Один день из жизни амурского библиотекаря

В рамках рубрики «Один день из жизни..» корреспондент Амур.инфо пообщался с библиотекарем Оксаной Пермяковой. Она работает в библиотеке имени Бориса Машука.Девушка рассказала о том, когда в библиотеке не бывает тихо, что стоит почитать на досуге и куда деть книги, которые уже некуда ставить дома.

— Как начинается и как строится рабочий день библиотекаря?

— Рабочий день в каждой из двенадцати библиотек городской системы начинается по-разному, но конкретно в библиотеке имени Бориса Машука начинается с 9 утра. Мы приходим, готовим рабочее пространство, документы и всё для того, чтобы читателям было комфортно. В 10 утра библиотека открывается для посетителей, и мы начинаем обслуживание. Рабочий день составляет восемь часов, но работаем в две смены: первая, собственно, с 9 утра, вторая с 13 часов. Тот, кто работает со второй смены, приходит и отпускает остальных на обед, и пока мы обедаем, он работает на абонементе. Первая смена уходит в 18, а вторая в 21 час, они и закрывают здание. У нас есть и взрослый, и детский абонементы, так что работа и посетители есть всегда.

— А часто приходится задерживаться после работы или, наоборот, приходить раньше?

— Знаете, всё ситуативно. Когда я понимаю, что не успею подготовить к проведению какого-либо мероприятия, например, аудиторию, а к открытию библиотеки должна прийти группа детей, я могу прийти раньше, чтобы успеть всё. Бывает и задерживаюсь, когда текущие дела не закончила. Тут уже от ответственности каждого все зависит.

— Вам приходится рекомендовать какие-то книги или наоборот отговаривать кого-то из посетителей от каких-то книг?

— Такие ситуации, безусловно, есть и их очень много. Я работаю на детском абонементе. Ребята, которые приходят не за книгами по школьной программе, зачастую обращаются за советом. Знаете, к моему большому удивлению, у нас очень много детей, молодёжи, которая читает книги. Когда я ещё не работала в библиотеке, я думала, что читающих мало, но нет: к нам приходят и совсем маленькие девочки и мальчики, подростки, на взрослом абонементе всегда есть читатели.

На вопрос «Что посоветуете?» мы стараемся уточнить, что человеку нравится, что он до этого читал, какие фильмы любит смотреть, в какие игры играть (особенно у мальчишек). Исходя из их ответов и подбираем книги.

Бывает, что приходит ребенок с мамой, а она говорит: «Надо заставить читать!». А как заставить? Надо же, чтобы чтение приносило удовольствие. Поэтому и выясняем, что нравится ребёнку. Во время общения понимаешь, что ему, например, нравятся приключения. В фонде находишь определённый раздел и там уже подбираешь книги, рассказываешь сюжет. Если ребёнок не заинтересовался, ищем дальше.

— Часто приходится возвращать книжки на место, когда ребята их поставили не туда?

— Конечно! Это нормально. Ребята часто путают разделы книг. У нас они стоят не просто по алфавиту, но и по направлениям. К примеру: мифология, современная русская литература, зарубежная литература и так далее. Ребята зачастую, взяв книжку, находят подходящую букву и ставят её правильно по алфавиту, но не на нужный стеллаж.

— Руки не устают книги носить?

— Нет, мы все тут сильные! (смеётся) В конце концов, можно носить не стопку книг, а по две-три. Зато физическая активность на высоте!

— Стало ли меньше приходить в библиотеки людей после того, как аудиокниги и всевозможные «читалки» стали доступнее?

— Мне сложно ответить на этот вопрос однозначно. С моей точки зрения, аудиокниги, безусловно, интересны, но никогда не заменят бумажную книгу. Её намного приятнее читать, в неё можно погружаться. При прослушивании аудиокниги можно отвлечься и упустить мысль.

Я могу сказать точно, что дети не стали меньше ходить. Среди взрослых ходит много студентов, взрослых людей, которые сильно любят книги, старшее поколение, привыкшее больше к бумажным книгам.

