Победитель конкурса «Воспитатель года Амурской области – 2019» – о работе в детском саду и своих особенных детях
Мария Карякина работает в детском саду № 68 г. Благовещенска по специальности «дефектолог» уже 7 лет. Основное направление ее деятельности – социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, а самое значимое профессиональное достижение – победа в конкурсе «Воспитатель года Амурской области – 2019». Об особенностях своей работы она рассказала в интервью журналисту портала 2×2.su.
– Мария Викторовна, по идее, учитель-дефектолог – это не воспитатель. Как получилось, что вы стали одним из победителей регионального конкурса «Воспитатель года»?
– В нашем детском саду есть компенсирующие группы для детей 4-8 лет с нарушениями в умственном развитии. Я корректирую их познавательную и речевую сферу. Разница с работой воспитателя конечно есть. Но конкурс на лучшего педагогического работника дошкольного образования предполагал 5 номинаций, в том числе содействие развитию детей с ОВЗ. Из числа всех участников в своей номинации оказалась я одна. Российский этап также предполагал участие специалистов моего профиля, поэтому я продолжила борьбу за победу.
Заключительный тур состоял из нескольких заданий. В режиме онлайн перед членами жюри мы проводили мастер-классы, презентовали свои успешные проекты, а в офлайн-формате представляли мероприятия с детьми. По решению жюри, первое место мы разделили с воспитателем детского сада из п. Талакан Бурейского района Анастасией Рединой. Впереди – общероссийский этап, он состоится в ноябре.
Дороги ведут в сад
– Если по специальности вы не воспитатель, как же попали в детский сад?
– Я училась в БГПУ на логопеда, на 3 курсе проходила тогда ещё в 56-м детском саду практику, и позже меня туда пригласили на должность дефектолога. Не раздумывая, согласилась, прошла соответствующую переподготовку, там и работаю до сих пор, ни разу не пожалев о своем выборе.
– И все-таки дефектологу, наверное, намного сложнее, даже в плане моральном, работать с особенными детками, нежели логопеду учить ребят разговаривать…
– Мысль, что логопед просто учит детей разговаривать, когда-то была и у меня, но лишь до поступления в вуз. Там я достаточно быстро прониклась профессией и поняла, что этот труд гораздо глобальней. Когда ты берешь на обучение ребенка, который совершенно не разговаривает, и несмотря ни на что должен научить его – это очень сложный процесс.
Что касается особенных детей – их я впервые увидела на практике. Соглашаясь на эту должность, я немного предполагала, что меня ждет в работе. Да, сложно было, особенно первый год, но со временем привыкаешь. Мне сейчас даже морально тяжелее видеть детей с другими нарушениями развития – смотришь, как они выступают на концертах, участвуют в каких-то мероприятиях, и так жалко их становится…. А к своим привыкла. Смотришь – ребенок как ребенок, занимаешься с ним, учишь, и видишь в итоге результаты своего труда – это вдохновляет.
– Всегда ли удается достичь желаемого результата? Ведь иногда даже ложку научить держать – сродни подвигу…
– Дети у нас разные. Есть с очень тяжелыми отклонениями в развитии, которые вообще ничего не понимают, не умеют кушать, ходить в туалет, они не откликаются на имя, ни на что не реагируют и не понимают никаких инструкций. И вот ты ведешь этого ребенка изо дня в день, сам усаживаешь его за стол, совершаешь движения его рукой, одеваешь и раздеваешь. И если такой ребенок что-то самостоятельно взял в руку или стал взаимодействовать с каким-то предметом, любое проявление его заинтересованности или хотя бы отклик на имя – это уже для нас большая победа.
Есть и другие дети, которые в общении практически ничем не отличаются от обычных ребят. Но к ним тоже нужен особый подход. Иногда занимаешься-занимаешься с ребенком, и результат вроде бы как сразу не виден, но спустя какое-то время открываешь диагностику и сравниваешь, каким он был несколько лет назад – ничего не делал, ничего не понимал, а теперь он говорит и даже цифры знает… И понимаешь, что всё было не зря.
А еще у нас очень хорошо поставлена совместная работа с воспитателем, мы закрепляем друг за другом все маленькие и большие достижения ребят.
– А родители? Их роль ведь тоже сложно переоценить в развитии ребенка?
– Родители тоже бывают разные. Подавляющее большинство вкладывают много сил в развитие ребенка, водят его на дополнительные занятия. Но бывает и иначе. На базе нашего садика открыт бесплатный консультационный центр, к нам обращаются родители со всей области с детьми разных возрастов. И кто-то вообще не принимает информацию, что у ребенка есть какие-то особенности в развитии. К примеру, в пять лет ребенок не разговаривает, не понимает, не откликается и имеет ряд других признаков, которые явно свидетельствуют об отклонениях, но родители упорно не хотят это слушать, уверены, что с возрастом все скорректируется.
Кто кому должен?
– А вообще, если брать в целом сферу дошкольного образования, насколько сложно сегодня педагогам находить общий язык с родителями?
– У меня у самой маленький ребенок, который ходит в муниципальный детский сад, и мне приходится, так сказать, со стороны наблюдать, как некоторые родители взаимодействуют с воспитателями… Скажу, что родители сейчас очень сложные – это подтвердит любой педагог, и многие увольняются не из-за тяжелой работы, не из-за бумаг, а именно из-за родителей.
