Основная беда амурской природы – нет денег

Заповедники без поддержки

В январе Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) объявил о старте Всемирного года журавля. В Амурской области этих птиц очень много – недаром наш регион называют порой журавлиным краем. Однако защищать их и других уникальных животных не так уж и просто. Виной тому жёсткая нехватка финансирования, от которой страдают заповедники региона.

Туристов не привлечь

От нехватки средств так или иначе страдают все особо охраняемые природные территории (ООПТ). К примеру, по словам директора Хинганского государственного природного заповедника Виктора Копылова, сейчас заповедник финансируется лишь на треть от необходимого. Из-за этого не хватает денег на ремонт старой и закупку новой техники, нужной, в том числе для тушения природных пожаров. А ведь если бы средства предоставили, можно было бы избежать распространения по Хинганскому заповеднику страшного пожара в 2018 году. Тогда огонь прошёл по площади в 37 тысяч гектаров, из которых 13 тысяч представляли собой лесную территорию.

– Действительно, проблема финансирования по-прежнему актуальна, – согласился директор Зейского государственного природного заповедника Сергей Игнатенко. – Сейчас у нас достаточно средств для осуществления природоохранной деятельности, но недостаточно для развития инфраструктуры познавательного туризма. Хотя в рамках нацпроекта «Экология» и делался упор, в том числе на этом направлении, но финансировались только некоторые заповедники и национальные парки страны, в которых уже сложился значительный поток посетителей. Таким заповедником, например, является «Столбы» рядом с Красноярском или заповедник «Кроноцкий» со всемирно известной долиной гейзеров. По нашему мнению, пришло время обратить внимание и на такие отдаленные заповедники, как Зейский, где количество посетителей никогда не будет измеряться сотнями тысяч, но познавательный туризм в более скромных масштабах возможен.

Пока что туризм в Зейском заповеднике развивают благодаря спонсорам. С помощью благотворительной программы одной из крупных российских компаний, чьи филиалы представлены в Амурской области, здесь открыли и обновили уже имеющиеся тропы, создали два горных приюта.

Таким образом удалось привлечь туристов не только из близлежащей Зеи, но также из Благовещенска и других районов области. В 2019 году заповедник посетили порядка тысячи человек, и это число можно было бы увеличить в разы – только бы развить инфраструктуру. Благо популярность пешего туризма продолжает расти – особенно, по словам Сергея Игнатенко, среди амурчан в возрасте 30-35 лет.

Ни машин, ни людей

Директор Норского заповедника Тимофей Мудрак выделил сразу три основные проблемы ООПТ в Амурской области. И первая из них – устаревшая материально-техническая база:

– В частности, нам необходима новая вездеходная техника повышенной проходимости. И хотя обновление идет, но единичных экземпляров недостаточно. Так как Норский заповедник представляет собой акваторию, мы нуждаемся в адаптированной технике, которая способна передвигаться по мелководью, обладает более мощными двигателями.

Вторая проблема связана с экологическим туризмом. Расположение Норского заповедника делает его труднодоступным для туристов, ведь чтобы добираться до него, нужно сначала преодолеть путь на вездеходе, а затем и на лодке.

– Сначала нужно преодолеть наземный маршрут, который пролегает по гравийной дороге. Причём проехать на ней на легковом транспорте практически нереально, стоит пройти осадкам – и дорогу затапливает. Так что если добираться на личном транспорте, то это должен быть автомобиль повышенной проходимости, – объяснил Тимофей Николаевич. – Можно добраться и на такси, но тогда не возьмёшь с собой ни палатку, ни лодку. Значит, придётся арендовать лодку и гостевой домик, а это немалые расходы.

Из-за подобных условий Норский заповедник обычно посещают одни и те же группы туристов, которые совмещают поездку сюда с путешествием по Зейскому заповеднику. Подобный маршрут объясняется тем, что природа заповедников очень различна: Норский – болотистый, Зейский – горный.

– И третья трудность, с которой мы сталкиваемся – кадровое обеспечение. Такая проблема особенно заметна у ООПТ, которые удалены от крупных городов и областных центров. В близлежащих населённых пунктах нам трудно найти необходимых специалистов, а выпускники профильных кафедр ДальГАУ сюда ехать не хотят – а мы не можем финансово их замотивировать. В результате основной кадровый состав, занимающийся охраной природы, представляют собой люди пенсионного и предпенсионного возраста, – подытожил Тимофей Мудрак.

Мы же в качестве итога отметим, что все трудности заповедников в Амурской области, очевидно, упираются в отсутствие должного финансирования. И оттого сомнительной начинает казаться озвученное в конце прошлого года решение о создании в регионе новый национальный парк «Токинско-Становой» на севере Зейского района. Какой будет смысл в новом нацпарке, если охранять и развивать его будет практически не на что?

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/osnovnaya-beda-amurskoy-prirody—net-deneg-167879.html