— Какими навыками должен обладать библиотекарь?

— Пожалуй, из самых важных – это работоспособность, ответственность, коммуникабельность, ведь мы постоянно общаемся с людьми. А дальше всё зависит исключительно от человека. К примеру, если библиотекарь развивается в художественном направлении, то он сможет развиваться и дальше, при этом даря возможность другим людям тоже попробовать себя в этом направлении, научиться чему-то. В нашей библиотеке есть «Лаборатория амурской Анимации». Там мы с детьми создаем мультфильмы, делаем открытки, в общем и целом занимаемся перекладной анимацией. На базе этой лаборатории действует Арт-клуб «CG – иллюстрации», где ребята от 12 лет начинают осваивать уже компьютерную графику.

— А можете назвать основные плюсы и минусы работы для библиотекаря-новичка?

— В такой работе безусловный плюс – это невероятное количество возможностей для развития. Если человек довольно целеустремлённый, имеет какие-то потребности в развитии, то библиотека может дать ему возможность реализоваться в абсолютно любой сфере: музыка, искусство, танцы, писательство. У нас 12 библиотек городских и каждая имеет какое-то своё уникальное направление.

А минусы… Ну, наверное, именно в нашей библиотеке – это график работы. То есть мне, как молодому специалисту, дискомфорта практически не доставляет. Однако мы сталкиваемся с тем, что у какого-то из коллег есть ребёнок, следовательно, работать до 9 вечера (во вторую смену) неудобно. Приходится искать человека, который позаботиться о ребёнке. Ну и зимой можно столкнуться с тем, что твой автобус уже машет тебе ручкой.

— Что такое современная библиотека в вашем понимании?

— Современная библиотека – это место, где можно реализовать себя. Люди привыкли стереотипно мыслить и воспринимать библиотеку как место, где выдаются старые потрепанные книжки, где нет ничего интересного, где сидят ворчливые старенькие бабушки. Сейчас всё не так! У нас библиотекари даже в возрасте от 40-50 лет невероятные! У них есть чему поучиться, они очень интересные и коммуникабельные. Я на них смотрю и думаю: «Эта женщина великолепна, она источает столько энергии!».

Сейчас в библиотеках проходят много мероприятий на абсолютно разные темы. Из ближайших – празднование Дня Победы.

Однако в конце мая во всех библиотеках Благовещенска будет проходить писательско-издательский форум. Гостями и участниками могут стать абсолютно все: и взрослые, и дети. Там мы открываем библиотеку как место, где можно не только почитать, но и получить какие-то знания, открыть для себя что-то новое. Такие мероприятия притягивают много интересных людей, которые потом начинают вливаться в жизнь библиотеки, а позже и в общее культурное движение в городе.

— Раз уж заговорили про стереотипы. В библиотеке всегда должно быть тихо?

— Знаете в библиотеке тихо не всегда. На абонементах – да, безусловно. А в других лабораториях – нет. Потому что у нас проходит много разных мероприятий, где дети и взрослые испытывают разные эмоции и выражают их по-разному. Это могут быть слёзы, это может быть смех, иногда споры в поисках истины. Когда у людей много эмоций, и они ими делятся, о тишине мы все забываем.

— Порекомендуйте книги читателям Амур.инфо, а также их детям.

— Как не выросший ребенок, я рекомендовала бы почитать книги Астрид Линдгрен: «Карлсон», «Пеппи», «Рони, дочь разбойника» «Расмус-бродяга» – эта литература полезна не только для детей. Многие, независимо от возраста, сталкиваются с проблемами, описанными в этих книгах. Как пример, отношения между родителями и детьми. Мне кажется, эти произведения более глубокие. Казалось бы – сказка! А если посмотреть, какие вопросы, проблемы поднимаются, становится понятно – всё не так просто. andnbsp;Да, там есть магия, есть волшебство, но есть и человек, такой же как ты, который испытывает эмоции, чувства и сложности в том, что его могут не слышать окружающие или даже близкие, что дети не хотят идти по стопам родителейand#8230; Так, многие дети просят собаку. Очень ранит, особенно ребёнка, когда у него есть мечта: «Я хочу такое чудо! Я хочу собаку!», но слышат ответ от взрослых: «Рано ещё собаку!». Ну как рано? Переживания, чувства такого маленького человека, которого лишают мечты, и описаны в книгах Линдгрен.