Большинство – еще раз подчеркну – понимающие и добрые, но становится все больше тех, которые готовы чуть что, сразу писать жалобу президенту, губернатору – не важно кому, что его ребёнка обидели. Поверьте, не возможно физически уследить за 25 малышами в тех же яслях одновременно. Один садился на стул, зацепился, и пока воспитатель бежал его отцеплять, другой уже успел в стороне укусить третьего, потому что ему элементарно два года и он не понимает, как реагировать в определенной ситуации. Педагог физически не может оказаться в двух местах сразу и предотвратить две неприятности. Но: «Вы должны были этого не допустить!» – самое мягкое, что можно порой услышать от родителей. Мы должны, должны, должны… и в этом плане воспитателям очень тяжело. Понятно, что мы отдаем детей в сад и ждём, что о них позаботятся. Поверьте, это действительно так. Но дети не сидят на месте. Никогда. И нужно быть готовым к появлению царапинки или синячка.
– Сегодня большое внимание уделяется инклюзивному образованию, но и отзывы встречаются крайне противоречивые. А как вы считаете, должны дети с ОВЗ воспитываться в группах общего развития или все-таки им будет комфортнее обучаться отдельно?
– Как практик я скажу, что социализация должна идти с включением детей с нормой развития, то есть нужны общие мероприятия, концерты, совместные игры, чтобы дети с ОВЗ видели поведение других детей и тянулись за ними. Но именно коррекционная деятельность, занятия, должны проходить в наших, компенсирующих группах. Только в них они смогут усвоить гораздо больше, потому что занятия проходят совсем иначе. Нашим, особенным детям, нужен другой подход – не такой, как в общих группах. Даже если ребенок все понимает, хорошо разговаривает, он не сможет усвоить новую информацию в таком темпе, как обычные дети. У нас же есть и подгрупповые занятия – по 3-5 человек, но в основном это занятия индивидуальные. Когда мы занимаемся с ребенком один на один, мы в него вкладываем намного больше. Безусловно, социализация нужна и она должна идти в обществе среди обычных детей. Познавательное же развитие будет эффективнее, если с ребёнком будут заниматься отдельные специалисты.
– Чего греха таить, не все дети сейчас даже в детском саду адекватно воспринимают особенных детей, дразнят их и обижают, а некоторые родители зачастую только поддерживают такое отношение. Есть ли в таком случае польза от такой инклюзии?
– Это действительно проблема нашего общества. Оно не толерантное, чтобы там ни говорилось. Недавно на курсах мы обсуждали ситуацию в столичном детском саду: ребенок обижал одногруппника с ОВЗ, и мама, вместо того, чтобы объяснить своему чаду, что он точно такой же ребенок, не нашла ничего лучшего как сказать: «Будешь задираться к нему, он на тебя плюнет, и ты заразишься – таким же будешь»…Это ненормально! Все идёт на уровне родителей. Часто они чуть ли не запрещают своим детям играть с особенными мальчишками и девчонками. Так делать нельзя!
Надо изначально закладывать в детях иное отношение к тем, кто в чем-то от тебя отличается, чтобы уже следующее поколение отчетливо понимало, что так делать нельзя. Поэтому в нашем детском саду мы начали реализовывать еще один важный проект «Мир вокруг нас!» – наша компенсирующая группа взаимодействует с общеразвивающей подготовительной. Детки в каких-то вопросах помогают нашим ребятам – одеть, поиграть, мы вместе выходим на прогулки, проводим совместные мероприятия, концерты, состязания, и обычные дети у нас испытывают гордость, что они помогают другим, тем, кто в этой помощи нуждается. Вот это правильно.
Да, отношение к детям с ОВЗ – это проблема общества, и если сами дети чаще всего не обращают внимания на какие-то особенности других малышей, то поведение взрослых порой шокирует.
Никто не застрахован
– Многие утверждают, что в последнее время становится все больше детей с особенностями в развитии. Вы тоже так считаете и вообще, каковы причины этому?
– Статистика это подтверждает, да и по практике могу сказать, что это действительно так. Много споров ведется, почему так происходит. Кто-то ищет причины в семье. Но у нас, например, в группе все детки из благополучных семей. В основном на будущее здоровье ребенка влияют угрозы при беременности, сложные роды, и то, что изначально заложено в организме на генетическом уровне и со временем дает сбой. Экология и продукты питания оказывают очень большое влияние. Понятно, что у асоциальных граждан больше вероятность рождения детей с особенностями развития, с нарушениями. Но в целом, как бы женщина ни готовилась к беременности, что бы ни ела, ни пила, как бы ни береглась – от этого абсолютно никто не застрахован.
– Число особенных детей растет, а педагогов узких специальностей не хватает, не говоря уже об отдаленных районах. Как вы думаете, если бы у нас внедрялись меры поддержки по аналогии с программами «Земский доктор» или «Земский учитель», к примеру – «Земский воспитатель», ситуацию можно было бы переломить?
– Видите, здесь еще вопрос в том, насколько тот же дефектолог будет востребован в группе, где обучаются пять детей? Как правило, детские сады в отдаленных районах Приамурья малочисленны. Но в целом, если бы для воспитателей была такая же поддержка, как для учителей, то люди поехали бы точно. Кто-то мог бы освоить дополнительную специальность, и тогда район пополнился бы воспитателем и логопедом в одном лице. Мне кажется, и среди узких специалистов тоже нашлись бы желающие.
– А вообще, такая сложная работа дает должную материальную отдачу? Как сейчас обстоят дела с зарплатами воспитателей?
– Здесь многое зависит от того, какой у тебя стаж и категория. Но однозначно могу сказать, что уровень дохода воспитателей значительно вырос за последнее время. Конечно, всегда хочется больше. Но меня лично зарплата устраивает. И место работы нравится: у нас очень хороший детский сад, и коллектив дружный. А тем более, когда на работе получаешь результат, и каждый день идешь к детям с желанием – это добавляет энтузиазма.
Материал из газеты “Аргументы и факты”
Источник новости: http://2×2.su/society/article/vospitatel-goda-esli-nash-rebenok-otkliknulsya-na–169080.html