25 марта в России свой праздник отмечают те, кто сам создает праздники и особое настроение для нас с вами, – работники культуры. А их огромный творческий цех – это и ведущие на праздниках, и певцы, и актеры. Они все время на глазах. Но сколько среди деятелей культуры закулисных волшебников, без которых шоу бы не было, даже перечислить не просто. Это и художники-оформители, и режиссеры, и звукооператоры, и световые техники – список бесконечен. Поговорить о самой праздничной работе и приоткрыть ее теневые стороны мы решили как раз с представителем той специальности, без которой праздник не праздник, а в кадре не найдешь. На наши каверзные вопросы ответила сценарист и помощник главного режиссера Амурской областной филармонии Нина Каденева.
— Нина, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как попали в эту сферу и где учились?
— Классическая история – в школе я была активисткой, в старших классах даже играла в школьном театре, которому сейчас уже 13 лет, и он является народной театр-студией при ОКЦ. Уже тогда планировала стать, как и моя мама, режиссёром театрализованных представлений и праздников, но в ближайший институт культуры я не поехала, далековато, и решила, что поступлю на журналистику в АмГУ. Тогда думала, что это нечто смежное. Ведь журналистика – тоже творчество. Я вообще все детство толкалась у мамы на работе, в городском доме творчества. Сначала он располагался в жилой панельке на первом этаже, оккупируя две совмещенные квартиры. Потом уже дом культуры занял красивое здание в Городском парке. Поэтому весь творческий процесс я знала с детства и изнутри, так сказать, от идеи до воплощения. Тайной комнатой в доме культуры была студия звукозаписи. Мне казалось, что там творится волшебство. Там прописывали артистов, чтобы они могли без проблем говорить под «плюс» с городской сцены на площади Ленина во время представлений. Атмосфера завораживала! Получив диплом, я пошла в издательский дом «Дважды два». Наверное, я понимала, что не смогу быть «новостником», хотя проблем со сбором информации не было никогда. Единственное, что мешало – писала медленно. В «Дважды два» мне поручили телефон доверия. И я сошла с ума за месяц. Мне было очень тяжело слушать чьи-то проблемы и пытаться как-то их решить, помимо этого у меня была еще и основанная обязанность – писать материалы. В общем, быстро поняла, что не мое. Мама, святая женщина, сказала, что я могу уйти, она поддержит, пока я буду искать себя.
— Долго искали? Что смотрели, газетный формат или все же ТВ?
Недолго. Почти сразу случился кастинг в «Инструкцию по применению» на «ТНТ-Благовещенск». Как не люблю кастинги, сил нет. Доказывать кому-то, что ты лучше других, «продавать» себя. И вообще, мне всегда казалось, что девчонки в Инструкции переигрывают. Я же театральный артист, так кривляться не хочу и не буду. Так я думала сначала. А вот когда прошла кастинг и среди 30 девчонок выбрали меня, то… Кривлялась на ТНТ почти 3 года. И, честно, это очень классный опыт: быстро придумывать, писать, искать людей, образы. По факту, мы одновременно с Идой Галич и Настей Ивлеевой снимали скетчи. Только они известны на всю страну, а мы в своём городе. Причем на улицах часто узнавали. Было довольно забавно. Я чаще смущалась, чем радовалась. Но, не буду лукавить, это приятно.
Был еще один классный проект, который доставлял такой же кайф. Он был нашим от начала и до конца. Про путешествия по Амурской области, назывался «Провинциалки». Мы сняли 22 выпуска, начинали с грантовой поддержки. Я выиграла грант на Тавриде в 2019 году. Делали его вместе с моей вечной коллегой и другом Алиной Спасской. Нам удавалось легко и интересно путешествовать по области. Жалко, но сейчас проект на стопе.
— Это все про Вашу основную специальность. Как ни крути, журналистика. Как же Вас все-таки занесло в филармонию, еще и не пиарщиком или пресс-секретарем, что было бы логично, а сценаристом?
