20 января отмечают свой профессиональный праздник те, кто отвечает за наше настроение на вечеринках и в клубах, диджей или диск-жокей, если расшифровать точнее. Они миксуют музыку, и мы тоже решили сегодня замиксовать… поговорить сразу с двумя крутыми амурскими профи, правда, немного из разных сфер: с клубным диджеем Лёшей Ричмондом и event-диджеем Сергеем Калентьевым. Беседовали с
20 января отмечают свой профессиональный праздник те, кто отвечает за наше настроение на вечеринках и в клубах, диджей или диск-жокей, если расшифровать точнее.
Они миксуют музыку, и мы тоже решили сегодня замиксовать… поговорить сразу с двумя крутыми амурскими профи, правда, немного из разных сфер: с клубным диджеем Лёшей Ричмондом и event-диджеем Сергеем Калентьевым. Беседовали с каждым по отдельности, поскольку встретиться вместе технически очень сложно: Лёша переехал и живет во Владивостоке, но частый и желанный гость на амурских мероприятиях. А «сводили» интервью ребят в одну «дорожку» уже в стиле диджеинга. И вот что у нас получилось… Надеемся, дочитать «сет» до конца будет вам также интересно, как нам послушать этих ярких и талантливых представителей музиндустрии региона.
Небольшой спойлер: опыт у каждого из них огромный, в профессии оба более десяти лет, но очень-очень свой, потому и ответы на некоторые вопросы порой не сходятся от слова совсем, оттого и интереснее. Готовы?
— Как и когда попали в эту необычную профессию?
Леша Ричмонд: Мечта появилась очень давно. С детства нравилось слушать разную музыку: у папы в машине, музыкальные каналы, друзья вели школьные дискотеки. Все это привело к тому, что без музыки не мог прожить и дня, после чего и захотелось не просто слушать, но и показывать свой музыкальный вкус уже другим людям. Сначала это было как скинуть на диск или флешку музыку, которая у меня есть, а после захотелось вести школьные дискотеки в своем маленьком городке. Я купил контроллер и начал пытаться сводить песни. Это стало получаться, начал получать фидбэк и хотелось уже большего. И когда я поехал учиться в Благовещенск, у меня была цель стать диджеем в ночных клубах. Кстати, свой первый контроллер я купил ещё в школе, причем мама мне поставила условие, чтобы я заработал на него сам, в принципе, так все и произошло. Это была школьная дискотека, и играл, если говорить просто, попсу в обработке.
Сергей Калентьев:andnbsp; Начиналось всё банально просто, с желания подзаработать. В начале 2011 года, я только вернулся из армии, один мой очень хороший товарищ предложил вариант дополнительного заработка в вечернее время в сфере развлечений, так сказать. Я согласился попробовать и втянулся. Начал глубже погружаться в предмет, читать статьи, смотреть видео, проходить онлайн курсы, перенимать опыт у западных коллег по цеху. Тогда Event-сфера в нашем регионе, да и практически в стране в целом, была в зародышевом состоянии, поэтому можно сказать, что мы развивались параллельно.
— Есть мнение, что диджеинг делится на клубный иevent-историю. Разделяете ли вы его или все же настоящий диджей универсален. Сами себя к какому направлению относите?
Сергей Калентьев:andnbsp; Что касается профильного разделения, то тут многое зависит от музыкального жанра, в котором выступает диджей. От этого зависит и формат выступления, и технический сэтап. И, конечно, в отдельную категорию можно выделить event-диджеев. Думаю, я не совру, если скажу, что все event-диджеи – это мультиформатные диджеи. Дело в том, что публика на частных и корпоративных мероприятиях крайне разношерстная, в отличие от аудитории профильных ночных заведений. Так что приходится уметь подстраиваться и улавливать настроение, чтобы удержать энергию на танцполе.
andnbsp;Леша Ричмонд: Я больше клубная история. Где бы в клубах ни работал, обычно становился резидентом, так и живу. Сейчас во Владивостоке тоже есть постоянное заведение, где играю. Мне не особо нравится event, хотя и пробовал себя в этом, но это не мое. Могу только сказать, что в event-индустрии есть хорошие диджеи, которые совмещают это с клубной индустрией. Вообще считаю, что профессия диджея универсальная, угадывать настроение толпы нужно как в клубе, так и на мероприятии. Смотреть, что заходит, а что мимо. Да и сейчас в регионе, что в заведениях, что на тематических мероприятиях играет коммерческая, в основном, музыка, ну то есть попса. Так что и материал схож.
