Строил ГЭС, посёлки, дороги, больницы и школы: каким амурчане помнят Героя Соцтруда Алексея Шохина

Мемориальный проект «Имена Амура» набирает обороты. Напомним, Амур.инфо создает его при поддержке центра краеведческих и музейных инициатив «Народный музей имени Александра Кириллова» муниципальной информационной библиотечной системы Благовещенска.

В прошлом материале мы рассказывали о великом земляке Тимофее Бояринцеве, героически павшем на поле боя в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня Амур.инфо поведает о герое Социалистического Труда, Почётном гражданине города Зеи Алексее Михайловиче Шохине. Информацию о нём и фотографии предоставил краеведческий музей города Зеи.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Алексей Михайлович Шохин. Фото 1960-х годов

Начальник стройки

Алексей Михайлович Шохин родился 28 марта 1928 года в селе Первое Пичаево Тамбовской области. В 1952 году он окончил Московский энергетический институт, после чего работал прорабом в управлении строительства шлюза «Камгэсстроя».

С 1954 года Алексей Михайлович работал в управлении строительства «Братскгэсстрой», где прошёл путь от прораба до главного инженера, начальника базы стройиндустрии и промышленных сооружений управления строительства.

В 1964 году в качестве генерального подрядчика было организовано управление строительства Зейской ГЭС – «Зеягэсстрой», и в этом же году Алексей Михайлович Шохин приезжает в Зею строить ГЭС в качестве начальника управления «Зеягэсстрой».

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Рабочие будни. Фото 1960-х годов

В марте 1964 года в Зею прибыли первые гидростроители. «Зеягэсстрой» начинал с двух строительных площадок. Одна из них располагалась в Зее, где велось строительство жилого посёлка и производственных объектов, а другая – в Тыгде, где возводилась перевалочная база.

В апреле 1964 года на стройку начала поступать техника. Прибыли первые четыре автомобиля МАЗ-200. А к июню получены два экскаватора, два бульдозера, два автогрейдера, два трактора и сорок грузовиков.

Уже в ноябре отметили первое новоселье: сдали шестиквартирный дом. А всего в 1964 году ввели в эксплуатацию 13 жилых домов. В 1966 году Алексей Михайлович был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1971 году – вторым Орденом Трудового Красного Знамени.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Слева на переднем плане Конько Владимир Васильевич – главный инженер. Справа Шохин Алексей Михайлович – начальник строительства управления «Зеягэсстрой» 1969 год

В возведении Зейской ГЭС участвовала вся страна. Более четырехсот заводов Российской Федерации поставляли сюда оборудование и механизмы.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Перекрытие Зеи. Фото 1972 года

В октябре 1972 года Зею перекрыли, в следующем году уложили первый бетон в основание здания ГЭС, а 27 ноября 1975 года состоялся торжественный пуск первого гидроагрегата Зейской ГЭС.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее

После десятилетия изыскательских, проектных и строительных работ первая крупная гидроэлектростанция Дальнего Востока была введена в эксплуатацию, ознаменовав новый этап в развитии энергетики Приамурья и Приморья, за что в 1976 году Алексей Михайлович был награждён Орденом Ленина.

Под руководством Шохина полным ходом, опережая плановые графики, возводятся все объекты электростанции, посёлки Временный, Светлый-1, школы, Дома культуры, телестанция and#171;Орбитаand#187;, здание аэропорта, автодорога «Зея –Тыгда». На западной окраине Зеи вырос лесоперевалочный комбинат с жилым посёлком. Были достроены промышленные базы ПМК-597, ДСУ-3, прорабского участка треста «Амурремстрой».

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Клуб энергетиков «Ровесник».andnbsp;Фото 1970-х годов

Также введены в строй корпус больницы, клуб «Ровесник», стадион, Дворец спорта, поликлиники, три школы, детские сады, торговые центры и кафе, узел связи, банк, аптеки.

В 1976 году, продолжая руководство работами по вводу новых агрегатов Зейской ГЭС, Шохин возглавил строительство второй в Амурской области ГЭС – Бурейской.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Газета «Огни Зеи», выпущенная в честь 50-летия со дня рождения А. М. Шохина. 1978 год. Находится в основном фонде музея.

Труд Шохина оценен по достоинству: Главный комитет ВДНХ СССР наградил управление строительства Зейской ГЭС дипломом первой степени, Шохина – золотой медалью.

