Куда уходят деньги: исполнение муниципальных контрактов по отлову и содержанию собак вызывает вопросы амурчан

В Амурской области с 2013 года действует областной закон «О регулировании численности безнадзорных животных», в рамках которого в районах второй год подряд проводят аукционы на отлов и содержание бездомных собак. Практически везде  эти конкурсы выигрывает одна и та же фирма, которая обрела дурную славу среди амурчан. Тем не менее ей выделяют бюджетные деньги на реализацию закона. По мнению властей, заказчик исполняет свои обязательства без нарушений, никаких претензий к нему нет.

В 2014 году отловом и содержанием животных на территории разных районов области занималась компания «Деним–А» во главе с Вячеславом Золотарёвым и Вячеславом Шушаниковым. После того как решением амурского УФАС фирму внесли в реестр недобросовестных поставщиков, появилась новая организация под названием «Амурский комунальщик», которая занялась безнадзорными животными уже в 2015 году. Правда, в составе руководства вновь оказался Вячеслав Шушаников.

Согласно областному закону и муниципальным контрактам, фирма-победитель аукционов должна с помощью спецоборудования гуманным способом отлавливать собак по запросу заказчика на основании заявок граждан. После отлова животные должны быть доставлены в специальный приют.

И приют действительно появился – его построила компания «Деним–А» в 2014 году в селе Чигири Благовещенского района, назвав его «Дружок». Потом, в 2015 году, приютом стала пользоваться новая фирма – «Амурский комунальщик». Правда, территория приюта, на которой исполнялись муниципальные контракты, моментально превратилась в запретную зону. Туда оказалось тяжело попасть и журналистам, и простым амурчанам.

Вскоре начали ходить слухи о том, в каких условиях содержатся животные в этом приюте. Но и сами владельцы приюта, и власти всячески опровергали эту информацию. Каждая проверка областным управлением ветеринарии и городским управлением ЖКХ резюмировалась одинаково – нареканий нет.

В мае 2015 года амурские зоозащитники, которым из-за отсутствия финансов и земельного участка не удавалось принять участие в аукционах на отлов и содержание собак, решили вмешаться в ситуацию. Они вышли к управлению ЖКХ с предложением – силами волонтёров искать хозяев собакам, оказавшимся в Чигирях, до истечения контрактного срока их содержания. Так появился проект «Право на жизнь».

«Дав старт этому проекту, мы хотели помочь обрести собакам хозяев, а также сэкономить бюджетные средства, выделенные на содержание и ветобслуживание отловленного животного в течение шести месяцев. У нас были достигнуты устные договорённости с управлением ЖКХ и владельцами приюта о том, что нам позволят посещать собак и пристраивать в хорошие руки некоторых из них. Но впоследствии Золотарёву и Шушаникову перестали нравиться приезды волонтёров, так как много закрытой информации об истинном положении дел в приюте “Дружок” стали известны широкому кругу людей», – рассказала зоозащитница Алина Требурт.

На форуме Амур.инфо волонтёры регулярно отчитывались о поездках в приют, разбавляя текстовую информацию многочисленными фотографиями. По словам зоозащитников, собак в приюте плохо кормят, нет карантинной зоны для вновь поступивших, больные животные находятся вместе со здоровыми. Кроме того, в вольерах редко убирают. Из-за несоблюдения ветеринарно-санитарных правил постоянно гибнут животные, а из-за совместного содержания сук с кобелями происходит их спаривание и на свет появляется новое потомство.

    

«”Это мой бизнес”, – так говорит один из хозяев приюта. И пока на каждую собачью голову капают деньги из бюджета, собаки остаются заложниками этого кровавого бизнеса», – продолжает Алина. «В первый свой визит мы приехали с угощением для животных. Но когда мы увидели, что они просто голодные и будут рады и сухарям, было принято решение в каждый свой приезд возить не просто угощение, а варить вёдра каши с мясопродуктами. Чтобы хотя бы раз в неделю собаки поели свежей сытной еды, так как там их кормили столовскими помоями. Мы приезжали в приют утром, и каждый раз они встречали нас диким собачьим криком. Лаем это нельзя было назвать, собаки просто орали в голос от жажды, от голода, от безвыходного заточения в клетках, наполненных их же экскрементами», – поделилась зоозащитница.