— После ухода из «Инструкции» я стала фрилансером. И все было довольно неплохо. Начала писать сценарии на разные события, рекламные ролики и прочее. Ковид внес свои коррективы. Стало хуже с заказами. Кстати, когда он был официально объявлен, мы с театральной группой студии, в которой я играю, летели в Москву на конкурс. И когда приземлились, режиссёру позвонили и сказали: «Ребята, конкурс отменяется». Через год мы вернулись и выиграли конкурс имени Фаины Раневской в Москонцерте! Ну это так, отвлечение от темы. В общем, я подумала, что в такие пандемийно-ненадежные времена нужна надежная работа. И как раз меня на беседу пригласила директор Амурской областной филармонии Ольга Смирнова. Как ни странно, моя Алина уже работала в филармонии специалистом по связям с общественностью. А Ольга Николаевна, руководитель филармонии, предложила мне поработать на Амурской осени в качестве человека, который будет делать контент на церемонию открытия и закрытия фестиваля. А это вообще моё! Меня познакомили со специалистом, который отлично делает графику. Мы сразу поняли друг друга. Мы со Светланой Шеломихиной, режиссером филармонии, ему идею, он нам воплощение. А, кстати, до «Осени» у меня было боевое крещение. Как раз шел театральный фестиваль «Золотая маска», и филармония была соорганизатором. Я ходила на спектакли и обозревала их для сайта «Маски». И еще вела пресс-конференцию с актрисой Александрой Урсуляк. Помню, Ольга Николаевна зашла и сказала: «Нина, Вы завтра ведёте пресс-подход!» Это она так проверяет на смелость, эрудированность и компетентность. Я справилась. И осталась. Вот уже три года здесь как один день.
— Так уж и один день? Неужели не бывает выгорания, апатии? Чем цепляет работа сценариста?
— Работать просто интересно. Каждый день праздник, можно сказать. Конечно, этот праздник порой превращается в рутину, но все равно это всегда какой-то творческий процесс поиска, всегда что-то новое. Несмотря на то, что у нас все календарные даты одни и те же. И мы как работники культуры обязаны делать праздники по календарным датам. В этом году у меня уже было третье Восьмое марта, третий День матери. Но каждый раз к праздникам можно подходить по-новому.
— Есть ли у работника культуры срок годности и должен ли он быть мультипрофессионалом, или специализация может быть одна?
— Нет, у нас в области, по крайней мере, работник культуры не может специализироваться на чем-то одном, он должен уметь все. Он должен быть готов выйти на сцену, написать текст, организовать всех. Только универсальные люди должны работать в культуре. Я даже могу запустить свет, делала это однажды для съемки. А свет очень сложная штука и много значит для картинки. И даже немного разбиралась с видеоинженером. Только звук не изучала. А вот срок годности, думаю, наверное, есть. Периодически бывает и усталость, и выгорание. Умственный и физический труд, а в этой профессии есть и то, и то, очень изматывают. Особенно, если ты делаешь свое дело глубоко, основательно.
— Хватает ли Вашей творческой натуре роли серого кардинала или хочется под софиты?
— Мне недостаточно быть за кулисами, потому что актерское прошлое тире настоящее присутствует, и мне хочется на сцену. Я счастлива и благодарна, что это заметили, поняли и знают в филармонии. Поэтому меня часто можно увидеть и на сцене в роли ведущей. Реже я веду официальные мероприятия, их обычно берет Алина. Я чаще отвечаю за игровые вещи. Вот, например, у меня первое 8 марта было очень интересное. Я написала сценарий и сама его отыграла. Мы тогда сделали настоящий цветочный салон, такую красивую выгородку на сцене. Назывался салон «Цвети», вывеска светилась. Я была в роли флориста-ведущей и в связках «продавала» разным мужчинам-артистам филармонии букеты. Был среди героев и мальчишка, у которого по сценарию нет денег на цветок для возлюбленной, и сын, заказывающий по телефону доставку для мамы, и семьянин, и мачо с огромным букетом, и даже самодостаточная женщина, выбирающая букет для себя. В общем мини-истории про 8 марта за один концерт.