В 1980 году за выдающиеся успехи в строительстве Зейской ГЭС Алексей Шохин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Копия наградного листа о присвоении звания Героя Социалистического Труда А. М. Шохину. Документ находится в основном фонде музея.

В 2005 году ему присвоили звание «Почётный гражданин города Зеи».

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Областное руководство на Зейской ГЭС.andnbsp;Фото 1984 год

Алексей Шохин руководил предприятиями «Зеягэсстрой» и «Буреягэсстрой» до времён перестройки, когда процессы строительства начали замедляться, и строительство Бурейской ГЭС замерло. Пытаясь хоть как-то «шевелить строительство» необходимых Дальнему Востоку ГЭС, изыскивать у правительства страны материальное и техническое обеспечение, амурчанин переехал в Москву.

Здесь в конце 1980-х его здоровье резко ухудшилось. 8 июля 1988 года он умер и был похоронен в городе Железнодорожном на Пуршевском кладбище.

Память

В честь 30-летия образования управления «Зеягэсстроя» в 1994 году площади Зеи присвоено имя Алексея Михайловича Шохина.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее

Сквер имени Алексея Михайловича Шохина открыт 19 сентября 2004 года к 125-летию города при поддержке главы администрации города Анатолия Александровича Корыткина.
Там же установлен его мраморный бюст, выполненный по эскизу Амурского скульптора Владислава Афанасьева по заказу коллектива гидростанции.

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Сквер сandnbsp; бюстом А. М. Шохина. Фото 2022 года

Алексей Михайлович оставил после себя уникальную гидростанцию,andnbsp;взметнувшиеся к небу этажи новостроек, обновленную энергосистему Дальнего Востока.

Даже десятой части перечисленногоandnbsp;хватило бы, чтобы его имя не было забыто.

Для того чтобы лучше познакомиться с личностью этого великого человека, предлагаем вашему вниманию воспоминания сотрудников «Зеягэсстроя».

«Имена Амура»: о начальнике стройки, чьим именем назван сквер в Зее
Зейская ГЭС. Фото Максима Козлова

ОН ЗНАЛ ВСЕХ В ЛИЦО

(Из рассказа бригадира комплексной бригады «Зеягэсстроя» Николая Хвощинского)

Первый трудовой десант строителей ГЭС прибыл на зей­скую землю весной 1964 года. Алексей Михайлович Шохин и Владимир Васильевич Конько с первых дней проявили завид­ную организацию производства. Фронт работ для плотников-бетонщиков был огромный – строй только! И мы старались на совесть. Возводили объекты автобазы, дома в Светлом и Временном, Дворец спорта и мно­гое другое. Как говорится, ткни пальцем – и попадешь в объект, к которому имела отношение наша комплексная.

Но жилья все равно не хватало. А люди прибыва­ли. Некоторое время я сам бедствовал с жильем, сни­мал «чаеварку» у хозяев, потом получил квартиру во Временном. Но хотелось в Светлый, где жить было ин­тересней. С этой просьбой я однажды подошел к заме­стителю начальника строй­ки Скрипникову.andnbsp;И получил категориче­ский отказ.

А тут как раз исполни­лось девять лет со времени моего приезда в Зею. И вот прямо на рабочее место нашей бригады пришел Алексей Михайлович. Он сказал, что мне вы­делена квартира в микрорайоне Зеленая Роща, что это я заслу­жил честным и инициативным трудом.

А ведь я даже не заикался Шохину о своей квартирной проблеме!

Как Александр Македонский, говорят, знал в лицо каждо­го солдата своей многотысячной армии, так и Алексей Михай­лович знал все о своих гидростроителях.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

(Из рассказа бригадираandnbsp;комплексной бригады СМУ ОС правого берега «Зеягэсстроя» Леонида Дроздова)

В начале 70-х годов ритм стройки был до предела выверен, четок, дорожили каждой минутой рабочего времени. Тогда мы занимались бетонированием бычков со стороны верхнего бьефа плотины. Стоял январь. В блоках было холодно, наверху гулял ветер. Мы уставали, замерзали, но работали с полной отдачей.

В один из дней, когда до конца работы, помню, остава­лось минут десять, была уложена последняя лопата раствора. Начинать очередную бадью не имело смысла, и я дал отбой.

За пять минут до окончания рабочего дня вся бригада уже сидела в теплом ав­тобусе. И тут рядом скрипнули тормоза «Волги», из неё вы­лез Шохин. Зашел в салон автобуса, ос­мотрел всех не предвещающим ни­чего хорошего взглядом и обратил­ся ко мне как к бригадиру:

— Сколько сейчас на ваших ча­сах, Леонид Александрович?