По словам волонтёров, в вольерах содержались либо щенки, либо безобидные собаки. Ни одного агрессивного животного они там не видели. Хотя основная цель областного закона – избавить город от больных и агрессивных собак. Но вскоре визиты волонтёров в приют закончились.

«Стали возникать препятствия, чинимые не только управлением ЖКХ, но и в первую очередь владельцами приюта “Дружок”. Хозяев приюта не устраивали вопросы, на которые они не желали отвечать, а точнее, они их раздражали и злили. Разработанный договор добровольного кураторства так и не был заключён ни на одну собаку. Хотя его представили в управление ЖКХ, и он был одобрен юристами. Вскоре мы поняли, что настаивать на этом больше нет смысла. Надо было думать, как вытащить из этого места собак, которых становилось забирать всё трудней. Золотарёв цеплялся за каждую собаку зубами, придумывал различные предлоги, чтобы только не отдавать животных – тех, которых забрать было оговорено с управлением ЖКХ. В общем, спасти из этого лагеря строгого режима нам удалось совсем немного животных», – сказала Алина.

Владелец приюта опроверг эту информацию. По его словам, в рамках заключённого соглашения в 2015 году зоозащитникам было отдано около 40 собак. «Мы никогда не препятствовали отдаче животных. Просто зоозащитники порой не могли застать меня в приюте. У меня, помимо этого, есть ещё работа, и я не могу бросать всё и ехать на встречу с зоозащитниками в любое время, когда они захотят. Поэтому я им говорил, что я занят и не могу приехать. А без меня забрать собак они не могут. Потому что мы подписываем на каждую собаку акт передачи. А по поводу того, что животные голодают и живут в плохих условиях, скажу, что это полная чушь. У нас там работает человек, он находится в приюте круглосуточно, кормит собак дважды в день и убирается», – прокомментировал Вячеслав Золотарёв.

За информацией по исполнению муниципальных контрактов редакция Амур.инфо обратилась в городское управление ЖКХ с запросом. И вот какой ответ был получен:

«В 2014 году управлением ЖКХ были заключены контракт на оказание услуг по отлову и транспортировке безнадзорных животных на территории Благовещенска на сумму 1 187 500 рублей и контракт на оказание услуг по учёту и содержанию безнадзорных животных на сумму 750 000 рублей. Одновременно с этим между управлением и ветклиникой были заключены договоры на оказание ветуслуг, в том числе на проведение мероприятий по клиническому осмотру, чипированию, дегельминтизации, вакцинации, кастрации и стерилизации и по патологоанатомическому вскрытию безнадзорных животных.

Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных муниципальному образованию в виде субвенции, осуществлялась областным управлением ветеринарии, управлением муниципального контроля в сфере закупок и финансов администрации Благовещенска, амурским УФАС. Фактов неэффективного использования бюджетных средств в ходе проверок не выявлено.В соответствии с муниципальными контрактами в 2014 году подлежало содержанию 100 особей, отлову – 250 особей. Случаи гибели животных при отлове не зафиксированы. Прибытие и убытие животных зафиксировано в соответствующих актах приёма-передачи животных в приют, в журнале регистрации животных, а также подтверждается данными ветосмотра, который проводился независимым специалистом до передачи животного на содержание. По истечению срока содержания животные были переданы частным лицам.

Срок действия контрактов, заключённых в 2015 году, заканчивается 31 декабря. Областным законом Благовещенску на 2015 год предусмотрена субвенция на проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных в размере 625 000 рублей (на отлов и транспортировку 105 482,68 рублей; на содержание и учёт 485 659,20 рублей). Из резервного фонда администрации города выделены 468 400 рублей (на отлов и транспортировку 277 400 рублей, на содержание и учёт 191 000 рублей). В итоге выделено средств на отлов и содержание 276 безнадзорных животных».

