В редакцию обратилась сестра амурчанина, которого обвиняют сразу в трех серьезных преступлениях
В ночь на 8 апреля 2019 года в Белогорске разгорелся страшный пожар. Он унес жизнь одной женщины, ещё два человека пострадали. Спустя год в редакцию полезного портала 2×2.su обратилась бывшая амурчанка, а ныне жительница Владивостока – по её словам, в том пожаре обвиняют её брата, который был лишь свидетелем происшествия. Корреспондент полезного портала 2×2.su разбирался в случившемся.
Роковое пламя
Сам пожар произошёл в трехэтажном жилом доме по улице 9 Мая. Информация об этом появилась на сайте Главного управления МЧС по Амурской области на следующий же день:
– Из окна квартиры на втором этаже было видно пламя. Незамедлительно звено газодымозащитной службы произвело разведку. Из окон второго и третьего этажей по трёхкаленным лестницам силами боевых пожарных расчётов были спасены девять человек, в том числе трое детей. Еще 20 человек эвакуировались самостоятельно. Открытое горение огнеборцы ликвидировали в течение пяти минут. На пожаре пострадали женщина 1992 года рождения, мужчина 1969 года рождения и женщина 1969 года рождения. Пострадавших доставили в Белогорскую горбольницу, – говорится в сообщении от 8 апреля 2019 года.
Позднее стало известно, что одна из пострадавших скончалась в больнице. Обстоятельства происшествия на тот момент только обещали установить. Никто и н подозревал, что пожар обернётся уголовными делами, в том числе по статье «Убийство».
Сестра – горой за брата
В марте 2020 года в редакцию портала 2×2.su пришло письмо от бывшей амурчанки Евгении. В нем женщина изложила продолжение истории того страшного пожара – в частности, рассказала, что её брата подозревают в поджоге, причинении тяжкого вреда здоровью и убийстве.
«8 апреля 2019 года мой брат Дмитрий К. (имя изменено – прим. Ред.) стал свидетелем убийства. Как законопослушный гражданин, он обратился с данной информацией в отделение полиции города Белогорска. Дал показания, подробно рассказал о происшедшем и местонахождении человека, совершившем данное преступление. Несмотря на то, что в отделение полиции мой брат прибыл сам, добровольно дал показания о происшедшем, он стал не свидетелем, а подозреваемым. Он был задержан по части 4 статьи 11 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Задержали и человека, совершившего данное преступление, Олега З. (имя изменено – прим. Ред.)», – говорится в письме.
Как утверждает женщина, следователи постоянно менялись, расследование затягивалось, в итоге дело и вовсе передали из следственного отдела города Белогорска в Следственный комитет Амурской области.
– Следствием было принято решение простимулировать ход следствия «изнутри» – в местах содержания подозреваемых под стражей. Надо заметить, что содержался мой брат под стражей практически всё время в общей камере, а 14 января 2020 года его перевели в другую камеру, где находился один человек. Этот самый человек, будучи физически значительно крепче моего брата, стал воздействовать на него морально, а потом и физически, вынуждая дать признательные показания. Спустя ещё пару часов, брата вызвал оперативный сотрудник, из следственного комитета, как он представился. Оперативник сказал брату, что если он не даст признательные показания, то всё, что ему обещают в камере, сбудется, – описывает свой взгляд на ситуацию сестра обвиняемого. – Пусть меня услышат контролирующие следствие должностные лица и примут соответствующие меры.
Стратегия защиты
Чтобы прояснить некоторые нюансы истории, мы обратились к Геннадию Григорьеву – новосибирскому адвокату, защищающему Дмитрия К.. По его словам, в день происшествия Олег пригласил Дмитрия к своим знакомым, которые сейчас проходят по этому делу как потерпевшие. Они выпивали, а когда алкоголь закончился, между Олегом и потерпевшим мужчиной произошёл конфликт, переросший в избиение, рассказывает Геннадий Анатольевич:
– Когда за мужчину вступилась его сожительница, Олег З. перенёс свою агрессию на неё и начал наносить ей удары, пока не привёл в бессознательное состояние, как и потерпевшего. После чего поджёг штору на окне кухни и пытался поджечь кухонный диван – обломком стула с фрагментами горящей шторы. Когда пламя охватило окно, он крикнул Дмитрию, что нужно бежать, и они покинули квартиру. Когда выбежали на улицу, видели пламя в квартире, стали стучать в подъездную дверь и кричать «пожар», будить жильцов дома.
