субботника подъехал Алексей Михайлович. И, по-моему, был даже несколько обескуражен, увидев нас этакими «золушками». Между прочим, и на нём, как руководителе, была определенная вина за то, что женщин поставили на такую тяжелую работу.
Алексей Михайлович, похоже, это понял с ходу. Но из неловкой ситуации вышел изобретательно:
andnbsp;— А вы, девочки, в рабочей одежде даже красивее, чем в праздничной, – пошутил он.
И этого было достаточно, чтобы устранить возникшую неловкость, снять напряжение.andnbsp;Дождавшись конца работ, Алексей Михайлович развез всех женщин по домам в своей «Волге».
В следующем материале Амур.инфо расскажет о военном губернаторе и командующем войсками Амурской областиДмитрии Васильевиче Путята, чьим именем названо село, что стоит на левом берегу реки Селемджа.
Источник новости: Amur.Info