И какие шаги необходимо предпринять, рассказал президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор
Терроризм был и остаётся одной из главных угроз в современном мире, причём эта угроза направлена вовсе не на конкретные группы людей или даже страны, но на всё цивилизованное общество как таковое, уверен
Действительно, с начала XXI века именно борьба с терроризмом стала той «мировой войной», которая нависла над человечеством. Но несмотря на то, что антитеррористические меры постоянно усиливаются, до победы над этой угрозой ещё очень далеко. Более того, терроризм трансформируется и принимает новые формы – от внешних угроз он приобретает черты угроз внутренних.
На фоне этих тенденций Вячеслав Моше Кантор настаивает: необходимо трансформировать и антитеррористическую политику, перейти в деле борьбы с террором к более радикальным и, главное, эффективным мерам.
Необходимость действовать
Как это нередко бывает с терроризмом, обсуждения проблемы начинаются исключительно после очередного теракта, потрясающего общество. Таковым стало и нападение на синагогу в Галле, в Германии, где теракт предпринял праворадикальный экстремист. На здание он напал во время священного дня Йом-Киппур, когда в синагоге собралось несколько десятков молящихся. Как отметил Вячеслав Кантор, комментируя эту трагедию, сам факт того, что даже в ходе праздника, священного дня, евреи в европейской стране не могут чувствовать себя в безопасности и в любой момент могут оказаться на прицеле у убийцы, уже является возмутительным и должно вызвать понятное негодование.
При этом Кантор подчеркнул: трагедия могла быть и куда более масштабной, если бы не действия самих работников и службы безопасности синагоги. Именно они сумели сориентироваться и заблокировать изнутри вход в синагогу, в результате чего преступник напал на мимо проходящих граждан. Со стороны Вячеслава Кантора это была высокая оценка именно действий охраны и граждан, но не тех мер, что должны были быть предприняты для предотвращения подобных инцидентов.
Что же Кантор предлагает? По его мнению, подобные теракты невозможно остановить и предотвратить, используя лишь силовые методы. Необходима планомерная борьба с радикализацией общества, которая становится всё более очевидной с каждым днём. Тут стоит напомнить, что террористом, напавшим на синагогу, был не член международной террористической организации, не мигрант и не беженец, но гражданин Германии, который на протяжении долгого времени в сети интернет уже демонстрировал свои экстремистские взгляды. Ещё одним важным направлением антитеррористической работы, а именно – борьбы с распространением экстремистских и радикальных идей и идеологий в обществе – Вячеслав Кантор считает продвижение толерантности, выделение большего объёма средств на разработку соответствующих программ в сфере просвещения и образования.
«Нужно предпринимать больше усилий, чтобы гарантировать, что нападения такого рода больше не повторятся», — подчеркнул Кантор.
Комплексный подход
К сожалению, нападение на синагогу в Галле – далеко не первый теракт подобного рода и, приходится опасаться, далеко не последний, прежде чем будут предприняты реальные меры и эти меры дадут свой результат. Вячеслав Моше Кантор со своей стороны уже давно привлекает внимание самой широкой общественности, а также представителей власти к этой проблеме и призывает если не кардинально пересмотреть политику борьбы с терроризмом, то точно расширить её и сделать более комплексной. По большей части эта политика сводится к сдерживанию, заявил Кантор ещё в 2015 году, после того как по Европе прошла волна терактов, совершённых радикальными исламистами.
Предотвращение единичных терактов, постоянное усиление охраны и другие методы не имеют долгосрочного эффекта, уверен Вячеслав Кантор. Программа по борьбе с террором должна быть комплексной. В том, что касается борьбы с международным терроризмом и организованными группами, Кантор считает главным шагом – направление политики со сдерживания на упреждающие действия. Деятельность подобных организаций должна расследоваться, вскрываться и пресекаться ещё до того, как они наносят удар, говорит Вячеслав Моше Кантор. А учитывая, что террористические организации имеют международный размах, противостоять им возможно лишь совместными усилиями.