В дальнейшем, по словам Геннадия Григорьева, Дмитрий обратился в полицию, чтобы рассказать о случившемся. С апреля 2019 года он содержится в СИЗО-1 города Благовещенска. Сейчас его обвиняют по следующим статьям УК РФ: ч. 4 ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшие по неосторожности смерть потерпевшего»; ч. 2 ст. 105 «Убийство», ч. 3. ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», ч. 2 ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Олега З. обвиняют по статьям «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшие по неосторожности смерть потерпевшего».
– Первоначальные следственные действия по данному делу были проведены на низком профессиональном уровне, несмотря на очевидность происшествия, в связи с чем образовалась возможность двоякости трактовки события, что поставило следствие в тупик, – высказывает свое мнение Геннадий Григорьев. – Так как все сроки производства следствия были упущены, решили пойти самым простым путём – психологического давления на Дмитрия К., считая его менее защищённым. Только добросовестное исполнение обязанностей адвокатами Адвокатской палаты Амурской области, оперативное реагирование надзорных органов на жалобы о неправомерных действиях следственных органов не позволили последним заставить Дмитрия К. взять на себя вину в том, чего он не совершал.
Как пояснил Геннадий Анатольевич, однажды, пока он сам находился в Новосибирске, ему позвонил адвокат из Благовещенска и сказал, что он был приглашен следователем для проведения дополнительного допроса Дмитрия К. с целью фиксации его признания в совершении преступления.
– Пригласить иного адвоката следователь мог только с согласия Дмитрия К. и с моего согласия, – говорит Геннадий Григорьев. – Адвокат из Благовещенска отказался работать в такой ситуации со следователем, рассказал о случившемся координатору Адвокатской палаты Амурской области. Последний сообщил всем адвокатам о том, что по данному делу ни один адвокат работать не должен, так как следователь нарушает требования закона. Узнав о планах следователя, я прилетел через день в Благовещенск, встретился с клиентом, который рассказал мне о том, что него оказывалось психическое давление с целью понуждения его к даче заведомо ложных показаний, оговора себя в совершении преступления.
Мы связались с вышеупомянутым благовещенским адвокатом, который на правах анонимности подтвердил, что подобная ситуация действительно имела место, и это действительно нарушение (запись разговора есть в редакции):
– Расчёт был такой, что я приду как адвокат по назначению и всё подпишу. А это и на руку следствию: подозреваемый дал бы показания, которые их устраивают, а суд не стал бы разбираться. Давали показания в присутствии защитника, с защитником консультировались – всё, ваши признательные показания будут положены в основу обвинительного приговора. Но не получилось у следователя так сделать. Он, конечно, был очень огорчён. Да и я был ещё больше огорчён тем, что меня решили использовать в своих целях.
После этих событий, как рассказал Геннадий Григорьев, были поданы жалобы в прокуратуру города Благовещенска, в Следственный комитет, начальнику СИЗО. По данным жалобам прошли проверки.
По другую сторону
Иначе видит ситуацию защитник второго подозреваемого Олега З. – Геннадий Шулегин. Он согласился дать комментарий корреспонденту полезного портала 2×2.su.
– Информацию о трагедии вы наверняка знаете – что была доставлена женщина, 70% тела которой было подвержено воздействию высокой температуры. Смерть её констатировали в лечебном учреждении, но наступила она в результате черепно-мозговой травмы. Поскольку есть признаки насильственной смерти, была проведена судмедэкспертиза, которая установила, что повреждения, которые привели к смерти, образовались в результате нанесения нескольких ударов по голове. Соответственно, было принято решение о возбуждении уголовного дела, – обрисовывает ситуацию Геннадий Борисович.
По его словам, в рамках расследования задержали двух людей, и сразу при задержании оба были допрошены, причём, с применением видеозаписи.
– По записям, на которых оба признавались в причинении телесных подтверждений этой женщине, не видно, чтобы на них кто-то оказывает воздействие, – говорит адвокат. – На записи присутствуют адвокаты, следователь, посторонних людей нет. Суд принял решение об их аресте, молодых людей поместили в следственный изолятор. Дмитрия К. изменил отношение к преступлению, которое ему инкриминировалось. Позиция Олега З. остался практически неизменной. Почему практически – потому что впоследствии их действия были переквалифицированы, было усмотрено наличие более тяжкого состава преступления. Дополнительно было возбуждено уголовное дело об уничтожении имущества путём поджога, а действия Дмитрия К. следственные органы квалифицировали как покушение на убийство двух лиц.