А еще часто мы с Алиной ведем что-то в паре и даже используем образы из наших «Провинциалок». Такие концерты особенно заходят школьникам, в тематических связках-нарезках мы рассказываем о брендах нашего региона, об этих же брендах поют и наши филармонические артисты, чьи выходы на сцену мы анонсируем. Это и песня про Бурейскую ГЭС, которая была написана специально для ГЭС Александрой Пахмутовой, есть и про космодром, стилизованная, из прошлой эпохи. Но порой быть серым кардиналом можно и нужно, потому что ты помогаешь артистам за кулисами, контролируешь процесс. За кулисами своя жизнь и это очень сложный процесс. И интересный, конечно.
— А все-таки кто такой сценарист в Вашем понимании? Где начинаются его обязанности и где компетенция заканчивается?
— Сценарист, вообще-то, главный человек (Нина смеется). Все рождается от идеи. Сначала ты ее пишешь, а там прописываются и такие моменты, как музыкальное сопровождение, ремарки, потом ведущему подсказываешь, как ты это видишь, чтобы реализовать сценарий. На самом деле, конечно, в творческом процессе главных людей нет. Это командная работа. Все на понимании и взаимопонимании.
— Есть ли у Вас книга, фильм, курс или живой пример, который вдохновляет в профессии? На кого равняетесь, где черпаете знания?
— Я не читала никакую специальную литературу по режиссуре массовых мероприятий. Возможно, это упущение. Но у меня много книг по театральной режиссуре, в том числе труды Станиславского. Проходила тренинги по актерскому мастерству, технике речи. Но важно понимать, что режиссеры массовых мероприятий отличаются от театральных режиссеров. А в серьезных именитых вузах с подготовкой режиссеров массовых представлений проблема. И вообще, как таковое творческое комьюнити режиссеров массового праздника отсутствует у нас, увы. К такому выводу пришла еще на форуме Таврида: ни разу не видела, чтобы в смене были они, есть все, кроме режиссеров праздника. Незаслуженно, думаю. Для нас, режиссеров массового праздника, важно много читать, причем от классики до трендовых вещей. Важна еще и насмотренность, даже быть в курсе последних новостей тоже нужно. Нужно слушать музыку, современную и «нетленку». Нужно быть в потоке. Актуалочка, она всегда залетает на зрителя. Актуальная ко времени шутка про какой-то сериал, новость, звезду всегда интересна зрителю. В принципе, как и что-то, напротив, фундаментальное. Ты всегда можешь процитировать Пушкина и попасть в точку. Совсем недавно у нас было очень интересное мероприятие.
Мы амбассадоры Пушкинской карты, ездим по деревням, городам и весям нашей области и рассказываем, что Пушкинская карта – это здорово. И там у нас такой микс классики и современности о том, что не надо забывать свои корни и наше все, Александра Сергеевича, и там же танцуем танец из популярного сериала «Венсдэй». Потому что с юным поколением мы должны разговаривать на их языке. Ведь через какие-то модные вещи гораздо легче прививать что-то фундаментальное и наше. Сама я люблю читать, люблю книги. Среди фаворитов произведения Фицджеральда, Ремарка вообще обожаю. Бабушка мне привила любовь к нему. Достаточно рано, в 9 классе, начала читать серьезные вещи. С «Трех товарищей» тогда мое знакомство началось. Люблю Чехова, его рассказы. Пушкина обожаю, «Евгения Онегина», это must have на все времена.andnbsp; Есть даже мечта, задумка возродить у нас в филармонии арт-гостиную. Я бы с удовольствием занялась чем-то таким литературно-музыкальным.
— А есть самое яркое или значимое для Вас мероприятие, которое прошло с Вашим активным участием? И чем запомнилось?
— Ну, конечно, это каждая «Амурская осень». Это всегда шик-блеск, потому что это всегда другой бюджет, можно сделать дорогой и качественный контент, не оглядываясь на затраты. Я всегда очень горжусь нашей командой, когда именитые гости восхищаются и коллективами, и программой церемоний.
В прошлом году в рамках «Осени» к нам приезжали актеры Театра Вахтангова, и они были поражены нашей церемонией открытия, танцевальными зарисовками шоу-балета «Максимум». Они тогда сказали, что это очень крутой уровень. Я люблю создавать декорации к «Амурской осени» вместе с главным режиссером филармонии.
