О японских веяниях в современной хореографии и их мотивах на амурской творческой ниве мы решили поговорить сегодня не случайно. 29 апреля все причастные к языку тела, пластичного и музыкального, отмечают свой профессиональный праздник, Международный день танца. В Амурской области танцевальных коллективов много, есть и народники, и авангардисты, но мы нашли один уникальный творческий ансамбль, который делает то, чего больше никто ни то, что в регионе, на всем Дальнем Востоке не делает – танцует Буто. А еще у него своя большая долгая и невероятно захватывающая история. Но обо всем по порядку.
Наша собеседница – Галина Михайловна Масленко, руководитель образцового коллектива «Театр современной хореографии and#171;Радостьand#187;», который обитает в поселке городского типа Новобурейский уже более 40 лет, и все эти годы им руководит и вдохновляет его хрупкая, но невероятно сильная женщина.
— Галина Михайловна, расскажите, откуда в вашей жизни появился танец и когда это произошло?
— Я начала заниматься танцами рано, еще со школы, в нашем же поселке Новобурейский прямо в моей школе был танцевальный коллектив, и я в нем до самого выпуска танцевала. Это был конец 60-х – начало 70-х годов. И, конечно, тогда это был народный танец, никакого понимания, что такое современная хореография, еще не было. Оно пришло потом, со временем, когда очень многое изменилось в хореографической атмосфере нашей страны. Но школьное хобби определило мое место в жизни и направление развития.
— То есть школьное увлечение превратилось в дело жизни в самом глобальном смысле этого слова? Когда же появился ваш танцевальный ансамбль «Радость»?
— Коллектив наш был создан в 1979 году, нам сейчас уже 43 года. Думаю, мы один из старейших творческих коллективов в Амурской области. За основу был взят коллектив танцоров Новобурейской школы № 1. Никакого кастинга я тогда не проводила, пришла в школу, позвала тех, кто хочет заниматься, и мы стали заниматься сначала в школе, потом при Доме культуры Бурейского района. Конечно, история нашего творчества началась не с современной хореографии, а с постановки именно народных танцев – танцев народов СССР. Это были молдавские, гуцульские, русские и другие. С наступлением «нулевых» многое изменилось, большое распространение в хореографическом пространстве нашей страны получили танцы эстрадные. И мы постепенно тоже к ним пришли. Затем от эстрадных номеров мы уже подошли к современной хореографии, стали осваивать технику модерн и ушли от попсовых песен, больше выбирали другой музыкальный материал, темы интересные, животрепещущие для наших постановок. Постепенно из танцевального ансамбля выросли в Театр современной хореографии, ведь наши танцы стали все больше наполняться смыслом, превращаться в истории с сюжетом, мини-спектакли.
— А как и когда в ваш репертуар попал японский Буто?
— В 2016 году мы вместе с выпускниками создали «Performance-проект Dругие танцы». И как раз его основание было связано с тем, что мы решили себя попробовать в этом абсолютно неизвестном на тот момент на Дальнем Востоке направлении хореографии. Идейным вдохновителем стала моя дочь, Виктория Жукова. В течение 10 лет она была у нас хореографом-постановщиком. Сейчас живёт в Петербурге, теперь сама является руководителем успешного коллектива. А тогда она увлеклась Буто и нас повела за собой, заразила нас своим увлечением. Мы стали читать, смотреть. В Питере, посетив конкурс Open Look в качестве зрителей, мы его вживую впервые увидели: одна из участниц выступала в этом стиле. Нам понравилось. Стали знакомить своих танцоров. Они увлеклись.andnbsp; Было ли это увлечение случайным или нет, сейчас сложно сказать. У нас на Дальнем Востоке никто это направление современного танца не развивал, никто в этом стиле себя не пробовал, и нам особенно было интересно быть первопроходцами в регионе. К нам присматривались. Мы выступили новаторами и пропагандистами этого направления в хореографическом пространстве Дальнего Востока.
— Расскажите подробнее, что же это за танец такой – Буто? Чем он отличается от других?
— Буто – это авангардный стиль современного танца, который возник в Японии в 60-е годы XX века. Этот стиль делает акцент не на форме, а на способах движения, то есть на том, как двигается танцор. А двигается танцор Буто совсем не так, как в народной хореографии или в классическом балете. Прослеживается направленность к полу, к земле. Танцор двигается в низком присяде. В Буто нет прыжков, подскоков, вращений. В основе его техники такая искаженная, даже, может быть, антиэстетичная рассеянная пластика. Танцор Буто обращается не к рассудку человека, а к его чувствам. Сложность танца еще и в том, что танцор должен отречься от своего Я и наполнить себя чем-то инородным. Например, деревом, листом… Часто приходится наполнять свое тело как сосуд сущностью неживого существа или животного. Красота тела в этом танце не имеет никакого значения. Сам Буто за много лет своего существования тоже прошел несколько этапов развития. Наверное, мы сейчас работаем на грани или стыке третьего или четвертого такого этапа. Это уже не первоначальное классическое Буто, но сохранившее многие его основные элементы. Идеологически танец Буто – это отражение движения души, если бы у нее не было тела. Танцы Буто не могут быть о счастье и радости, то есть это всегда передача какого-то кризиса, какой-то нестабильности, какого-то социального дисбаланса, дисгармонии. Понятно, почему появился он именно в Японии в конце 60-х. Это последствия бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки. То, что Япония переживала еще несколько десятилетий, и подтолкнуло создателей и зачинателей направления к переосмыслению хореографического жанра. Танцы Буто – это всегда танцы на какую-то тематику, на откликающиеся социальные или экологические проблемы, они передают смятение души, призывают зрителя задуматься вообще о состоянии мира, в котором мы живем, о состоянии планеты в целом, о состоянии мечущейся души, которой не всегда хорошо, а часто и очень плохо, и как она все это переживает.
