Благовещенские предприниматели четвёртый год занимаются экспортом в Китай продуктов питания, в первую очередь, кондитерских изделий. Свой бизнес они начали ещё до радикального изменения курса рубля в 2014 и 2015 годах. Валютные изменения сделали бизнес более выгодным, но, с другой стороны, появились и негативные последствия. Прежде всего, это нелегальный экспорт российского продовольствия, который наносит ущерб не только конкретному бизнесу, но и репутации российских товаров в целом. Теперь массовой перевозкой товаров через границу занялись китайские «челноки».
Экспорт продовольствия в Китай может стать самым прибыльным для Приамурья
Владимир Михеев рассказывает, что бизнес начали в рамках эксперимента. Нашли партнёров на китайской стороне, открыли магазин. Постепенно работа росла и расширялась, начали работать по прямым контрактам с производителями, причём, к сожалению, больший интерес к освоению китайского рынка проявляют неамурские компании из Москвы, Липецка, Омска, Брянска и других городов. С местными продовольственными компаниями не удаётся наладить отношения, в том числе, и из-за «чёрного экспорта», который незаконный, зато выгодный. Есть и субъективные сложности: для официального экспорта продукции в Китай надо проходить аккредитацию, нужно изучить спрос населения иного государства, изготовить продаваемую упаковку с требуемой маркировкой и так далее. Прилагать подобные усилия хочет далеко не каждая компания.
«Между тем, сегодня это самый перспективный рынок. Китай готов импортировать продовольствие, потому что он не может удовлетворить растущий внутренний спрос. Продукты можно разделить условно на три группы. Есть дешевая китайская продукция не самого лучшего качества – для небогатого населения. Есть известные американские и европейские бренды, которые доступны в основном для высших слоёв. И наше продовольствие может занять среднее положение – хорошее качество и не очень высокая цена из-за изменений курса валют. А на сегодня в Китае средний класс составляет 360 миллионов человек. Рынок для нас практически бездонный, к 2020 году Китай по потреблению опередит США»,- пояснил Владимир Михеев.
Он считает, что экспорт продовольствия для такого приграничного региона, как Амурская область, может стать локомотивным направлением экономики. Россия может сделать упор не только на экспорт сырья, но и готовой продукции. Конечно, для этого нужно выполнить определённую работу. Необходимо продумать логистику – удобную инфраструктуру для доставки товаров от производств до миллионов китайских потребителей. Самим производителям следует пройти аккредитацию, переориентировать свои поточные линии под запросы китайского покупателя. Возможно, первое время фирмам стоит поработать в убыток, чтобы найти надёжную нишу в торговле с Китаем.
«Мы начали сотрудничество с одной российской компанией. Для пробы повезли в Китай более 30 видов кондитерских изделий. И там практически ничего не покупали! Китайским покупателям понравилась лишь одна позиция – вафли в маленьких брикетиках. Возможно, они кусать не любят. Мы рассказали производителям о результатах, оказалось, у них именно эта поточная линия была убыточная, и её планировали закрыть. Теперь производители намерены сохранить рабочие места и работать на экспорт. Их маркетолог съездил в Китай, изучил рынок, была разработана упаковка, привлекательная для китайского покупателя. И российский завод планирует выпускать отдельный вид кондитерской продукции выпускать именно для экспорта в Китай», – привел пример верного подхода к ситуации Владимир Михеев.
Ещё один важный момент – это государственная поддержка и защита этого бизнеса. Потому что его развитие может стать выгодным не для отдельных производителей, а для экономики России в целом.
200 килограммов «Коровки» – для личного потребления
После падения курса рубля относительно доллара и юаня этот рынок стал гораздо более выгодным. Рост цен в стране отстаёт от роста курса валюты. Многие амурчане заметили, что китайские туристы охотно стали скупать российскую продукцию, особенно, продукты, о качестве которых иностранцы отзываются очень хорошо.