Ну и у меня есть мой любимый творческий проект, который свершился на первом году работы – сольный концерт Сергея Терехова. Мы с ним одногодки и мыслим в одном русле. Была классная декорация, живые инструменты. Все двигалось, загоралось, поднималось в воздух. Мы тогда с Сережей по видео очень заморочились, получился очень стильный контент в ч/б. Собрался молодой зал. Проект назывался «Честно» и был построен на честном разговоре о герое, его музыке. Одно из видео, предвосхищавшее очередной блок концерта, было в стиле «20 вопросов артисту за две минуты». Мы сняли его одним кадром: Сережа шел по бару и отвечал в движении на вопросы.andnbsp;
А есть еще один крутой проект, посвященный творчеству Высоцкого, мы сделали его с хором «Возрождение». Елена Беляева, художественный руководитель хора, в детстве любила музыкальную сказку «Алиса в стране чудес», слушала ее на пластинке. И вот все песни в этой сказке были написаны Высоцким, так интересно. Я, например, до этого вообще о существовании этой музыкальной сказки с композициями Владимира Высоцкого не знала. По нашему сценарию, во время концерта хор пел эти композиции, а я в сокращённом виде читала саму сказку зрителю и задавала артистам хора вопросы, они музыкально отвечали. Плюс, все герои сказки были сшиты на заказ. Игрушка Кролика, Шляпника и даже самого Владимира Семеновича. Проект получился литературно-музыкальный. Вообще за эти три года много чего было здоровского. Прошлой осенью мы отправились с ответным визитом в Театр Вахтангова и провели в их арт-кафе презентацию нашей области, играли в «Амурское лото». Я там была в двух ролях: режиссер и режиссер-суфлер, который подсказывает ведущему шутки в наушник (снова смеется Нина). Тоже запоминающийся эпизод.
— Как думаете, у Вас есть личные фишки, хуки, которые Вы принесли в филармонию? Что-то изменилось с Вашим приходом?
— Думаю, каждый творческий человек что-то приносит свое, авторское. Со мной, мне кажется, изменилась работа с экраном. Журналистика, мышление картинками, умение склеивать кадры, видеть и чувствовать их логику – все это помогает созданию графического ролика. Мы сейчас часто делаем видеоконцерты, где нет ведущего, все связки на экране. До меня это, конечно, тоже было. Я просто делаю это немного по-другому. В этом году главреж похвалила меня за выпускной (да, школьные выпускные мы тоже делаем), что для меня очень ценно. Сказала, что праздник получался на потребу самим героям торжества, актуален для них. И да, я в нашем коллективе теперь ответственная за что-то легкое, молодежное. Ну и с моим приходом увеличился круг ведущих (улыбается героиня).
— Как, где и когда повышаете квалификацию? Вообще, есть какие-то курсы для вашей профессии на местном и всероссийском уровне, доступные амурскому деятелю культуры? Или варитесь в своем собственном соку, так сказать?
— Сейчас действует очень классная федеральная программа бесплатное «Второе высшее в сфере культуры». Причем получить это образование предлагают ведущие творческие вузы страны. Это и «Щука», и «Щепка», и ГИТИС. В планах у меня в этом году как раз поступить на режиссера эстрады в Питерский институт. В Хабаровске у меня в этом году было живое повышение квалификации и в Челябинском институте культуры онлайн курс. Очень крутой курс, кстати. Так что развиваемся.
— Кстати, а как Вы сами оцениваете наш местный культурный уровень?
