Весь незаконно добытый лес был отменного качества и шел на экспорт в Китайскую Народную Республику
ВЛАДИВОСТОК, 23 ноября, PrimaMedia. Расследование беспрецедентного уголовного дела о деятельности преступного сообщества, специализировавшегося на незаконной рубке леса ценных пород окончено в Приморье. Ущерб, причиненный преступниками лесному фонду Российской Федерации, составил более 56, 5 миллионов рублей, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе ГУ МВД России по ДФО и пресс-секретарь СУ при УВД по Приморскому краю Татьяна Погорелова. На рассмотрение в Приморский краевой суд направлено уголовное дело, возбужденное по фактам незаконных рубок лесных насаждений, совершенных в особо крупном размере организованной преступной группой (часть 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации). На скамье подсудимых – четырнадцать участников преступного сообщества “черных лесорубов”, троим лидерам которого предстоит также ответить перед Законом за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (“Создание преступного сообщества (преступной организации), а равно руководство им”). В случае, если все обвиняемые будут признаны судом виновными в инкриминируемых им преступлениях, каждому из них грозит лишение свободы на срок от 3 до 15 лет и штраф до 1 миллиона рублей.
Расследование этого уголовного дела, ставшего результатом слаженной совместной работы Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу, УВД по Приморскому краю и Следственного управления УВД по Приморскому краю, заняло более 2,5 лет.
“То, что к уголовной ответственности будут привлечены не просто члены отдельных преступных групп криминальных лесорубов, а лидеры и участники целого преступного сообщества – факт, ранее не имевший прецедентов в масштабах Дальнего Востока. Появление такого дела – особый случай и для России в целом: в минувшем и текущем годах подобные уголовные дела возбуждались лишь дважды – по материалам УБЭП УВД по Тверской и Ивановской областей”, – говорит начальник Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу генерал-майор милиции Феликс Павлович Васильков.
“Преступное сообщество имело иерархическую структуру, отличалось своей устойчивостью, сплоченностью, уникальной в своем роде системой конспирации и защиты от правоохранительных органов, масштабностью преступной деятельности”, – отмечает исполняющий обязанности начальника Следственной части Следственного управления при УВД по Приморскому краю капитан юстиции Алексей Васильевич Нестеров.
По данным следствия, еще в конце 90-х годов XX века на территории Дальнекутовского лесничества Красноармейского района Приморского края начали появляться отдельные преступные группы подпольных лесорубов. Уже тогда они пытались наладить незаконную вырубку дуба и ясеня – деревьев ценных лиственных пород. Но это были лишь отдельные эпизоды. Когда к 2008 году эти бригады вошли в состав преступного сообщества, незаконная добыча отборного леса достигла промышленных масштабов. При этом разработки велись не просто в заказнике, а в исключительной водоохраной зоне, в русле реки Перевальной, где любая рубка категорически запрещена.
Возглавили преступное сообщество трое жителей Красноармейского района Приморья – официально нигде не работающие мужчины 1957, 1959 и 1964 годов рождения. Дело поставили основательно и по-хозяйски. Как установлено следствием, в разное время под их началом в лесу трудились одновременно от 3-х до 8-ми браконьерских бригад.
С целью наиболее четкой координации действий своих подчиненных и контроля над всем процессом их работы, организаторы криминальных рубок обосновались непосредственно в лесу. Для этого там была оборудована база, принадлежавшая одному из лидеров.
Роли, как между лидерами преступного сообщества, так и между исполнителями, были строго распределены. Если один из организаторов осуществлял общее руководство – планировал деятельность объединения, находил покупателей на лес, занимался его продажей и обеспечивал оплату труда каждого участника ОПС (организованное преступное сообщество), то двое других отвечали за материальное и техническое оснащение бригад, соблюдение в них строгой дисциплины, а также за меры защиты от правоохранительных органов и конспирацию. На них же возлагался и отдбор кадров.
В качестве лесорубов они, как правило, привлекались местные жители или гастролеров из близлежащих районов, по разным причинам оставшихся без работы, но обладающих хорошими навыками валки леса.