Я ответил. А дальше между мной и начальником строительства произошел примерно такой диалог:

— Что же вы раньше времени рабо­чее место покинули? Не к лицу это дроздовцам.

— Так уж получилось,andnbsp;Алексей Михайлович. К тому же всю работу на сегодняшний день мы выполнили.

andnbsp;— Всю ли? А разве нельзя заняться уборкой блока?

— Так ведь замерзли люди, Алексей Михайлович. А вообще-то за нами не пропадет, упущенное в следую­щий раз наверстаем.

Шохин ещё раз оглядел нас, а затем хлопнул дверью и вы­шел. Мы же испытали что-то вроде шока.

Назавтра, когда рабочий день заканчивался, к объектам бригады подошли три машины с кирпичом. Скорее всего это было не преднамеренно – простое совпадение. Хотя, кто знает… Нас никто не заставлял заняться их разгрузкой, могли бы сделать все это утром и были бы правы. Но каждый вспомнил вчерашний инци­дент и то, что Шохин не только простил нам «украден­ные» у производства пять минут рабочего времени, но и поверил в нашу порядочность.andnbsp;Каким был и сам.andnbsp;Мы молча выбрались из автобуса и проработали ещё час.

ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ

(Из рассказа Героя Социалистического Трудаandnbsp;И. И. Евсеева)

Алексей Михайлович был человек противоречивый, через край требовательный, мог вспылить, наговорить резких слов.andnbsp;Но слово держать умел.

Вспоминается такой случай. Приближалось перекрытие Зеи, напряжение на стройке достигло кульминации. О срыве графи­ка работ не могло быть и речи.

Наша бригада трудилась тогда на основных сооружениях гидроузла. Перед нами стояла задача – уложить настил на малую бетоновозную эстакаду. Работа нехитрая. Но сложность в том, что специалисты «Гидромонтажа» только-только приступили к сборке металлоконструкций. В результате выбились из графика и мы.

Обеспокоенный этим Алексей Михайлович навестил нашу бригаду.

Мне в голову пришла тогда вот такая мысль: что, если сборку настила для малой бетоновозной вести на земле, а готовые звенья укладывать краном на эстакаду?

Я сказал об этом Шохину, предупредив, правда, что на основных сооружениях такого крана, который мог бы поднять щиты на двадцатиметровую высоту, нет.

andnbsp;— Это яandnbsp;беру на себя, – ответил Алексей Михайлович, мгновенно оценивший суть моей идеи. – Вы щиты собирайте…

В нужный момент к малой бетоновозной эстакаде действительно подошёл необходимой грузоподъёмности кран, и звенья настила были уложены на место. Где и как «раздобыл» начальник стройки кран, уже никого не интересовало.

«ВЫ, ДЕВОЧКИ, В РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЕandnbsp;ДАЖЕ КРАСИВЕЕ…»

(Из рассказа сотрудницы СМУ ПГС «Зеягэсстроя»andnbsp;М. М. andnbsp;Батаевой)

Однажды весь коллектив управления строительством «Зея­гэсстроя» вышел на субботник. В том числе и «конторские» женщины. Работали мы на домостроительном заводе. Мужчи­ны демонтировали подъемный кран, а женщины – подъездные пути к нему. Наиболее утомительной оказалась операция по складированию тяжеленных шпал, которые поднимали с насы­пи. Все порядком подустали, перепачкались мазутом и землей.

Работа эта была явно не для женщин. Особенно для привыкших иметь дело лишь с бумагами.

К концу субботника подъехал Алексей Михайлович. И, по-моему, был даже несколько обескуражен, увидев нас этакими «золушками». Между прочим, и на нём, как руководителе, была определенная вина за то, что женщин поставили на такую тя­желую работу.

Алексей Михайлович, похоже, это понял с ходу. Но из не­ловкой ситуации вышел изобретательно:

andnbsp;— А вы, девочки, в рабочей одежде даже красивее, чем в праздничной, – пошутил он.

И этого было достаточно, чтобы устранить возникшую не­ловкость, снять напряжение.andnbsp;Дождавшись конца работ, Алексей Михайлович развез всех женщин по домам в своей «Волге».

В следующем материале Амур.инфо расскажет о военном губернаторе и командующем войсками Амурской областиДмитрии Васильевиче Путята, чьим именем названо село, что стоит на левом берегу реки Селемджа.

Источник новости: Amur.Info