— А что есть из инструментов в арсенале профессионального диджея? На чем работаете сами?
Леша Ричмонд: Когда начинал, у меня было три программы: это «virtual DJ» для сведения музыки через компьютер, «fl studio» для написания своих собственных треков и ремиксов, и программа «MixMeister» для написания миксов. Сейчас использую уже другой софт для игры и написания музыки: RecordBox и Abletone live.
Сергей Калентьев: Главные инструменты диджея – это его музыкальный вкус, творческая фантазия, профнавыки и наслушанность. Что касается технической стороны, то сегодня выбор поражает своим многообразием. Начиная с проигрывателей винила, и заканчивая широким ассортиментом Midi контроллеров. Все зависит от предпочтений и финансовых возможностей, конечно же. В моем арсенале есть и проигрыватели винила, и контроллеры. Для работы на мероприятиях я использую Pioneer DDJ-SX2, а дома стоят два проигрывателя Reloop RP-6000 и микшерный пульт Numark Scratch. Ну и само собой – пластинки.
Фото: из личного архива Сергея Калентьева и Леши Ричмонда
— А на сколько влияет собственный вкус диджея на то, что он играет на работе? Правда ли он так важен?
Сергей Калентьев: Конечно же, да. Точно также как предпочтения любого человека влияют на то, что он ест, слушает, читает… Несомненно, так или иначе, диджеи подстраиваются под публику. Но тем не менее, музыкальная подборка, сеты, подготовленные для выступления, ощущение настроения на танцполе, все это проходит через призму собственного восприятия.
Леша Ричмонд: Ответ неоднозначный. Музыкальный вкус постоянно меняется, это правда, есть то, что остаётся со мной уже давно, а что-то изменилось кардинально. В детстве я начал увлекаться баскетболом и слушать зарубежный Hip-Hop – это как одно целое,andnbsp; это наверное именно тот стиль, который от меня не ушел. В начале карьеры я играл очень много русской музыки, сейчас же наоборот её стало очень мало. Со временем стала нравиться андеграундная музыка, которую я начал слушать и играть уже позже. Поэтому, если брать то, что я играю, наверное, 50/50 из того, что я хочу и что нужно людям, стараюсь это все сбалансировать, чтобы все были довольны. Бывает и такое, что играю только то, что мне нравится или же наоборот. Все зависит от ситуации, места, контингента.
— Произнося слово «диджей», мы чаще всего рисуем в воображении молодого мальчика за пультом на драйве. Как считаете, есть ли у диджея срок годности или можно крутить пластинки до выхода на пенсию по возрасту?
Леша Ричмонд: Все индивидуально и зависит от человека, в мире есть примеры, когда диджеи вполне успешны и за 50. Тут, на мой взгляд, больше вопрос про интересы самого человека, меняются ли они, и про здоровье, все-таки работа ночная и нередко сопряжена с вредными привычками: кто-то бодрит себя, к примеру, алкоголем, чтобы дарить драйв на площадке. Не все выдерживают ритм. Но диджею даже в своей среде всегда есть, куда уйти в дальнейшем. К примеру, в арт-часть, стать арт-директором, управляющим, организатором вечеринок/концертов, открыть или устроиться в школу диджеев, ну и самый сок: открыть свое заведение. Я, правда, нашел себя в другом: освоил моушн-дизайн и создаю афиши, баннеры на мероприятия для заказчиков по всей стране, но пока успешно совмещаю эти два дела.
Сергей Калентьев: Теоретически творчество не знает границ и сроков годности. Своя аудитория всегда найдется. Яркий тому пример DJ Jazzy Jeff. Да и не он один. На практике, конечно же, вмешивается ряд факторов, которые накладывают некоторые ограничения. Элементарно, здоровье со временем может начать напоминать о себе. Простоять несколько часов, не отходя от пульта, не так просто, как может показаться. Да и люди в разных уголках нашей планеты по-разному воспринимают профессию. Как ни крути, в нашем регионе прочно укоренился стереотип, что занятие диджеингом – удел молодых. Могу сказать точно, что со мной диджеинг останется навсегда. Если не как профессия, то как хобби.