Как подчеркнул Моше Кантор, сам факт того, что теракты продолжают происходить, уже говорит о недостаточности мер, предпринимаемых для борьбы с этим явлением. Немаловажной частью этого должно стать и информационное воздействие, идеологическая борьба – борьба против радикальных идеологий, которые вдохновляют потенциальных сторонников терроризма, и в целом подобных методов совершения преступлений.
Что же касается прямой борьбы с террором, то Кантор убеждён: здесь не обойтись без реальной и эффективной рабочей группы, которая объединяла бы по крайней мере все европейские страны и обладала соответствующими полномочиями и ресурсами. Также, отмечает Кантор, информация, собранная подобной группой, должна распространяться по всему миру – только в этом случае можно рассчитывать на то, что удастся предсказать и предотвратить очередной «неожиданный» теракт.
Что касается борьбы с идеологиями и вдохновителями террора, то они должны стать первостепенной мишенью антитеррористической политики, уверен Вячеслав Моше Кантор. Прежде всего Кантор имеет в виду тех, кто вербует новых членов террористических группировок, а также подталкивает не вовлечённых людей к совершению преступления, «оправдывая» жестокость и террористическую деятельность некими «высокими идеалами», «высшими целями» и идеологическими посылами. Другой важной целью должны стать спонсоры терроризма, говорит Кантор. Именно благодаря финансированию из внешних источников, а также путём контрабанды и торговли наркотиками, террористические организации имеют возможность приобретать необходимое оборудование и проводить свои теракты.
При этом, вновь подчёркивает Кантор, адекватным ответом на глобальный терроризм может и должно стать лишь не менее глобальное объединение усилий. Первым шагом в этом направлении должно стать признание того, что антитеррористическая борьба имеет и должна иметь приоритет в любых международных отношениях, без оглядки на существующие в настоящий момент разногласия между странами, убеждён Вячеслав Кантор.
Глобальная угроза нетерпимости
Говоря в целом об идеологиях и растущей агрессии, нельзя не признать, что нетерпимость сама по себе, её распространение в обществе и нормализация этой нетерпимости уже являются угрозой, причём не менее глобальной. Говорит об этом и Вячеслав Кантор, который занимается вопросами нетерпимости, толерантности и борьбы с антисемитизмом на протяжении многих лет. По мнению Кантора, на сегодняшний день нетерпимость ставит под вопрос не просто безопасность отдельных наций, общин или граждан, но в принципе основу международной и мировой стабильности. На глобальной картине мира именно растущее недоверие, ксенофобия и агрессия обостряют и без того непростые отношения между государствами и целыми народами, подчёркивает Моше Кантор. Обострения же эти делают общую картину мира непредсказуемой, говорит Кантор. В дополнение к этому, нетерпимость раскалывает само общество и способствует консолидации его деструктивных элементов, от радикальных группировок до террористических организаций, чья идеология как раз подпитывается такими настроениями и усугубляет их.
Рост нетерпимости и, особенно, всё более жестоких и массовых преступлений на её почве, предсказуемо привели к усилению мер безопасности. Но, как уже отмечал Вячеслав Моше Кантор, подобные меры не решают проблему в её корне. Что отдельно заслуживает внимания, так это те проблемы, которые связаны с повсеместным усилением охраны – а именно дальнейшее усугубление ощущения опасности, которое испытывают люди перед лицом терроризма. Как поясняет Вячеслав Кантор на примере еврейских общин в Европе, чьи меры безопасности усиливаются после череды антисемитских атак и преступлений, это заставляет людей чувствовать себя в ловушке. Это лишь усиливает чувство изоляции и отделённости от остальных граждан Европы, объясняет Кантор, что, в свою очередь, ведёт к дальнейшему расколу общества и разъединению граждан.
Борьба с экстремистскими идеологиями в Европе предпринималась и предпринимается с переменным успехом. В 2015 году со своей антитеррористической инициативой выступил и бывший британский премьер Дэвид Кэмерон. Он предложил расширить полномочия контролирующих органов так, чтобы они могли запрещать деятельность организаций, уличённых в разжигании ненависти и подрыву «принципов демократии».