Зоозащитники, в свою очередь, говорят о многочисленных нарушениях при заключении и исполнении контрактов с фирмами «Деним-А» и «Амурский комунальщик». Недавно на форуме сайта Амур.инфо была размещена копия письма губернатору Амурской области:

«По существу вопроса мы обратились в прокуратуру о нарушениях в аукционах на отлов и содержание безнадзорных животных в 2014 году, где обозначили и будущие нарушения, заведомо заложенные в контрактах. Прокуратура, так же как и антимонопольный комитет, выявив нарушения и обещав наказать виновных, отписалась, что расторжение контрактов с “Деним–А” нецелесообразно по причине скорого их окончания. Фактически выполнение контрактов на тот момент составляло не более 10 % по области, а в некоторых районах работа не начиналась вовсе. И было понятно, что за оставшееся время без мошеннических схем “Деним–А” физически не выполнит взятые обязательства, тем более не располагая для этого материально-технической базой. К тому же цены в контракте были завышены в сравнении с 2013-2015 годами от 3,6 до 7 раз. То есть по логике прокурорских работников, 12 тысяч рублей за отлов одной собаки и 200 рублей в день на её содержание в течение полугода это нормально, а расторжение контрактов по ничтожным и фальсифицированным коммерческим предложениям и сохранность бюджетных средств – нецелесообразно».

С версией о растрате бюджетных средств согласна и юрист Марина Киноян: «Я неоднократно обращалась с заявлениями в органы о том, что при исполнении контрактов и при их оплате были допущены нарушения. Я считаю, что животных, которые якобы в 2014 году находились в Чигирях, на самом деле не существовало. Управление ветеринарии в июне 2015 года прислало ответ на мой запрос, где расписало информацию практически по по всем контрактам с “Деним–А”. В части районов они не исполнили контракт. Если же суммировать всех якобы отловленных животных в остальных районах, то получается около 500 собак. Всех их Золотарёв должен был содержать в Чигирях. В ответе в управлении мне пишут, что в течение 10 дней они находились в муниципальных образованиях, а потом он их всех перевёз в Чигири. 29 декабря я была в приюте, мы вместе с Шушаниковым считали собак. Есть акт, подписанный мною, Шушаниковым и ещё одной стороной. Там прописано, что в вольерах содержится 51 животное, принадлежащее Благовещенску, иных животных в вольерах нет. Такую же справку мне выдал начальник управления ЖКХ Благовещенска. Хотя и без подсчётов понятно, что в этом приюте никак не может находиться так много животных».

Вопросы возникли и по ветобслуживанию собак. В июне 2015 года амурское управление ветеринарии в письменной форме сообщило зоозащитникам, что за 2014 год контракты с «Деним–А» заключались в городах Зея, Благовещенск, Райчихинск, Свободный и в Зейском, Благовещенском, Октябрьском, Мазановском, Тамбовском, Серышевском, Ромненском и Михайловском районах. Там же указано, что в Райчихинске было отловлено 30 собак. По устному заявлению «Деним–А», все животные, отловленные и содержащиеся в приюте, погибли в декабре 2014 года из-за инфекционного заболевания. Подтверждающие документы при этом исполнитель контракта не предоставил. В Михайловском районе после заключения контрактов фирма к работе не приступила. В Ромненском и Серышевском районах контракты были расторгнуты администрациями в одностороннем порядке. В Тамбовском районе контракты были расторгнуты по соглашению сторон из-за того, что услуги фирмой не исполнялись. В Зее контракты были также расторгнуты в связи с неисполнением условий договора.

По информации управления ветеринарии, во всех районах, где в 2014 году контракты всё-таки были исполнены, отловленные животные увозились в приют в Чигирях. И осматривала их всех благовещенский ветврач Татьяна Зубкова. Но сама ветеринар опровергла эту информацию: «У меня в 2014 году и в первом полугодии 2015 года был заключён контракт на ветобслуживание безнадзорных животных только с управлением ЖКХ Благовещенска. С другими городами и районами я не подписывала никаких договоров. Животных я осматривала только благовещенских».