— Если с возрастом понятно, то как с семейными ценностями? Как дома относятся к профессии, не мешает ли она семейной жизни?
Сергей Калентьев: Когда познакомились с женой, я уже был диджеем, но встретились не за пультом, познакомили друзья. Сейчас у нас трое детей, старшей девочке уже восемь лет. Так что не мешает профессия. Жена тоже к моему делу относится серьезно, ведь я кормлю семью. Недоверия между нами нет.
Леша Ричмонд: Как ни странно, но со своей женой я познакомился именно в клубе, и когда дело дошло до отношений, мы сразу обсудили этот момент, что я работаю в развлекательной индустрии, и она должна это понимать без каких либо запретов и упреков. Потому что девушки вокруг диджеев всегда были, которые хотят с тобой пообщаться, куражи, алкоголь и прочее здесь присутствует всегда. С родителями другая история. Изначально, когда я позвонил маме и сказал «я устроился в ночной клуб», она порадовалась, но спустя пару недель позвонила и сказала, что нужно увольняться, ведь я же студент, и боялась, что я могу перестать учиться, и меня отчислят. Но я не сдался и продолжал и играть, и учиться. Так что закончил университет. А так, в общем, они уже привыкли к этому. Папа, когда звонит, говорит «йоу диджей», и начинаем разговор.
— А как в нашем регионе эта профессия оплачивается? К примеру, в среднем сколько может получить хороший диджей за смену?
Сергей Калентьев:Очень по-разному. В среднем смена event-диджея длится пять-семь часов, к примеру, если брать свадьбу. За это время он практически в режиме нон-стоп играет музыку: от фоновой для ведущего и тех треков, которые нужны конферансье для программы, до танцевальных сетов для гостей. За такую смену мои коллеги, ребята, с которыми вместе работаем, в новом сезоне будут получать десять тысяч рублей. Но цены разные, как и опыт, квалификация, востребованность.
Леша Ричмонд: Клубные диджеи на Дальнем Востоке, будучи резидентами заведений, вопреки расхожему мнению, огромных гонораров не получают. Двухчасовой сет, а диджеи в клубах играют именно сетами, в среднем стоит две-пять тысяч рублей. А вот если позовут в качестве гостя в другой клуб или даже на гастроли в другой город, ставка повышается. Но даже о 30 тысячах за смену речи чаще всего не идет.
— А как выглядит рабочий день или смена диджея? С чего начинается? Нужно ли готовиться?
Леша Ричмонд: Прежде чем пойти в эту профессию, важно понимать, что готовиться нужно много и постоянно, даже больше, чем непосредственно работать за пультом. Этому стоит уделять достаточно много времени за пределами выступления в клубах или барах. Диджею ведь нужно найти материал, отсортировать его, подготовиться к сетам. Это самое элементарное, что можно выделить, и это занимает достаточно времени, хотя сюда можно добавить еще немало пунктов. Кроме того, неотъемлемая часть для диджея это следить за собой, выглядеть опрятно, вести свои соцсети, делать свой материал: миксы, ремиксы, мешапы. В общем делать так, чтобы о тебе могли узнать как можно больше людей. Ну и, конечно, сама работа в заведении: тут нужна энергия на несколько часов, драйв, настроение.
Сергей Калентьев: Давайте рассмотрим на примере свадебного банкета, который начинается в 18:00 и длится шесть часов. Если не учитывать подготовку материала (поиск и отбор музыки, а отслушивать хороший диджей должен тонны материала, составление плей-листов с учетом пожеланий заказчика, сбивка сетов и т.д.), то день строится примерно так. Ориентировочно в 13:00 нужно быть на складе. Там проверяется и подготавливается, исходя из задачи, необходимый комплект оборудования, силовых и сигнальных проводов, стоек для установки аппаратуры. После чего все загружается в машину и отправляется на площадку. После выгрузки начинается монтаж оборудования, его подключение, настройка и подготовка к работе. Если проект масштабный, то монтаж может осуществляться за день до события или рано утром. Обычно за полчаса – час до начала начинается приветственная часть и подходят первые гости. К этому моменту площадка должна быть полностью готова. По окончании банкета все оборудование демонтируется, грузится в автомобиль и отправляется обратно на склад. В зависимости от объемов процесс может занимать от полутора до нескольких часов. Только после этого рабочий день можно считать завершенным.
