В рамках проекта «Один день из жизниand#8230;» корреспондент Амур.инфо встретилсяс действующими российскими космонавтами Антоном Шкаплеровым и Петром Дубровым. Они совсем недавно вернулись с МКС, а сейчас прибыли в Амурскую областьна молодежный космический фестиваль «Космофест Восточный 2022». — Как проходит рабочий день космонавта на борту МКС? Антон Шкаплеров: На борту международной космической станции действует определённый режим
В рамках проекта «Один день из жизниand#8230;» корреспондент Амур.инфо встретился
с действующими российскими космонавтами Антоном Шкаплеровым и Петром Дубровым. Они совсем недавно вернулись с МКС, а сейчас прибыли в Амурскую область
на молодежный космический фестиваль «Космофест Восточный 2022».
— Как проходит рабочий день космонавта на борту МКС?
Антон Шкаплеров: На борту международной космической станции действует определённый режим труда и отдыха, где указаны временные интервалы на разную деятельность. Принято, что в 6 утра у нас подъем, 21:30 – отбой. На обед выделяется час, ещё два часа на физкультуру, полчаса отводится на водные процедуры. Их проводим после физкультуры обычно.
Петр Дубров: Свободное время есть с утра до завтрака, и перед сном. Рабочее время – шесть часов.
Антон Шкаплеров: При этом распорядок не такой строгий, как в армии, что в 6 утра все встают и всё. Важно, чтобы ты в 7:15-7:20 был готов начать работать, уже позавтракал, привёл себя в порядок.
Петр Дубров: Есть такое негласное правило, что работа начинается с общения
с Землёй. Мы задаём вопросы по работам, которые нам предстоят, если что-то не понятно. Ну а Земля может дать свои комментарии, если вдруг что-то изменилось, или есть какие-то особенности выполнения работ сегодня. У нас конференция, где проходит общение, называется Daily PC (аббревиатура английского названия по первым буквам – Daily Planet Conference). И, по сути, с этой конференции начинается каждый рабочий день. Иногда это общение происходит чуть раньше, это зависит от условий связи. После него мы выполняем уже те задачи, которые запланированы. День всегда спланирован четко, поминутно, все задачи определены, и в соответствии с этим расписанием мы выполняем свою работу.
— Вы говорили о том, что рабочий день на МКС начинается в 6 утра. Это по какому часовому поясу?
Петр Дубров: По Гринвичу.
Антон Шкаплеров: Станция живёт по Гринвичу, как в Лондоне.
Петр Дубров: То, естественно, в Москве это 9 утра.
— Чем вы занимаетесь на Земле, когда идёт подготовка к полёту? Как в таком случае рабочий день строится?
Антон Шкаплеров: Всегда по-разному. Когда идёт интенсивная предполётная подготовка, то мы придерживаемся достаточно жёсткого расписания.
Петр Дубров: Подготовка проходит не только в Звёздном городке, но и в НАСА, Канадском космическом центре в городе Монреаль, Японском центре в Токио и Европейском космическом агентстве в Кёльне. Это основные места, где мы проходим тренировки.
Антон Шкаплеров: Да, это как отдельная часть нашей работы – командировки.
— Кто может стать космонавтом? Что для этого требуется?
Петр Дубров: Каждый, кто пройдёт отбор и подготовку по программе пилотирования полётов.
Антон Шкаплеров: Набор у нас открытый, и любой человек любой профессии может оставить заявку. Есть важные критерии: должно быть высшее образование, надо не менее трёх лет отработать по специальности, желательно чего-то хорошего за это время добиться, проявить себя. Также все кандидаты проходят проверку у медиков, психологов, показывают свои физические возможности. Попытаться может любой человек.
— На орбите вы находитесь продолжительное время. Что не перестаёт вас удивлять изо дня в день?
Петр Дубров: Вид Земли. Можно всё время смотреть, и она всегда разная: меняются угол падения солнечных лучей, погодные условия, облачность, времена года. Да, она всегда разная и невозможно сделать два одинаковых снимка планеты. Не получится.
Антон Шкаплеров: Всегда интересно смотреть на те места, которые ты знаешь или был там, на свою родину.
Фото: телеграм-канал космонавта Антона Шкаплерова (юг Сибири, Камчатка)
— Что самое сложное на орбите Земли?
Антон Шкаплеров: Для меня – выходы в открытый космос. Тяжёлая, опасная работа.