— Культура в регионе есть и на хорошем уровне. У нас помимо филармонии есть хорошие площадки: ОКЦ, АОДНТ, последняя отвечает за народную культуру. Коллектив АОДНТ делает постоянные коллаборации со Школой креативных индустрий. Их диджей миксует народные песни, «МЫшки» танцуют. Ну и есть мы! Наш директор постоянно в контакте с именитыми театрами, федеральными коллективами со всей страны. andnbsp;Гастроли их проходят у нас, чтобы амурский зритель мог видеть столичное искусство. Еще очень круто, что наша область, минкультуры региона работают в плотной связке с Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ. Это уникальные люди. Они исполняют не только патриотическую музыку, но и современную. Они с удовольствием к нам ездят. Привыкшие играть на полигонах и в разных не самых комфортных условиях, у нас они встречают самый радушный прием. Мы всегда стараемся встретить их как самых почетных гостей, хорошо поселить, хорошо накормить, чтобы им было уютно. Мы внимательны к ним, они внимательны к нам. Дают свои концерты по всей области. В прошлом году случилось очень крутое событие: они на набережной, в амфитеатре, прямо на фоне Китая, andnbsp;играли два часа для амурского зрителя. Сколько пришло народа, это просто сумасшествие. Люди были такие благодарные, разновозрастные. Искренне уверена, что культура в Амурской области на высоком уровне. Мы понимаем, что мы делаем. И часто от гастролирующих слышим хорошие отзывы.
— Есть ли у Вас профессиональная мечта или планы?
— Мечта есть, амбициозная. Мне бы хотелось поучаствовать в команде, которая организует «Всероссийскую студенческую весну» либо Олимпийские игры, например. Я смотрела Олимпийские игры в Сочи и думала, как это круто и масштабно все сделано, и понимала, что я тоже могу быть частью процесса, предлагать, создавать и воплощать идеи. Я могу думать масштабно и хочу реализовать свои возможности в качестве режиссера и сценариста.
— А к собственным личным праздникам так же ответственно подходите? Какой он, Ваш идеальный праздник?
— Наверное, работа занимает 70 % моей жизни, ладно, 60 (смеется).andnbsp; И получается, жизнь – праздник, и на свои праздники не хватает сил. Все меньше хочется ходить по каким-то заведениям, тусоваться, меньше хочется что-то организовывать, делать сюрпризы, заказывать шары или оформление. Я на свои Дни рождения люблю путешествовать. В прошлом году на День рождения была в Москве. Он прошел на корабле Флотилии «Рэдиссон», катались с молодым человеком по Москве-реке. А днем еще ходила с подругой в Цирк Никулина на Цветном бульваре. Это было шикарное представление, посвященное столетию со Дня рождения самого Никулина. Утром ходила завтракать в кафе «Пушкин», такое атмосферное место. День был супер. Вот это мой идеальный праздник: делать то, что ты до этого никогда не делал, и видеть то, чего не видел.
А на следующий день рано утром я поехала в Коломну. Я обожаю церкви, у меня такое странное пристрастие, люблю церкви с фасада, архитектуру церквей. У меня есть целая коллекция фотографий со всей страны. Поэтому выбрала Коломенский кремль. Я прям вышла с электрички и пешком по навигатору пошла гулять по городу. Сначала прошла по советской части города, постепенно стала приближаться к усадьбам. Был май и дикое цветение яблонь, это ж город-пастила.
Веселые вечеринки я, конечно, тоже люблю. С удовольствием прихожу на праздники друзей в качестве гостя с оригинальным подарком. Люблю заморачиваться с подарками. Единственный личный праздник, который с удовольствием организую каждый год, это Новый год, люблю декорировать дом. В этом году сбылась давняя мечта – я поставила настоящую ель, не сосну, не искусственную, а настоящую ель. Мечтала об этом с 20 лет, и вот исполнила.
— Как думаете, работник культуры – это кто-то особенный, он чем-то отличается от других, от тех, для кого работает?
— Нет, он такой же человек, как и все остальные. Все профессии нужны, все профессии важны. Наша миссия дарить культуру, настроение, эмоции, просвещать. У нас в филармонии работают разноформатные коллективы и у каждого свой зритель и свои задачи. Ты можешь прийти и зарядиться от цирка «Ап!», у них энергетика сумасшедшая, бешеная. А можешь погрузиться в лирическое настроение, послушав камерный хор «Возрождение».
— В свой профессиональный праздник хотите что-то пожелать амурским зрителям?
— Приходите в филармонию! У нас атмосферно, современно и очень интересно. И есть множество мероприятий на любой возраст и вкус. Когда работать пришла, сама затянула сюда множество своих друзей 25 +, которые раньше просто не знали, что тут здорово. И теперь они с удовольствием посещают наши концерты. Ждем каждого!
Источник новости: Amur.Info