Всех лесозаготовителей лидеры обеспечивали бензопилами, трелевочной и тягловой техникой, запчастями. В арсенале сообщества постоянно были три трактора, три лесовоза и джип для беспрепятственного передвижения по лесным дорогам. В ходе расследования вся техника была изъята и арестована. Также наложен арест на имущество участников ОПС на сумму свыше 11 миллионов рублей. Когда требовалось вывезти партию древесины, превышающую обычные объемы, то тракторы и лесовозы арендовались у сторонних лиц.
Весь незаконно добытый лес был только отменного качества и шел на экспорт в Китайскую Народную Республику. На реализацию древесина из тайги отправлялась в Дальнереченск. Чтобы исключить проблемы с правоохранительными органами при транспортировке, на каждую партию бревен изготавливались поддельные документы. Ценные дуб и ясень подпольные заготовители продавали подданным Поднебесной, неосведомленным о криминальном происхождении древесины.
Стоит отметить, что система конспирации и защиты от правоохранительных органов, применяемая ОПС, долгое время позволяла его участникам уходить от ответственности. Приступая к очередной рубке, руководители окружали место работ целой сетью наблюдательных постов. О появлении в окрестностях посторонних людей или автомобилей наблюдатели оповещали своих хозяев по радиостанциям “Кенвуд”. Такие же средства связи имелись и в каждой из лесорубочных бригад. Как только поступал тревожный сигнал, вся деятельность вальщиков немедленно сворачивалась и бригада просто растворялась в тайге.
По словам генерала Василькова, для того, чтобы подобраться к местам рубок и задокументировать криминальную деятельность бригад, пришлось задействовать бойцов Отряда милиции специального назначения ГУ МВД России по ДФО. Только спецназовцы с их разведывательной подготовкой и опытом ведения скрытых действий в таежных условиях, смогли незамеченными обойти все кордоны “черных лесорубов”. Во многом благодаря их усилиям были собраны неоспоримые доказательства противозаконной деятельности ОПС.
Вообще все оперативники, бойцы спецназа и следователи работали с риском для жизни, так как большинство участников преступного сообщества были вооружены и в перерывах между рубками занимались охотой. В любой момент все это оружие могло быть использовано против сотрудников милиции…
Алексей Нестеров отмечает, что следствию пришлось преодолеть немало проблем. Так, чтобы провести осмотр места происшествия, до места назначения следственно-оперативной группе приходилось добираться не только на внедорожниках: большие расстояния в дикой тайге группа была вынуждена преодолевать пешком. Особенно трудно приходилось в зимнее время, ведь толщина снега в лесу порой достигала более метра!
Отдельные заботы доставили следствию и непосредственные заготовители древесины. Будучи безработными, после задержания и первоначального допроса несколько человек скрылись в тайге или на других лесосеках, что существенно осложнило установление их местонахождения и привлечение к ответственности.
Несмотря на все препятствия, следствием были доказаны 13 эпизодов криминальной деятельности преступного сообщества, а 14 его участников, включая троих лидеров, вскоре предстанут перед судом. Только обвинительное заключение по делу занимает 5 томов! Ущерб, причиненный преступниками лесному фонду Российской Федерации, составил более 56, 5 миллионов рублей.
Декриминализация лесной отрасли – одна из приоритетных задач дальневосточной милиции. Результаты противодействия преступности в этой сфере находятся на личном контроле Президента Российской Федерации.
Как свидетельствует статистика, за 10 месяцев текущего года органами внутренних дел Дальневосточного федерального округа выявлены 556 преступлений в лесной отрасли. 276 из них относятся к категории тяжких и особо тяжких, а 334 совершены в крупном и особо крупном размерах.
В числе выявленных – 326 фактов незаконной рубки леса, 81 факт контрабанды, 6 фактов дачи и получения взяток, 21 преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Наибольшее количество преступлений зарегистрировано на территории Хабаровского (186) и Приморского краев (145).
Выявлено более 370 лиц, причастных к совершению различного рода преступлений в лесном комплексе. К уголовной ответственности уже привлечены 295 из них.
Общий ущерб, причиненный их деятельностью лесному фонду и государству, составил более 224,5 миллионов рублей.
На рассмотрение в суды субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе направлены 211 уголовных дел.
Источник новости: http://primamedia.ru/news/23.11.2010/140588/