«Он нас дисциплинирует»: благовещенка о жизни с ребёнком-аутистом

В рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма корреспондент Амур.инфо пообщался с благовещенкой Натальей Дорошевой. Женщина вместе с мужем воспитывает 16-летнего сына Ивана, у которого 11 лет назад диагностировали расстройство аутистического спектра.

До двух лет развивался как обычный ребёнок.

— Ваня родился недоношенным в 36 недель и весил один килограмм 900 граммов. У него была внутриутробная гипоксия, мы стояли на учёте у невролога. По прошествии года нас с учёта сняли. Иван развивался как обычный ребёнок, вовремя сел, пошёл, начал произносить слоги. Он был достаточно активным, любознательным малышом, – рассказывает Наталья.

Необычное поведение своего сына женщина заметила, когда ему было два года и он пошёл в детский сад.

— Видимо, на фоне стресса все признаки начали резко обозначаться. Во-первых, он замолчал, то есть он не произносил ни слогов, ни звуков, просто кричал. У него начались хаотичные движения, он начал махать руками, как птица крыльями, или перед лицом у себя ладошками махать. Мог просто сидеть спокойно, встать и начать бегать, кричать. Конечно, это меня очень сильно насторожило. Потом он стал складывать в ряд кубики, пузырёчки из ванной, карандаши и фломастеры. То есть не строил пирамидки из кубиков, как обычно дети делают, хотя он это умел до двух лет, он просто их паровозиком составлял, и на этом вся его игра заканчивалась. Он стал чрезвычайно гиперактивным, – вспоминает благовещенка.

Фото: Наталья Дорошева

За помощью Наталья обратилась к неврологу. Специалист поставил диагноз «Синдром двигательной активности», прописал лекарства, но они не помогли. Тогда женщина привела Ваню к рефлексотерапевту. Врач ознакомился с результатами обследований, понаблюдал за малышом и предварительно диагностировал задержку речевого развития. Прописал лечение и процедуры, которые расслабляют мышцы шеи и воротниковой зоны спины.

— Я спросила, не похоже ли это на то, что мой сын – аутист. Но доктор сказал, что об этом говорить ещё очень рано, Ване было тогда три года. Доктор сказал, что нужно ребёнка успокоить, чтобы двигательная активность ему не мешала развиваться, – говорит амурчанка.

Ваня начал проходить лечение. Оно помогло, но ненадолго. Однако, по словам Натальи, у ребенка активизировались познавательные процессы, и он начал проявлять интерес к тому, что происходит вокруг него.

— Он начал хотя бы книжки в руки брать, различными игрушками играл, ну как играл, просто рассматривал их, не нравится – выбросит, понравится – ещё подержит в руках, ну хотя бы так, – добавляет благовещенка.

Наталья провела Ивана через множество специалистов и все они, по словам женщины, говорили одно и то же, что двигательная активность его очень сильно тормозит. Позже семья Ивана узнала об учителе-дефектологе Татьяне Радьковой и обратилась за помощью к ней.

— Именно благодаря ей я начала верить в то, что с моим сыном будет всё в порядке, что мы справимся с ним, с его двигательным хаосом, – добавляет Наталья.

Не такой, как хотелось

Когда Ваня ходил в обычный детский сад, по словам Натальи, ему было некомфортно, он отказывался есть, просто сидел на стульчике и плакал. А когда его перевели в среднюю группу, он начинал плакать уже дома, когда только собирался в сад.

— Я пришла к выводу, что ребёнка в этот детский сад лучше не водить вообще, потому что для него это тяжелейшая травма, – говорит амурчанка.

Наталья пошла в управление образования и попросила направление на психолого-педагогическую медицинскую комиссию (ПМПК), чтобы перевести Ивана в детский сад поспокойнее. И по заключению ПМПК его направили в коррекционный детский сад.

