Государственные больницы в приморской глубинке влачат жалкое существование

Убогая обстановка одной из районных больниц. Автор фото: http://gorod.tomsk.ru/index-1282913968.phpБывший заведующий больницей в Зарубино поставил крест на районном здравоохранении
ВЛАДИВОСТОК, 24 февраля, PrimaMedia. В плачевном состоянии отечественного здравоохранения виновны не только профильные чиновники, но и сами медработники, соглашающиеся работать за гроши. Таково мнение частнопрактикующего врача Александра Криницкого, в недавнем прошлом – заведующего больницей в поселке Зарубино Хасанского района. Криницкий обратился к коллегам с открытым письмом, текст которого публикует агентство PrimaMedia. Александр Криницкий
Автор: Архив А. Криницкого
Александр Криницкий Увеличить
Миллиарды на развитие, копейки – на зарплату
“На медицину ежегодно выделяются миллиарды. По крайней мере, если верить заявлениям правительства, – скептически отмечает Александр Криницкий. – Вот только беда – о том, сколько выделено, мы узнаем из любой газеты, а дальше… Много это или мало? Кем, когда и на что потрачено? Этих сведений вы не найдете. Но одно дело, когда покупается новая техника, а другое – новый “лэнд крузер” для чиновничьего аппарата. Кстати, его цена равна полугодовому бюджету небольшой районной больницы. Так что “купил лэнд крузер – закрыл больницу”, будете проходить мимо стоянки любой администрации – посчитайте сами…
Зарплата хирурга в районной больнице – 5350 рублей, а у уборщицы в офисе, через дорогу от больницы, – 6000.  Санитарка получает 1600 рублей. Кто же идет работать на такую зарплату? Сумасшедшие? Святые? Да и да, и – никто.
Кадровый голод – чудовищный, основная организационная работа у заведующего – заставить персонал выполнять работу бесплатно, – делится собственным опытом Александр Криницкий. – Например, на больницу по нормам не положена диетсестра. То есть работа, которую необходимо выполнить, есть, а оплачивать ее не положено. Что делать? “Убеждаем” – давим, упрашиваем… Для чиновников – экономия, для врачей, медсестер и санитарок – рабский труд.
Впрочем, и на те вакансии, что предусмотрены и оплачиваются, найти сотрудников нереально – снова приходится упрашивать, чтобы кто-то взял работу на себя. Но ведь это оплачиваемая работа, почему же приходится уговаривать? Потому что оплатят только половину работы. Представим, что есть работа – таскать ящики по 100 килограмм. Из-за маленькой зарплаты, я с трудом нахожу одного грузчика, но необходимы трое – иначе работа встанет. Приходится таскать по три ящика, но за дополнительные два ящика чиновники платят уже в два раза меньше – вроде как по пути подбросил, трудно что-ли?! Трудно. Люди сгорают на работе как спички, – инсульты, инфаркты. Обычные болезни вроде гриппа и прочих все переносят на ногах – ушедшего на “больничный” заменить некем. Когда кто-то увольняется и уезжает, приходится его работу делить между оставшимися. Насильно.
На больницу положено 0,5 ставки стоматолога (2600 рублей в месяц) и 0,25 ставки медсестры стоматологического кабинета (700 рублей в месяц). То есть врач работает половину дня, в течение всего времени при нем должна трудиться медсестра – однако оплачивать положено из расчета, как будто там была только половина медсестры. “Недочеловек”.
Лечил больных, за что был оштрафован
“Если городские и краевые больницы действительно переоснащают, – признает Александр Криницкий, – то в районных медучреждениях большая часть оборудования списано еще 15-20 лет назад. То есть оно изношено запредельно, ведь официально его не существует более 10 лет.
Врач-стоматолог работает на оборудовании, которое либо было списано, либо куплено им за свой счет. Поскольку стоматологу осталось трудиться до пенсии полгода, а, уходя, он личные вещи заберет, стоматологического оборудования в больнице не останется вовсе.
Впрочем, даже в больницах Владивостока позитива мало. Все помнят раскрученное “дело онкологов”, однако никто не знает, как заведующий онкологическим отделением Полежаев годами безрезультатно выбивал, выпрашивал бронхоскоп – прибор первейшей необходимости в легочной окохирургии. К примеру, нейрохирурги одной из больниц краевого центра давно уже часть оборудования закупают сами, так как на том, что есть, нормально, качественно работать невозможно.
Об очередях в больницах и поликлиниках знают даже еще неродившиеся дети. Причина столпотворению – не только нехватка кадров. К примеру, в Хасанском районе – 30 тысяч человек застрахованного населения (реально, конечно, больше). По нормативам на них положено 1,8 ставки хирурга, то есть меньше двух врачей. Это не мало – это ничто, ноль. Врач не только зажат в очень жесткие временные рамки (на прием первичного пациента хирургу отпущено 17 минут – за это время не только операцию провести, но и толком пациента осмотреть, ознакомиться с его историей болезни невозможно). Есть еще план: недовыполнишь – оштрафуют.
Получаются “забавные” курьезы – так, заведующий неврологическим отделением одной из больниц Владивостока месяц вел больных в одиночку, за что был оштрафован. В отделении положено три врача (и план соответствующий), реально же только два, включая заведующего. И когда один доктор ушел в отпуск, план оказался недовыполненным (а выполнить его в одиночку нереально – это 55 пациентов в отделении). Врача оштрафовали. То есть он работал в два раза больше, а денег получил меньше. И это – норма.