Как библиотекарь я советую обязательно не забывать про классику. Многие ещё со школы не большие её любители, но она показывает нам то, как люди жили раньше, какой строй был, как люди реагировали в той или иной ситуации. Читая классику и сравнивая её с настоящим, мы начинаем ценить то, что у нас есть сейчас. То, как шагнул прогресс вперёд, как поменялись отношения, как межличностные, так и семейные. Мне очень нравится Тургенев, Достоевский. Кстати, недавно получили красивый экземпляр «Преступление и наказание», это произведение одно из моих самых любимых. В этой книге потрясающие иллюстрации, очень красивая графика. У нас много сейчас в фонде книг, которые можно открыть, и не только с удовольствием читать, но и рассматривать красивые картинки. Произведения вышеперечисленных авторов наполняют речь читателя особенным шармом, изысканностью. С помощью современных произведений такого эффекта не достичь.

Как человек, который относит себя к молодежи и очень любит фантастику и фентези, а еще как мечтатель, я советую мир Анджея Сапковского о ведьмаке (на самом деле нашумевший сериал немного уступает книге), «Плоский мир» Терри Пратчетта (где присутствует уникальнейший юмор и невероятно колоритные персонажи), Джона Толкиена и его вселенную «Властелина колец» (уникальная работа с удивительнейшими историями и приключениями).

Новый книжный мир я открыла с произведения Лии Арден – «Мара и Морок». Это коктейль из темного фэнтези, young adult романа и славянской мифологии. А я большой любитель мифов и сказок. Морана или Морена является славянской богиней, проводником в мир иной, а Морок – это её спутник, олицетворение холода и мороза. В серии книг персонажи сталкиваются с разными трудностями и преодолевают их, оставляя очень теплые впечатления после прочтения.

— Если дома скопились книги, они в хорошем состоянии, но уже не читаются, можно ли их перенести в библиотеку?

— У нас есть определённые условия, по которым книга может попасть в библиотечный фонд. Во-первых, год издания должен быть не ранее 2017, то есть книге не более 5 лет. Во-вторых, у неё должно быть хорошее состояние.

Отдельная категория – краеведческая литература. Она не имеет ценности для нас! Мы всегда такие книжечки берём. У нас есть возможность их отреставрировать, сохранить. За такой литературой мы следим, очень бережно к ней относимся.

andnbsp;Если книга по каким-то требованиям не подходит, то её передадут на буккросинг. andnbsp;Там книги буквально «улетают», особенно если они имеют интересное содержание.

Фото: Амур.инфо

— Часто ли вам говорят «спасибо» люди с которыми вы общаетесь по долгу службы?

— Конечно! «Спасибо» мы слышим чуть ли не каждый день. Это и детки, которые не могут что-то найти, стесняясь спросить. Я интересуюсь: «Не нужна ли помощь в поиске?».andnbsp; «Давайте» – отвечают, потупив глазки ребята. И мы ходим, выбираем книгу, я рассказываю, как устроена библиотека, чтобы потом каждый ребенок сам мог искать нужные книги. Потом они говорят: «Спасибо, что объяснили! Вы оказываетесь не страшная злая тётенька!». И глазки уже горят, а ребенок к себе книжку прижимает. И мы идем её записывать.

Родители очень часто благодарят за то, что опять же какие-то книги мы им посоветовали, подобрали, и теперь их ребенок начал читать не потому, что заставили, а потому что интересно.

Благодарят и за мероприятия, которые у нас проходят как лично, так и в наших соцсетях. У нас есть активная семья: ребёнок и мама. Они вместе приходят: «И где мы можем поучаствовать?». Мы, конечно, рассказываем. После мероприятия приходят: «Спасибо, что рассказали!».

Источник новости: Amur.Info