— Я отправилась в один из этих детских садов коррекционных, чтобы нам выделили место в группе. И заведующая, посмотрев наши документы, спросила, почему мы не оформляем инвалидность. Я возмутилась, ну какая инвалидность, руки ноги на месте, у него всё хорошо, он физически здоров. А она говорит, что физическое здоровье ни при чём. Что мой ребёнок никогда не заговорит, никогда не начнёт понимать обращённую к нему речь и так далее. Я оттуда вышла просто раздавленная. Вот тогда до меня начал доходить весь смысл сказанного, – говорит Наталья. – Я помню, что я очень расстроилась, она меня успокаивала и говорила, что нужно обратиться к психиатру, получить инвалидность, чтобы были хоть какие-то льготы. Вот для меня лично было крайне тяжело воспринимать эту информацию. Потому что мы всё же ждём ребёнка здорового, возлагаем какие-то надежды на него, мечтаем о том, как он вырастет, будет лётчиком, космонавтом. А здесь тебе прямо говорят, что не будет он никем, вот он будет просто инвалид и всё. А в целом мы достаточно спокойно отнеслись к тому, что наш сын не такой, как все остальные, не такой, как нам хотелось бы.

Он заговорил, и мы успокоились

В четыре года Ваня пошёл в коррекционный детский сад.

— Там группы были 13 человек, очень душевные, добрые воспитатели с железными нервами. Наш сын ходил в этот садик с радостью, мы его в первый день привели и договорились с воспитателями, что если вдруг возникнут какие-то проблемы, он не будет есть, не будет спать, будет вести себя как-то тревожно, то они нам позвонят, и мы приедем заберём его. В общем, они не позвонили, – говорит благовещенка.

Когда вечером родители приехали за Ваней, то им рассказали, что он рисовал, лепил и даже поел, хотя на тот момент у него были явные предпочтения в еде.

— Тогда он ел только картофельное пюре, гречневую кашу, сметану, сосиски и флотскую колбасу. Эта вся его еда. Попытки обмануть, что-то подмешать, подложить, заменить никогда не увенчивались успехом. andnbsp;Но нянечка в садике переубедила Ваню, и он стал кушать. И с тех пор у нас проблем в выборе еды не было, он начал есть всё, что ему дают, – вспоминает Наталья.

В лечении ребенка семья Дорошевых готова была испробовать все методы. И даже прошли курс аюрведической терапии на Шри-Ланке.

— Однажды мы с мужем поехали туда в отпуск. Ваня ещё маленький был на тот момент, мы с собой его не брали, и там гид нам рассказал про такую вот народную медицину, которая может нам помочь. И я решила рискнуть. Хуже не будет, а вдруг поможет. Когда ему было пять лет, мы поехали с ним летом на Цейлон, где нас ждала доктор. Она нас тепло приняла, мы жили у неё на вилле рядом с океаном. Ваня получал лечение. Я не знаю, что повлияло на моего ребёнка, или время пришло просто, или действительно аюрведа дала толчок, но именно там мой ребёнок осознанно взял книжку, открыл её, показал мне на картинку, там шарик был нарисован, и сказал «шарик». Вот тогда я поняла, что у нас всё получилось, – вспоминает Наталья.

По словам благовещенки, Ваня стал спокойным и, когда вернулся домой, его отец не верил своим глазам.

— Он говорил «мама», «папа». Он начинал озвучивать те считалочки, чистоговорки, которые они изучали в садике. Там же тоже дети неговорящие, просто им их говорили и говорили каждое занятие, а когда он начал разговаривать, он мне всю эту информацию начал выдавать, все эти потешки, стишки детские, которые он не мог произносить, запросто вспоминал и говорил. В пять лет он заговорил, и мы успокоились. В школу он пошёл уже спокойным, рассудительным человеком. В школе проблем у нас никогда не было, ни с едой, ни с поведением, – говорит Наталья.

Жизнь по режиму

Сейчас, по словам Натальи, Ваня и вся семья вместе с ним живет по жёсткому режиму.

— У него конкретный режим, который он выстроил сам для себя. Подъем в 6:45, потом идет в туалет, умывается, завтракает, одевается, едем в школу. Мы должны выйти из дома ровно в 7:20, и ровно в 7:25 мы должны поехать туда на машине. Если вдруг я замешкаюсь или мы по времени не укладываемся, он начинает напоминать мне каждую секунду, что мы опаздываем и нужно поторопиться, – говорит мама Ивана.

Сейчас Ваня активно занимается спортом. Он посещает спортивные секции Федерации спорта ЛИН. Подросток ходит на настольный теннис и бадминтон. Кроме того, Ваня занимается плаванием в селе Белогорье и посещает конноспортивный клуб.

