Как в дореволюционном Благовещенске отмечали День белой ромашки

Жители покупали цветы и за копейку, и за 100 рублей

Как дореволюционный Благовещенск подхватил столичную благотворительную акцию, рассказала член Союза журналистов России, краевед Валентина Кобзарь.

110 лет назад, в 1910 году, ординатор Благовещенской больницы Адольф Перлин выпросил себе пятимесячный, с сохранением содержания, отпуск для поездки, как тогда писали, «в европейскую Россию и за границу» с научной целью.

Цель поездки, указал Адольф Карлович, ознакомление с новейшими открытиями науки, в частности, связанными с быстрым и ранним распознаванием чахотки и новым способом её лечения туберкулином.

За время командировки Перлин стажировался в лучших клиниках Москвы, Петербурга, Берлина, Цюриха. На обратном пути в Москве амурчанин стал свидетелем и, скорее всего, участником первого общероссийского Дня белого цветка (или белой ромашки) – 20 апреля 1911 г. Это была масштабная акция по сбору средств для борьбы с туберкулёзом. Символом выбрали ромашку – природный антибиотик, а также символ любви и ранимости. Белые цветы покупали и за копейку, и за 100 рублей.

Рысаки – ежеминутно

Вернувшись в Благовещенск, Перлин организовал местное отделение Лиги борьбы с туберкулёзом (уже через год в нём было около 500 членов). В этом же году энтузиасты устроили первый День белого цветка. Участвовать в акции вызвалось более 200 человек: гимназисты и гимназистки, офицеры, доктора, чиновники и ещё около 120 дам! Каждый получил перевязь с надписью «Борьба с чахоткой» и запечатанную кружку для сбора пожертвований.

Стекались к зданию Общественного собрания (теперь – драмтеатр). «Ежеминутно подъезжали рысаки, запряжённые в изящные экипажи, из которых выходили дамы с корзинками цветов, – писали местные газеты. – В половине 11-го аллея около веранды Общественного собрания была полна продавцами. В 12 процессия трогается. Впереди идёт небольшая, увитая цветами колесница семейства Гофманов. За колесницей – автомобиль г-на Милевич. На нём будет 2 дня продавать цветы г-жа Соколовская. За ним другой автомобиль – управления по постройке среднего участка Амурской ж. д. Авто в распоряжении г-жи Эммер. Несмотря на грязь, прямо за автомобилями шествует человек 100. Дойдя по Большой улице (теперь – Ленина) до магазина Кунста и Альберса (ныне – краеведческий музей) остановились, отсюда продавцы цветов разошлись по разным улицам».

За два дня собрали почти 7000 рублей (свой вклад внесли местные кинотеатры и цирк Степанова).

Медаль, пуговицы…

Через год Благовещенское отделение Лиги по борьбе с туберкулёзом действовало тоже достаточно активно. Но удивительно: благовещенские врачи отказались участвовать в заседаниях общества и читать лекции о заболевании. Перлин вообще вышел из им же созданной организации. Для такого демарша наверняка были веские причины.

Как бы то ни было, Лига занялась подготовкой нового Дня белого цветка. Из Питера выписали 30 тысяч искусственных ромашек, для сбора пожертвований подготовили 300 опечатанных кружек, заказали 300 афиш, 12 тысяч листовок, 450 лент-перевязей. Также решили вывесить на улицах громадные транспаранты на коленкоре и «художественно исполненные плакаты о празднике», запустить громадного воздушного змея. Владелец одного из городских иллюзионов Лившиц решил в день праздника показать картину «Борьба с туберкулёзом».

Репортёры по ходу фиксировали некоторые забавные моменты: «Вот стоит тучный господин. Окружён дамами. Вся грудь его уже в цветах. Дамы усиленно просят купить ещё. «Пощадите, у меня от ваших цветов кошелёк испытывает последнюю стадию чахотки!» Китаец купил 15 цветов, приколол на куртку: «Шанго, мадам, теперь я хворай не хочу». Крестьянка, выбрав лучший цветок (искусственный), спросила, как его заваривать».

Ромашки продавали всё утро. Летал ли над городом обещанный воздушный змей, увы, неизвестно. Денег насобирали почти 5000 рублей. Кроме денег в кружках нашли медаль «За поход в Китай 1900 -1901 г.», золотой брелок в виде палитры, пуговицу от дамского платья, костяную пуговицу от кальсон, 7 булавок.

Главным событием того дня стало открытие и освящение амбулатории для туберкулёзников с «распознавательной» лабораторией – для неё выписали из Питера приборы и аппараты.

Первых пациентов амбулатория приняла в июне. А в сентябре работавший в ней доктор А. И. Дацков представил отчёт: за 36 дней (столько дней работало учреждение) он принял более 1500 больных (в среднем 40 человек в день) в возрасте 19 – 35 лет («дети и старики как исключение»). Почти все пациенты – из малообеспеченных. За это же время для беднейших отпускались лекарства по бесплатным рецептам. Владелец аптеки К. И. Кашубский для амбулатории продавал лекарства со скидкой 30%.

После своего отчёта доктор Дацков уволился из-за недостатка свободного времени. Амбулаторию временно принял на себя доктор Н. И. Старокотлицкий. Руководство отделения Лиги борьбы с туберкулёзом  постановило увеличить жалованье заведующему до 125 рублей в месяц, фельдшерице – с 50 до 60 рублей.

Кстати

Когда Адольфа Перлина ещё перед первым Днём белого цветка, в 1911-м, спросили, как организаторы планируют распорядиться собранными деньгами, он сказал: «При достаточной сумме планируем снять около заимки Биршерта (заимка была на территории теперешней Мухинки) в долгосрочную аренду участок и организовать маленький санаторий «Здравица».

Денег, как и энтузиазма, оказалось достаточно. В 1912-м по ходатайству отделения Лиги гордума обратилась в казённое лесничество с просьбой выделить участок в Белогорье под «возможную в будущем санаторию»… А вот сведения о том, как работала «санатория» до революции, ещё предстоит найти.

*Материал из «Аргументов и фактов»

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/kak-v-dorevolyucionnom-blagoveschenske-otmechali-d-171674.html