— А на какие темы были ваши композиции в стиле Буто?
— Их много было. «В сторону лебедя» (Анне Павловой и Михаилу Фокину посвящается), с ним мы взяли Гран-при всероссийского конкурса «Танцевальный квартал» (Владивосток). С композицией «Нет!», это история одного дерева, наш коллектив неоднократно также становился лауреатом 1 степени всероссийских и дальневосточных конкурсов «Танцевальный квартал». Номер «Жертва» о трагедии Хиросимы стал обладателем Гран-при, лауреатом 1 степени конкурсов DalDiesel и «Своё решение» (Хабаровск, Владивосток), этот же номер был удостоен звания лауреата 2 степени на всероссийском конкурсе «Контур» в Екатеринбурге и международном конкурсе «Айседора» в Москве. Перформанс «Акробатка. Пикассо. 1930.», посвященный уже живописи популярного художника, стал лауреатом 1 и 2 степеней Дальневосточных и всероссийских конкурсов (Хабаровск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Казань). Особое значение, полное глубокого смысла, несет наша зарисовка «Дом», по мотивам документального фильма Люка Бессона «Дом. История путешествия», она уже на экологическую тематику. Всех не перечесть и не вспомнить.
Фото: из личного архива Галины Масленко
— Наверное, непросто освоить это направление. У вас его только выпускники танцуют?
— Нет, не только. В проект «Dругие танцы» входят наиболее подготовленные участники основного состава коллектива ансамбля и выпускники, студенты.
— Расскажите о вашем основном составе, сколько в коллективе Театра современной хореографии «Радость» человек?
— Определенного количества ребят, занимающихся в коллективе, нет, оно меняется год от года, потому что основан наш коллектив на учащихся средних школ, выпускники уезжают. Но в среднем нас всегда около 30 человек. Сейчас основной состав – 14 человек, но есть и так называемый коллектив-спутник, дети младшего школьного возраста, это те ребята, тот резерв, который перед тем, как войти в основной состав, должен пройти несколько лет хореографической подготовки. Ведь по сей день никаких кастингов у нас нет. Ждем у себя всех желающих, кого-то я сама подмечаю и приглашаю, кого-то приводят родители, зная наши достижения. Возраст танцоров старшей группы – 7-8 класс. А коллектив-спутник – дети начальной школы.
— Вы рассказали о стольких конкурсах, в которых уже поучаствовали. А вообще часто ездите и какая у вас география?
— Конечно, мы очень часто принимаем участие в разных конкурсах. Ездим очень много по Дальнему Востоку, это и Хабаровск, и Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, конечно. Мы ездим и по стране: Петербург и Москва, и Казань, и Екатеринбург. Принимаем участие в масштабных конкурсах всероссийского уровня. Кроме номеров в стиле Буто возим на конкурсы танцы в стиле современной хореографии. Ежегодно у нас по 6-8 выездов за пределы области, по стране. Но и в Амурской области участвуем во всех больших конкурсных мероприятиях. В том числе большое хореографическое областное мероприятие «Область танца», всегда в нем участвуем, и постоянно входим в число лауреатов, были лауреатами третьей, второй степени. Это и международный фестиваль «Хрустальная капелька», мы его постоянные участники. Конкурс Бронислава Друкера «Фиеста», это и конкурс «Юность Амура», который проводит областной Дом народного творчества. В них принимают участие наши дети-подростки. Недавно вернулись из Хабаровска с конкурса DalDiesel, привезли два первых, одно второе и одно третье места. Конкурсная составляющая в жизни нашего коллектива занимает очень большое место. Без наград мы с конкурсов не уезжаем.
— А планы творческие строите? Если да, поделитесь с нами, очень уж вы необычные, хочется узнать о вас побольше.
— Этот учебный год подходит к концу, а живем мы именно учебными годами, за этот год мы уже приняли участие в 6 конкурсах: Владивосток, Хабаровск, Москва и три конкурса в Благовещенске. В мае планируем принять участие в еще одном областном конкурсе, его будет проводить ТРЦ «Острова», он называется «Виктория». Это самые ближайшие наши планы. На новый учебный год планы тоже строим. У нас есть традиционные маршруты, мы каждый год участвуем во всероссийском конкурсе «Танцевальный квартал» во Владивостоке, в дальневосточном конкурсе современной хореографии DalDiesel в Хабаровске, в областном конкурсе «Область танца», это очень серьезный и важный для нас конкурс, год к нему готовиться, к слову, уже начали. Это опять-таки «Фиеста», «Хрустальная капелька». Есть у нас планы поехать в Витебск, в Беларусь. Там проходит международный конкурс современной хореографии, туда хотим повезти фирменные номера в стиле Буто. Это, наверное, самый амбициозный наш проект на следующий год.
— С праздником Вас, Галина Михайловна, и ваш талантливый коллектив. Пусть все планы непременно сбудутся и об амурском Театре современной хореографии услышат далеко за пределами не только региона, но и страны. Удачи и вдохновения!
Источник новости: Amur.Info