Вячеслав Моше Кантор, комментируя это предложение, отметил очевидную необходимость корректировки законодательства и в целом концепции национальной безопасности в соответствии с современными реалиями. При этом Кантор отметил потенциальный конфликт между правами и свободами и усилением безопасности. Тут существует концептуальный зазор, которым и пользуются экстремисты, пояснил Моше Кантор. Где грань между распространением идеологии, опасной для общества, и свободой слова? Именно так и работают экстремисты и идеологи террора: они отказывают своим жертвам в праве на религию, идеологию и даже жизнь, в то время как сами пользуются всеми «свободами» и даже прикрываются ими, подчёркивает Кантор.
Вячеслав Моше Кантор давно выступает за пересмотр самой концепции толерантности, на которой, говоря в целом, и построено современное европейское общество. Эта концепция должна в обязательном порядке учитывать соображения безопасности, уверен Кантор, и именно эти соображения должны стать теми ограничителями, которые не позволят проявлять толерантность и снисхождение к явлениям, поступкам и идеологиям, опасным для общества как такового.
На собственном опыте
В завершение разговора об обеспечении безопасности, нельзя не отметить и ответственность самих людей, организаций, общин и целых стран за обеспечение собственной безопасности. Вячеслав Кантор уверен: грамотные и правильные действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации способны значительно уменьшить число человеческих жертв, что и продемонстрировал теракт в Галле.
В качестве отправной точки для подобных действий, их планирования и исполнения может послужить опыт уже имевших место терактов, а также тот опыт, что выработали люди, службы и власти, столкнувшиеся с ними. В этом смысле Европейский еврейский конгресс во главе с Вячеславом Моше Кантором способен предложить многое: как ни печально, но у еврейских общин в Европе действительно существует богатый и тяжёлый опыт разрешения кризисных и опасных ситуаций, в том числе – с участием террористов и преступников. Как не раз заявлял сам Кантор, этим опытом ЕЕК готов и будет делиться, специально для этих целей при конгрессе был создан Центр по безопасности и противодействию кризисам. В 2019 году специалисты Центра даже провели полномасштабную международную конференцию в Бельгии, где собрали участников со всей Европы и стимулировали их как к обмену собственным опытом, так и к усвоению опыта, накопленного ЕЕК. В частности, примером для изучения послужили брюссельские теракты 2016 года.
Сам же Вячеслав Моше Кантор подчеркнул, что главная цель как конкретной конференции, так и других подобных мероприятий – это не только расширить копилку знаний конкретных спецслужб, служб безопасности и соответствующих ведомств, но и наладить между ними сотрудничество и взаимодействие. Всё это, в свою очередь, должно положительно сказаться на безопасности европейских граждан в целом, заявил Кантор.
«Лишь создав единую сеть для работы, мы сможем предотвратить следующее нападение или, по крайней мере, минимизировать его последствия», – заявил Вячеслав Моше Кантор.
Участники этой конференции, прошедшей при участии самого Кантора, вынуждены были признать: тема безопасности в последние годы действительно становится всё более актуальной и всё более сложной. Каждый совершённый теракт делает угрозу следующего ещё более реальной, и в этой ситуации обмен опытом как никогда востребован. По словам и самого Вячеслава Кантора, и других специалистов, Европа сегодня испытывает на себе целый ряд угроз, с которыми не сталкивалась прежде: это и рост экстремистских настроений, и приток мигрантов, постоянная пропаганда насилия в интернете, методов полноценной и реальной борьбы с которой до сих пор не существует. Всё это ведёт к усилению тревожности как граждан, так и официальных властей. Главная же задача – в сотрудничестве и объединении усилий, чтобы переломить эти тенденции. Если же чрезвычайная ситуация всё же наступает, необходимо сделать всё возможное, чтобы минимизировать негативные последствия. И именно в этом обмен опытом и рассмотрение реальных терактов и преступлений является неоценимыми.
Фото:
Источник новости: http://2×2.su/society/article/mozhno-li-pobedit-terrorizm-164280.html