К этой непростой профессии имеет отношение узкий круг людей. Она достаточно таинственна и мужественна и в то же время требует художественных и творческих навыков, нередко обрастает тайнами и слухами. Доцент кафедры биологии и охотоведения факультета природопользования Дальневосточного государственного аграрного университета Роман Чикачёв рассказал и показал корреспондентам Амур.инфо, чем занимается таксидермист. «Нас представляют, как кровожадных любителей поковыряться в трупах. Но это совсем не так», – сразу внёс ясность Роман Анатольевич перед тем, как описать свою деятельность и рассказать связанные с работой истории.
Лаборатория факультета занимает отдельное двухэтажное здание. В нём расположены склад и комната для первичной обработки животных, называемая в быту шкуродёркой. На втором этаже – единственная на Дальнем Востоке учебная лаборатория для практических занятий и музей. В помещениях нет неприятного запаха – в работе не используются ядовитые и вредные вещества, не применяется формалин. На стене вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, висят черепа различных животных. Это работы студентов. «При организации лаборатории принимались в расчёт мои пожелания по обустройству. Для нас важна наглядность учебного процесса и практическое использование этих экспонатов на занятиях», – говорит Роман Анатольевич. Таксидермией он занимается с 2003 года. Учился в Москве, где в качестве рабочего перенимал навыки профессии.
– Таксидермией люди занимаются с тех времён, когда охотнику было необходимо не просто добывать животных, но и сохранять трофеи. Родоначальником таксидермии в Амурской области является Александр Михайлович Синилов, бывший сотрудник нашего факультета. Сейчас он пенсионер и по-прежнему эксперт российской категории по оценке охотничьих трофеев, входящий в группу международной организации трофейщиков. Я был одним из его учеников, он был моим дипломным руководителем.
После окончания обучения я вернулся из Москвы в Амурскую область и работал охотоведом в дирекции по особо охраняемым природным территориям. Таксидермию как профессию не мог бросить, продолжал заниматься. В профессиональном образовании важен опыт – не только научный, но и практический. Для укрепления навыков всех выпускаемых вузом профессий стало возможным и появление таксидермической лаборатории. Декан факультета природопользования Александр Васильевич Сенчик пригласил меня на работу. Нашими совместными усилиями мы создали то, что вы сейчас видите – отдельное здание, музей, помещения, был сделан ремонт. При организации принимались в расчёт и мои пожелания по обустройству, так как важно, чтобы было удобно работать. В этом помещении не только я делаю экспонаты. Эти чучела делают в первую очередь студенты. Заходя в кабинет, вы видели на лестнице их работы и образцы – черепа, рога, клыки, зубы.
У Романа Анатольевича нет секретов от учеников. Все ребята разные, с разными интересами и способностями. Есть студенты, которым нравится работать в области таксидермии. Это умение не смогут дать самые лучшие учебники, этот навык дают талант и практика.
– Я им говорю: «Ты как художник. Ты должен закрыть глаза и видеть пропорции и гармонию». Зверь может быть в естественной позе, но всё равно выглядеть нелепо. Это как фотография – среди сотен снимков есть один «живой». Так же и здесь – нужно, чтобы экспонат был «живым».
Самое главное правило – не унизить животное во второй раз. Потому что первый раз его унизили уже тем, что он попался. А второй раз его можно унизить, сделав некачественное чучело.
Немногие студенты смогут это понять и произвести. Для тех, кто улавливает, я стараюсь давать не только теорию, а главное – практику. Нужно перенимать и большой опыт других таксидермистов, в том числе и зарубежных специалистов. Эта наука сильно развита в Соединённых Штатах Америки, мы используем и их технологии.
Весь свой опыт я стараюсь отдать студентам. Мне всегда важно слушать их мнения, смотреть эксперименты, которые они выполняют. Это творчество, поэтому жёстких рамок тут нет. Всему, что знаю, я стараюсь научить. Но выдержки и терпения у учеников порой бывает очень мало – некоторые сразу теряют интерес. А тут надо иметь усидчивость.
Студенты – среди них есть и девушки – приходят на занятия к Роману Чикачёву со второго курса. Они постигают азы таксидермии с простых дедовских способов. Учатся изготавливать манекен, на который будет натянута шкура животного. Стоимость тщательно изготовленного манекена крупного животного, например медведя, может доходить до 40 000 рублей. Глаза для чучела заказывают из-за рубежа. Они разные – пластиковые, стеклянные, светлые и тёмные. У каждого вида свои достоинства и недостатки: так, стеклянные глаза не царапаются, блестят как живые. Но они дороже, чем пластиковые, и к тому же могут разбиться. Для каждого вида животного разработана своя технология изготовления манекена.
– Заказов нельзя сказать что много, но и без работы мы не сидим. Форма для заказов чучел размещена у нас на официальном сайте, все заказы проходят через бухгалтерию, существует прайс. Но в нём обозначены рамки начальной цены изделия – не ниже определённой суммы, а дальше стоимость может варьироваться в зависимости от используемых материалов и сложности работы. Я объясню почему: например, если пасть чучела закрыта, манекен выйдет дешевле, потому что не надо вставлять челюсти, выделывать, красить. Оскаленный будет стоить дороже, потому что работа займёт больше времени. Пасть делается из пластика, красится акрилом.
Заказы я делаю сам. Нельзя студенту дать работу, за которую платят деньги, и порой немаленькие. А я дорожу своей репутацией. В основном работаю с амурскими животными.