— Вы столько лет в профессии, причем довольно специфичной, так скажем ночной, наверняка в вашей копилке немало забавных, а может, и не очень, историй. Поделитесь?
Сергей Калентьев: Забавный факт! Когда просят вспомнить курьезные случаи из карьеры, они все почему-то сразу же улетучиваются из памяти. На самом деле ситуаций было уйма. О некоторых широкой публике лучше и не рассказывать. Никогда не забуду, как я спасал оборудование от невероятно мощной грозы, заставшей нас во время праздника врасплох, да ещё и в полной темноте (гроза выбила свет), стоя по щиколотку в воде. В зубах я держал телефон с включенным фонариком, одной рукой – надломившуюся несущую балку шатра, а второй рукой выгонял воду из огромного пузыря, образовавшегося из-за того, что полотно шатра провисло. В итоге все обошлось. Сейчас об этом вспоминать забавно, но тогда меня одолевали совершенно другие эмоции.
Леша Ричмонд: Чего только за эти годы не было. И угрожали, если не включал трек, стреляли даже не один раз. Был забавный случай в Китае, где я тоже успел поработать, меня везли в клуб на чёрном Порше и, подъезжая, я хотел возле него сфотографироваться. Я сел возле него, и мне говорит мой китайский товарищ: «Зачем сбоку, садись на капот»! Я сел, он промялся, и я думаю: я влип на что было! Зато есть фото.
— Сейчас очень популярны фиты раскрученных диджеев с певцами, у вас были с кем-нибудь коллаборации? Писали ли вы музыку сами?
Леша Ричмонд:andnbsp; В основном я писал ремиксы в направлении хаус и его подстилях. Выпустил более 60, честно, даже не помню точное количество. Делал это с помощью спецпрограмм, нотной грамотой я не владею. К сожалению, не один из ремиксов не стал официальным, но лично списывался либо с артистами, либо с их менеджерами. Так, вел переписку с Артиком, менеджером Зиверт, менеджером Монатик, с экс-вокалисткой Сашей из «Мохито» и одной из Маш группы «2 Маши». Работы мои ребятам нравились. Кстати, диджеи России и стран СНГ играют мои работы, приятно.
Сергей Калентьев: andnbsp;Это, кстати, распространенный стереотип, что все диджеи пишут музыку. Например, Девид Гетто, Диджей Смэш. Да, у них есть диджейское прошлое и настоящее, но они диджеи только в момент, когда делают перфоманс, а в момент создания и продвижения музыки они уже композиторы, продюсеры, но никак не диджеи. Для написания музыки нужен другой талант. Музыку я не писал, а вот ремикс пробовал делать, но не моё. Биты писал, эдиты делал и делаю, но это даже не ремиксы, а такая переделка на минималках, добавить бит, бас-линии, Интро- Аутро. andnbsp;Перерабатываю материал для диджей-перфоманса. Но это обычная история для диджеев.
— Есть ли у Вас мечта, связанная с любимым делом?
Сергей Калентьев: Хочу собрать хорошую коллекцию виниловых пластинок. Достаточную для того, чтобы собрать и отыграть диджей-сет на виниле на закрытой вечеринке для теплой публики. Еще бы хотелось, чтобы обратили внимание на популяризацию и повышение престижа профессии диджея, а стереотипы ушли в прошлое.
Леша Ричмонд: Хотел бы посетить выступления зарубежных диджеев, за которыми слежу, но это нужно ехать либо в Европу, либо в США. Ну и чтобы профессия развивалась в нашем регионе, чтоб росла культура клубной музыки, а профессионалы ценились.
От души желаем нашим героям в их профессиональный праздник, чтобы их мечты сбывались, а всем нам – много новой хорошей музыки и настроения.
Источник новости: Amur.Info