Доколе будут расти тарифы?
Традиционно с января в нескольких населённых пунктах Амурской области выросли тарифы на пассажирские перевозки. И даже в Благовещенске, где цена за проезд по городу оказалась не самой высокой, поднялась волна возмущения: «27 рублей – это же почти 30!». Между тем, в Архаре и Новобурейском за билетик придётся выложить 32 рубля, в Райчихинске и Зее – 31 рубль.
Видя такие цены, некоторые жители этих городов и сёл уже предпочли ходить пешком. А ведь однажды стоимость может вырасти настолько, что большинство амурчан практически откажутся ездить на автобусах. Или нет?
Нужно выше
С таким вопросом мы обратились к сотрудникам Райчихинского пассажирского автотранспортного предприятия – одного из крупнейших в области. Именно оно обслуживает самые дорогостоящие муниципальные маршруты в Архаре, Новобурейском и, собственно, Райчихинске.
– Действительно, есть опасения, что однажды люди перестанут ездить на общественном транспорте без крайней необходимости. Но с другой стороны, у нас выхода из ситуации нет – либо повышать цены, либо закрываться. Стоимость солярки и запчастей-то растёт, нам её никто не компенсирует, – поделился мнением один из работников предприятия.
Даже сейчас цены недостаточно высокие, чтобы покрывать все расходы перевозчика. По собственным расчётам предприятия, в Архаринском районе проезд должен стоить порядка 40 рублей, чтобы учреждение могло нормально работать, закупало необходимые запчасти, обновляло автобусный парк. Однако сейчас архаринцы платят всего 32 рубля, и разницу между необходимой и фактической стоимостью проезда Райчихинскому автотранспортному предприятию никто не возмещает, как это делают, например, в Благовещенске.
– В управлении цен и тарифов стопроцентно отсекают заложенные нами расходы на обновление парка, приобретение новой техники, – рассказали в учреждении. – По Архаре, например, нам заложили прибыль 30 тысяч рублей в месяц. Получается, тысячу в день мы должны зарабатывать. А мы каждый день около 2,5 тысячи километров пробега накатываем – это как из Благовещенска во Владивосток съездить и обратно. Представляете, за такое расстояние – тысячу рублей заработать?
Угроза нелегалов
В Райчихинском пассажирском автотранспортном предприятии проблему видят в нелегальных перевозчиках – выполняя куда меньше условий, они при этом ездят по тем же пригородным, междугородним маршрутам и «крадут» пассажиров и выручку, которые те могли бы принести. Такая проблема есть во всех районах, где работает учреждение.
– Например, есть маршрут «Благовещенск – Архара». На нём работают много индивидуальных предпринимателей. Они регистрируются, получают в министерстве разрешение на услугу легкового такси и ежедневно работают по маршрутам общего пользования. Пытались в суд на них подать, но нам сказали, что закон этого не запрещает, – поделились представители предприятия. – Такие вот перевозчики выкашивают из-под нас наличную выручку, которая, возможно, всё же смогла бы покрыть все наши затраты. Может, мы даже тарифы смогли бы снизить с 30 до 20 рублей.
При этом, как рассказали в учреждении, требований к такому легковому такси меньше, чем к крупному предприятию. Последний, выиграв конкурс на обслуживание маршрута, обязуется ездить каждый день по одному и тому же расписанию, по одним и тем же остановкам, не развозя никого по адресам и доезжая строго до автовокзала. При этом на каждом автобусе устанавливаются тахографы – контрольные устройства, которые регистрируют скорость машины, режим труда водителей.
– А у таксистов никаких тахографов нет, они могут и скорость превысить, и по городу проехать. И их очень много. Например, на маршруте «Благовещенск – Новобурейск» таким образом работают порядка 15 микроавтобусов, в Прогрессе около десяти, – рассказали работники.
Между тем, для рядовых пассажиров обычно нет разницы, сядут ли они в маршрутку индивидуального предпринимателя или автобус автотранспортного предприятия. Мы спокойно садимся к «бомбилам», кричащим на автовокзале: «Благовещенск! Архара! Свободный!», и даже не задумываемся, что такое простое решение может повлиять на стоимость проезда в нашем районе.
Справка
По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, ограничений по сроку эксплуатации пассажирской техники на законодательном уровне (кроме автобусов для перевозки детей) не существует, всё зависит от условий эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Транспортное средство считается допущенным к участию в дорожном движении, если оно в установленном порядке прошло техосмотр. Амортизационный износ для транспортных средств большого класса составляет 10 – 12 лет, для транспортных средств малого класса – 5 – 7 лет.
В настоящее время на территории Амурской области автомобильный пассажирский транспорт является самым распространенным и массовым видом транспорта. Ежегодно по муниципальным и межмуниципальным маршрутам перевозится более 50 млн. человек. На территории области установлено и выполняется 284 автомобильных маршрута регулярных перевозок, в перевозках задействовано 816 автобусов.
Где дороже?
Самые высокие тарифы на городские и сельские маршруты в Амурской области согласно приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 04.12.2019 г.:
Муниципальное образование |
Цена билета (руб.) |
п. Архара и Архаринский район, пгт Новобурейский и Бурейский район |
32 |
г. Райчихинск, г. Зея и Зейский район |
31 |
пгт Прогресс, пгт Февральск, г. Шимановск и Шимановский район (кроме маршрута №152 «Шимановск – Светильное) |
30 |
г. Сковородино и Сковородинский район |
29 |
г. Завитинск и Завитинский район, г. Тында и Тындинский район, с. Тамбовка и Тамбовский район (кроме маршрута №531 «Благовещенск – Резуновка») |
28 |
г. Благовещенск, с. Поярково и Михайловский район |
27 |
Источник новости: http://2×2.su/transport/article/mozhet-li-proezd-podorozhat-nastolko-chto-lyudi-ot-167868.html