— Выходных нет ни у ребёнка, ни у родителей. Причём этот график он сам себе составил. andnbsp;И требует, чтобы и мама, и папа подчинялись этому графику. Если у нас вдруг нет никаких секций или тренировок, то он определяет досуг. Обычно это батуты, либо аквапарк, куда он с братом постоянно ходит. Зимой мы катаемся на коньках, летом на велосипеде или роликах. Без дела он не сидит и нам не позволяет, – рассказывает благовещенка.

Кроме того, адаптироваться Ивану в социуме помогает организация «Открытый мир», которая проводит для детей-инвалидов и детей с ОВЗ различные мероприятия.

Впрочем, Наталья отмечает, что и в их семье есть место импровизациям.

— В нашей жизни возможны спонтанные какие-то события, ситуации. Он реагирует на них спокойно, если ему все подробно объяснить, чтобы он понял, почему будет так, а не как он привык. Но обычно по пустякам мы график не ломаем. Потому что понимаем, что для него это очень важно. Поэтому он адекватно реагирует на изменения, – отмечает благовещенка.

Распорядок Ивана семье ничем не мешает, и родным не приходится от чего-то отказываться. Они просто приняли ситуацию как данное.

— Мы уже привыкли, что у нас, допустим, в воскресенье папа едет с Ваней в баню в то время, когда Ваня обозначил. Папа не смеет спорить с ребёнком. Он должен это пожелание сына выполнить, потому что ни о чем плохом он не просит. Папа сам приучил его к окунанию в прорубь зимой и бане. И Ваня папу предупреждает заранее, за день или за два, что, например, в воскресенье в 13:00 едем туда-то, – говорит мама Ивана.

Наталья поясняет, что Иван со своим графиком дисциплинирует всю семью. Если дома кто-то заболел, подросток контролирует процесс лечения, следит, чтобы вовремя принимались лекарства. А если вы озвучили планы на какой-либо день, а потом забыли об этом, он напомнит. Если же Ваня едет с вами в машине, то, как говорит Наталья, вам не нужен навигатор. Потому что подросток знает все улицы в городе и не позволит свернуть не туда.

— Мы не можем сказать, что он там как-то усложняет нам жизнь. Нет, вполне себе комфортно мы живём все вместе, дружно, не ссоримся, не ругаемся. У нас ровные отношения. Мы очень любим обниматься, поцеловаться можем, хотя дети с аутизмом избегают телесного контакта. У Вани такое было в детстве. Не было зрительного контакта, он не любил, когда его обнимают, он кричал, вырывался. Сейчас нет, совершенно спокойно. Ему уже 16 лет. Он взрослый и поэтому какое-то переосмысление у него тоже происходит. В общем, мы довольны тем, чего достигли, – говорит благовещенка.

Семья Дорошевых вместе проделала огромную работу.

— Старший брат Вани постоянно ходил с ним на разные мероприятия или в парк. Он учил с ним буквы и цифры, выполнял домашние задания. И сейчас, несмотря на то, что у них разница в шесть лет, он никогда не отказывает Ване, если тот о чём-то просит. Отец учит сына каким-то мужским делам: плотницким, столярным, каким может. Я учу его убираться дома, готовить. Мы выращиваем огород. У Вани обычная жизнь обычного ребёнка, – рассказывает Наталья.

А самое любимое занятие у семьи, как говорит Наталья, это путешествия.

— Мы много стран посетили вместе и по России тоже катались. Мы любим путешествовать все вместе. Сейчас это редко получается, все взрослые, у каждого какие-то проблемы возникают. Но в выходные дни летом обязательно все вместе мы куда-то едем: или к бабушке, или на дачу, и вместе проводим время. А Ваня с папой несколько раз в год еще ездят в санатории. Для Ивана поездки – всегда праздник, – говорит благовещенка.

Планы на будущее

Сейчас Иван заканчивает школу. Хочет освоить профессию пекаря, и семья верит в его силы.

— Конечно, я думаю, что он справится с этой профессией. Ему нравится готовить, что-то там лепить. По крайней мере, вареники и пельмени он лепит быстрее меня, – сказала Наталья.

Источник новости: Amur.Info