Петр Дубров: Физически сложная.Для меня это был первый полёт (Союз МС-18 «Ю. А. Гагарин», с 9 апреля по 17 октября 2021 года – Прим. ред.). Пожалуй, в первое время было сложно организовать свою работу, привыкнуть к ритму жизни на станции, расписанию. Несмотря на то, что на Земле мы тренируемся, но многие вещи смоделировать невозможно. Только оказавшись там, так сказать «поварившись» в этой среде, начинаешь понимать каким образом можно организовать работу и быт на станции.
— Что вам больше всего нравится в вашей работе?
Антон Шкаплеров: Мне нравится, что на протяжении всей подготовки к полёту в космосе постоянно узнаёшь что-то новое. У нас нет такого, как во многих других профессиях. К примеру у лётчиков, научился летать, отработал пилотаж и отправляешься в полёты. Достаточно редко что-то меняется. Здесь всё время разное. От полёта к полёту у тебя разные экипажи, разные эксперименты, которые требуют различной подготовки. Иногда приходится вникать в те области знаний, в которых вообще ничего не знал. Это очень интересно! Самообразование, изучение нового – это то, что мне нравится больше всего.
Петр Дубров: Я бы ещё добавил, что космонавт – это самая широкая профессия по количеству знаний. Нам приходится быть специалистами и в инженерных областях, и разбираться в науке, конечно, не глубоко, но в той степени, чтобы правильно выполнять научные эксперименты на борту МКС. Нужны и медицинские знания, потому что нужно оказывать время от времени какую-то помощь своим коллегам, а иногда и тебе самому она может потребоваться. Кроме нас самих нам на борту медпомощь никто не окажет. Второй такой разнообразной по областям знаний профессии нет.
— Вы участвовали в съёмках фильма «Вызов» – уникального кинопроекта, снятого не только на Земле, но и на борту МКС. Вы уже видели какой-то итог вашей работы? Поделитесь впечатлениями.
Антон Шкаплеров: Да, нам показывали некоторые сцены. Всё в черновом ещё варианте. До выхода картины около полугода. Сейчас проходит монтаж.
На себя было интересно посмотреть, но непривычно. Это не репортаж, а именно художественный фильм.
Петр Дубров: На большом экране мы себя ещё не видели, нам показали только на мониторах.
— На премьеру планируете пойти?
Антон Шкаплеров: Обязательно, по дорожке пройтись. (смеётся) А фильм, конечно, шикарный.
Специальный показ будет в Звездном городке. Многие наши специалисты играли сами себя: врачи, инструктора, те же охранники. Я думаю, что фильм также отправят на борт МКС и там пройдёт его предпоказ. Экипаж, который будет в это время находится на борту, посмотрит его, они выразят своё мнение, об этом потом обязательно напишут, об их эмоциях.
Вообще, так обычно делает Голливуд, когда снимает блокбастеры. Нам забрасывают что-нибудь интересненькое, и мы перед официальным прокатом в мире смотрим. Я так смотрел наш фильм – «Салют 7» (12+), который Клим снимал.
Петр Дубров: Я помню, что американцы присылали фильм про человека-паука и Том Холланд, исполнитель главной роли, записал приветствие экипажу МКС.
Антон Шкаплеров: Ещё на орбите смотрели одну из частей Джеймса Бонда.
— Когда вы в последний раз подумали о том, что не зря делаете свою работу?
Петр Дубров: Сегодня (Петр Дубров и Антон Шкаплеров в течение часа отвечали на вопросы воспитанников благовещенского Кванториума-28 – Прим. ред.).
Антон Шкаплеров: Были интересные вопросы, живые, заинтересованные ребята. Они хотели так много вопросов задать, мы целый час отвечали, но он так быстро полетел. Мы хотели бы побольше пообщаться, но у нас программа запланирована, и дальше были другие встречи. Дети подходили: «я целый час тянул руку!». Общались с ребятами еще немного после основной встречи.
Когда видишь, что дети так горят, им интересно, действительно понимаешь, что не зря делаешь эту работу, которая нужна нашим будущим поколениям.
Фото: Минобрнауки Амурской области
— Вам часто говорят «спасибо» за вашу работу? Если да, то кто?
Антон Шкаплеров: «спасибо» говорят наши коллеги из ракетно-космической отрасли, специалисты, которые готовят в полёт.
Петр Дубров: С которыми мы работаем на орбите.
Антон Шкаплеров: Которые следят, помогают, когда мы летаем в космосе, потом нас реабилитируют, когда мы прилетаем, разбирают с нами проведённые эксперименты. Члены семьи говорят «спасибо», друзья тоже. andnbsp;andnbsp;andnbsp;andnbsp;
Источник новости: Amur.Info