«Оказалось, что Золотарёв предоставлял муниципалитетам справки о ветобслуживании животных Татьяной Зубковой с исправленными датами. Видно, что замазано и отксерокопировано. Но дело в том, что Зубкова в эти дни, которые указаны в бумагах, находилась в Таиланде. Её отсутствие у меня подтверждено документально. Но мне отказали в возбуждении уголовного дела, пояснив, что состава преступления не усмотрено», – сказала Марина Киноян.

Помимо этого юрист рассказала об истории, касающейся контрактов, заключённых в 2014 году с администрацией Зейского района. «Золотарёв предоставил Зейскому району эти же документы от Зубковой. В районе начинают делать анализ и приходят к выводу, что их дурят и требуют деньги за фактически не выполненную работу. В итоге после их отказа платить Золотарёв идёт в суд, чтобы взыскать с них деньги. Он предоставляет суду пакет документов, которые он направлял району. И когда в суде стали поднимать вопрос по Зубковой, Золотарёв резко поменял врача и предоставил другие документы, объяснив это тем, что он случайно предоставил бумаги с исправленными датами. Он дал суду документы с подписью какого-то врача Вадько. Якобы он осмотрел животных, чипировал, и 19 июня 2015 года он их всех усыпил. В итоге после всех этих мытарств Зейский район проиграл дело», – поделилась Марина Киноян.

Но и на этом вопросы у юриста не заканчиваются. По её словам, несоответствия есть и в исполнении договора по подбору трупов животных с улиц Благовещенска. Этот договор был заключён управлением ЖКХ с Вячеславом Золотарёвым в 2015 году. Согласно ему, стоимость подбора одного трупа – 2 500 рублей. «То есть поймать живую собаку, побегать за ней стоит 1 370 рублей. А подобрать труп стоит 2 500. Контракт заключён 16 июня. Он должен был до конца 2015 года действовать. Но Золотарёв каждый день якобы находил по трупу собаки в городе. Поэтому план оказался выполнен гораздо раньше. Теперь управление ЖКХ до конца года хочет заключить с ним договор по трупам ещё на 388 тысяч рублей. Это около 200 собак. Золотарёву это очень выгодно. Он получит деньги и за утилизацию собак по контракту, и за подбор трупов, куда можно любые трупы приписать. И ценник, извините меня. Я делала запросы в местную фирму, занимающуюся утилизацией трупов животных. За 2014 год по всем договорам с управлением ЖКХ эта фирма утилизировала 101 животное. Это и подбор трупов с улиц, и утилизация по контракту с “Деним–А”. А Золотарёв за 100 дней 100 штук насобирал. Да нет у нас столько мёртвых животных на улицах», – сказала юрист.

Помимо прочего, на руках у юриста есть постановление прокуратуры Благовещенского района, которая в декабре 2014 года установила, что участок в селе Чигири, где расположен приют, не предназначен для ведения предпринимательской деятельности. А содержание приюта в рамках муниципального контракта и есть предпринимательская деятельность. Согласно выписке из Единого госреестра, земля находится в собственности у Вячеслава Золотарёва и Вячеслава Шушаникова и относится к категории земель населённых пунктов с разрешённым использованием – ведение личного подсобного хозяйства. «В связи с выявленными нарушениями гендиректору “Деним–А” 04.12. 2014 г. внесено представление об устранении нарушений», – говорится в документе. Тем не менее приют продолжает свою деятельность по сей день.

«Мне всё равно, кто будет исполнять контракты – Золотарёв, Иванов или Сидоров. Просто делайте всё по-человечески. Не обманывайте людей. Обидно не только то, что убивают собак. Это немного другое, это нравственная сторона. Обидно, что мы как налогоплательщики платим, а кто-то на этом зарабатывает. Так не должно быть», – высказалась Марина Киноян. 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/12/18/104714