Вторым лицом в данном случае является потерпевший мужчина. Он выжил и дал показания, которые совпадают с показаниями Олега, говорит Геннадий Шулегин:
– По этой причине, исходя из правил оценки доказательств, следователи приняли решение о том, что показания Олега З. являются более достоверными, и подвергли критике показания от Дмитрия К. Кроме того, показания Дмитрия были нестабильными, менялись. По этой причине возникла разница в позициях ребят и несогласие одного из них.
Сам Геннадий Борисович называет обвинение обоснованным.
– Из показаний Олега З. следует, что они причинили телесные повреждения как женщине, так и её сожителю. Этими повреждениями люди были доведены до бессознательного состояния. И как раз в тот момент, когда они находились в таком состоянии, Дмитрий К. устроил пожар и ребята после этого скрылись. Через некоторое время, когда они пришли, увидели, что квартира полыхает, Олег З. сумел вытащить мужчину из горящей квартиры. Спасти женщину не хватило сил и возможностей. В общем, обоснованное обвинение – смерть могла наступить и у мужчины.
Сейчас Геннадий Шулегин рассчитывает, что, если дело будет рассмотрено судом с участием присяжных, исходя из позиции Олега З. и его содействия следствию, присяжные проявят к нему снисхождение. А это, в свою очередь, повлияет на судебное решение в части размера назначаемого наказания.
– Мы не пытаемся уйти от ответственности. Мы соглашаемся с тем, что летальный исход у женщины наступил, в том числе в результате действий Олега, – подытоживает адвокат. – На самом деле очень запутанное, с точки зрения квалификации очень сложное. Органам расследования действительно пришлось поломать голову. Я с учётом своего 20-летнего стажа изначально видел, что там не просто причинение тяжкого вреда здоровью. В моём представлении, расследовать изначально должны были не местные органы, а как минимум органы на областном уровне. Тем не менее, когда суды продляли сроки содержания под стражей, делали выводы о том, что неэффективного расследования не осуществляется. Проводились экспертизы, некоторые – неоднократно. Нельзя сказать, чтобы следователи бездействовали. По этому поводу есть судебные решения, они вступили в силу.
Официальные данные
В ответ на запрос о предоставлении информации в следственном управлении Следственного комитета РФ по Амурской области подтвердили, что в производстве первого отдела по расследованию особо важных дел находилось уголовное дело по обвинению Дмитрия К. и Олега З. в совершении ряда преступлений, предусмотренных УК РФ.
– В настоящее время предварительное следствие по данному уголовному делу завершено, материалы дела вместе с утверждённым заместителем прокурора Амурской области обвинительным заключением направлены в суд для рассмотрения по существу, – уточняется в ответе.
Иную информацию в ведомстве предоставить не смогли. Речь идёт о конфиденциальных сведениях, составляющих тайну следствия. Также в силу ч. 1 ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования по общему правилу не подлежат разглашению.
– В связи с тем, что по ходатайству одного из обвиняемых судебное разбирательство по уголовному делу будет проходить с участием присяжных заседателей, в целях исключения возможности формирования предвзятого отношения присяжных и вынесения ими в дальнейшем необъективного вердикта, полагаем нецелесообразным со своей стороны разглашение каких-либо сведений об обстоятельствах совершения указанных преступлений и ходе их расследования до вступления в силу решения суда, – отметили в следственном управлении СК РФ по Амурской области.
В свою очередь, в УФСИН по Амурской области сообщили следующее:
– От обвиняемых жалоб и обращений в адрес руководства УФСИН России по Амурской области не поступало. Ранее УФСИН России по Амурской области было рассмотрено обращение родственницы одного из обвиняемых в совершении преступления. В ходе проверки и опроса обвиняемого доводы, содержащиеся в обращении, своего подтверждения не нашли. Также сообщаем, что в отношении лиц, содержащихся под стражей, в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, применяются меры дисциплинарного характера в виде выговоров и водворения в карцер.
На данный момент дело направлено в Белогорский городской суд для рассмотрения. На сайте суда уточняется, что предварительное слушание назначено на 10 мая, рассматриваться дело будет с участием присяжных заседателей. Полезный портал 2×2.su будет следить за развитием ситуации.
Источник новости: http://2×2.su/society/article/moego-brata-zastavlyayut-priznatsya-v-chuzhom-pres-171830.html