Возник спрос – и появилась информация о «чёрном канале» через пассажирский терминал. Теперь «челноками» стали китайские граждане и вывоз товара по большей части идёт на правый берег Амура. Очевидцы наблюдали большое количество китайских граждан, которые вывозили большие коробки – по 200 килограммов различных товаров – официально для личного потребления. Зачастую эти коробки были заполнены отднотипным товаром. То есть, имеются признаки коммерческой выгоды. Благовещенский предприниматель рассказал, что для выезда китайских граждан с их огромными коробками на Благовещенской таможне был оборудован отдельный терминал. А для перевозки появились автобусы вообще без сидений внутри. Чтобы больше товаров «для личного спроса» вместилось.
Легальные предприниматели заметили это ещё и потому, что спрос на их продукцию упал. «Тот приграничный спрос, на который мы ориентировались в своём бизнесе, стал для нас закрытым, потому что появилась дешёвая контрафактная продукция. Я веду переговоры с китайскими партнёрами, говорю о наших ценах, а мне в ответ говорят, что на ТаоБао – другие ценники. Пытаюсь объяснить, что эта продукция попала в Китай не совсем законно, но это их мало интересует», – пояснил Владимир Михеев.
Выгоды от такой перевозки для китайских предпринимателей очевидны. За вывозимый товар не платят положенные налоги и сборы, что снижает его себестоимость. На китайской стороне они попадают под льготное таможенное оформление без карантина.
Благовещенская транспортная прокуратура провела проверку и дала ответ на жалобу предпринимателей. В нём сообщается, что порядок перемещения товаров через границу определяет международное таможенное соглашение. И оно распространяется только на ввозимые товары для личного пользования. «Таким образом, действующим законодательством не определён порядок вывоза товаров для личных нужд. Следовательно, граждане КНР не ограничены в количественных и качественных характеристиках вывозимых товаров». Также прокуратура подтвердила, что для убытия китайских граждан и оформления товаров на Благовещенской таможне определён отдельный терминал – № 3 пассажирского пункта пропуска.
Дальневосточное таможенное управление в ответ на запрос предпринимателей заявило, что вывоз товаров для личного потребления всё-таки регулируется таможенным соглашением: «Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам личного пользования осуществляется таможенным органом, исходя из:
– заявления физического лица о перемещаемых товарах;
– характера товаров;
– частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу». В официальном ответе также добавлено, что решение о признании товара для личного пользования принимается должностным лицом таможни индивидуально в каждом конкретном случае.
Таким образом, контроль за вывозимыми товарами на любой таможне является процессом трудноконтролируемым. Это, в свою очередь, создаёт ряд препятствий для развития российского экспорта.
От личной выгоды отдельных людей страдает репутация России
Главная проблема, по словам предпринимателя, даже не в том, что контрафактная продукция лишает прибыли компании, ведущие легальную торговлю. Из-за провоза российского продовольствия «чёрным каналом» у него формируется имидж некачественных продуктов. Потому что портящаяся продукция требует режимной перевозки. На пассажирском терминале продукты могут попасть то в плюс 30 градусов, то в минус. Разумеется, при такой транспортировке они могут испортиться. А потом попадают на прилавки. Более того, и российские предприятия стараются сбыть китайским скупщикам продукты с низкими сроками годности.
«В Харбине есть производство, которое скупает просроченный шоколад. Она его перетапливает в брикеты, а затем укладывают в поддельные упаковки «Алёнки»», – привёл пример Владимир Михеев.
Сложность в том, что разницу между контрафактной продукцией и лицензионной проследить трудно, пояснил предприниматель. Рано или поздно какой-нибудь ребёнок отравится молочной или кондитерской продукцией, которая хранилась в плохих условиях. В этой ситуации власти не будут выяснять, как именно был доставлен конкретный продукт, они могут полностью запретить ввоз конкретной продукции из России.
Кроме того, понятно, что наличие каналов контрафактной продукции наносит ущерб бюджету, ущерб законно работающим фирмам. В итоге, сиюминутные выгоды приносят значительный вред перспективному направлению экспорта.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/01/20/105936