Перевыполнение плана тоже наказывается рублем – принятых сверх нормы пациентов государство не оплачивает. Чиновники говорят: принимайте их платно. Но постойте! Это же застрахованные граждане, имеющие право на бесплатную помощь! Получается, когда чиновники с телеэкрана говорят о бесплатности и общедоступности медицины, они врут? Да, врут – нагло и цинично. Граждане России, вопреки существующему убеждению отдавая налоги государству, не платят врачам. Они отдают деньги “кому-то”, взамен получают от чиновников ничем не обоснованные обещания. Врачи, в частности, и медицина, в общем, не имеют к этому никакого отношения. Они – заложники лжи и воровства чиновников. Мы часто слышим, что пациентам в больницах приходится покупать медикаменты самим, хотя они положены бесплатно… Очередная чиновничья ложь – на самом деле, в день пациенту положена некоторая, весьма скромная сумма на лекарства, которой хватает только на дешевые препараты, и то, в ограниченном количестве. Но цены растут, а финансирование снижается.
Существует миф о приличных доходах врачей благодаря платным услугам. Прием у врача-хирурга стоит от 100 рублей, из которых ему положено 20%, то есть 17 рублей 50 коп. После уплаты подоходного налога. Даже не учитывая того, что при всем желании врач не способен принять платно больше трех человек в день (не хватит времени), задайте себе вопрос: что вы готовы сделать за 17 рублей 50 коп.? Готовы за 17-50 провести операцию, взять моральную и юридическую ответственность за чужую жизнь и здоровье?”
Нищета, безысходность и героизм врачей
“Сегодня у нас нет медицины, – резюмирует Александр Криницкий. – Нам рассказывают о миллиардах, вкладываемых ежегодно в здравоохранение, – это ложь. Речь идет о миллиардах, которые будут украдены под видом их вложения в медицину. Они пойдут на откаты при закупке оборудования и медикаментов. Нам рассказывают о коррупции среди медработников – в ней наша вина и наши нищета и безысходность. Человек, которому вы доверяете самое дорогое – ваше здоровье, не может зарабатывать в месяц меньше, чем попрошайка за день. Те врачи, которые еще работают в государственных клиниках, дорабатывают стаж до пенсии, либо имеют низкую квалификацию и согласны работать даже за такую зарплату (помните советскую “шутку”: они делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем).
Конечно, в государственных медучреждениях работают и высококлассные профессионалы, действительно спасающие жизни и здоровье – это так называемые коррупционеры, о которых гневно брызжут слюной с трибун упитанные чиновники. Это профессионалы, любящие свою работу и ценящие свои знания и труд. Их зарплата также ничтожна, как и у других медработников, однако “поборы” позволяют им работать для нас. К сожалению, их мало и становится все меньше – уходят на пенсию, падают жертвами “борьбы с коррупцией” (проще схватить врача, который взял 200 рублей мимо кассы за платный прием, чем идти чиновника, укравшего миллиарды). За фасадами учреждений “бесплатного здравоохранения” нет ничего – только нищета, безысходность и героизм еще оставшихся врачей и медработников. Чудес не бывает, за “ничего” можно получить только “ничего”. В лучшем случае”.
На новый год, впервые за много лет, в больницы поступили новые, в красивом твердом переплете руководства для врачей. Руководства по заполнению справок о смерти. Новый Basis medica…
“Коллеги, развал и разрушение системы здравоохранения, ничтожные, нищенские зарплаты врачей, медсестер, санитарок – это и наша вина, – говорится в открытом письме Александра Криницкого. – Соглашаясь работать за нищенскую подачку вместо зарплаты, мы предаем и себя и коллег, обрекая их идти на преступления, чтобы спасти от голодной смерти свои семьи. Каждый день, проведенный нами в молчаливой тоске терпения, чиновники воруют деньги у вас и ваших пациентов, больницы безвозвратно теряют квалифицированных специалистов, которых некем восполнить, а больные умирают не получая квалифицированной помощи. Я для себя выбор сделал – спокойно смотреть, как сгорают от непосильного труда, теряют интерес к любимой работе, превращаются в зомби живые люди – не намерен. Заставлять людей делать выбор между нищетой и преступлением – преступно само по себе”.

Источник новости: http://primamedia.ru/news/25.02.2011/147615/