При добыче зверя важно его сохранить. Студенты учатся в том числе первичной консервации в полевых условиях. Животное добывается по специальному разрешению, которое дают в единственном экземпляре. Если специалист не знает, как правильно использовать животное, он просто зря потратит разрешение.
На факультете «живут» чучела различных птиц и животных, в том числе крупных: медведей, кабанов, волков и даже барсука. Крупного азиатского барсука весом почти 27 килограммов Роман Анатольевич добыл сам в 2012 году.
Время от времени к таксидермисту обращаются с нестандартными заказами.
– Просили сделать чучело из домашних животных. Я отказываю. Потому что никогда не реализую желание такого заказчика. Дело в том, что человек привык к питомцу, он знает его особенности, повадки, мимику, жесты, прищур, поворот головы. А повторить это невозможно, да и не хочется пытаться. Как-то просили сделать чучело небольшого крокодила, он жил дома. Я отказал. Знаете, есть принципы, по которым живёшь. И ты уже не заморачиваешься. Не делаю домашних животных и не делаю! Один раз сделаешь, придётся в следующий раз объяснять, почему тому сделал, а этому не будешь делать.
К любой работе мастер имеет индивидуальный подход: «Мы же не болванки на заводе точим, – объясняет Чикачёв. – Это там можно станок выключить и уйти домой. А тут, если ты шкуру достал, оставить её нельзя – она высохнет, пропадёт. У нас нет нормирования рабочего времени – ты садишься и занимаешься». Все работы получаются разные, точное повторение невозможно. Мастер, дорожа своей репутацией, даёт гарантию на каждое произведение. В чучеле не заведутся насекомые, потому что при производстве шкуру животного обрабатывают безвредным для человека инсектицидом. Ухаживать за чучелом несложно – достаточно сдувать пыль обычным феном, при необходимости расчёсывать. Покупают чучела, как правило, для украшения интерьеров, в том числе загородных домов. Некоторые работы представлены в одном из охотничьих магазинов Благовещенска.
При факультете есть музей, в котором проводятся практические занятия, поэтому все экспонаты можно и нужно брать руками. Музей посещают иностранные специалисты – у Дальневосточного ГАУ очень сильные международные связи. Среди экспонатов – оружие, капканы, одежда, например тёплые унты и водонепроницаемые ичиги – обувь, сделанная из пропитанной жиром кожи. Деревянная колотушка, которую студенты нашли в Амуре во время практики. Возможно, этой колотушкой глушили рыбу во времена освоения Амурской области. Широко представлены меха, благодаря чему будущие специалисты имеют возможность узнать сезонные характеристики пушной продукции. Есть лыжи, подшитые камусом – на них можно спокойно подниматься в гору по снегу, ворсинки меха не дают съезжать вниз.
– Это всё огромный труд – не только мой, но и преподавателей, студентов факультета. Этот музей создавался для того, чтобы можно было прикоснуться к нашей профессии, к истории.
Продолжая разговор о своих работах, Роман Анатольевич отмечает: каждая из них памятна историей.
– Был такой случай: пришёл ко мне состоятельный человек и просил восстановить шкуру медведя – она испортилась, попала в воду, а вода губительна для шкуры. Я ему предложил взять новую шкуру, потому что восстанавливать старую в десять раз сложнее. Потом приехали его подчинённые. Я им объяснил: можно взять другого медведя, сделать точно такую же шкуру – он и не догадается, что это был другой медведь, шкуры будут одинаковые! Оказалось, что эта шкура – важная память о случае на охоте.
На охотника бросился медведь. Человека ценой собственной жизни спасла лайка. Секунда – и оттащила на себя медведя. Мужчина успел схватить ружьё и сделать решающий выстрел. Он очень переживал потерю собаки. Собака вообще очень важна для охотника. Моей собаке кабан вскрыл брюхо, грудную клетку. Делали операцию и переливание крови – от другой собаки. Обе собаки живы, хотя и перелили много крови – вон, бегают сейчас! Мы же, люди, живём эмоциями. Нам нужны эмоциональные встряски.
Своя история есть у чучела редкого беркута. Крупная птица погибла, замкнув провода линии электропередачи. Смерть этого беркута осветила проблему влияния человека на природу.
– Вдоль линий электропередачи их можно было насобирать мешками. Перелётные птицы бьются на проводах – эта проблема так и не решается, хотя энергетиками предпринимается много усилий. Но птицы продолжают гибнуть! Хищники даже приспособились – лисицы, енотовидные собаки ходят вдоль линии и собирают упавших птиц, это облегчает их пропитание. Это тоже проблема антропогенного воздействия человека на природу.
Собранный в музее материал представляет большую научную ценность.
– Один-два черепа ничего не значат, а когда их 50-100 – это уже научный материал для исследования особенностей вида на территории Амурской области. Если придёт любознательный аспирант, человек, которому это будет интересно, я предоставлю ему материал для работы.
Героями нового цикла Амур.инфо «О людях» станут амурчане с интересными жизненными историями – те, кто созидает, ищет и находит, борется, помогает другим.
Своими предложениями, героями и историями вы можете поделиться с редакцией Амур.инфо по телефону 222-744, 8914-595-01-12 (WhatsApp), а также написав на электронную почту info@alphatv.ru или воспользовавшись опцией сайта «Сообщи новость».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/10/21/101717