Станет ли медицина, доступной каждому?
Что делать, если вы целый месяц не можете попасть к нужному врачу или у вас нет денег на высокотехнологичную операцию? Как в Приамурье снижают онкологическую заболеваемость? Об этом и многом другом мы поговорили с и. о. директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Юрием Максимовым.
Сроки регламентированы
– Юрий Георгиевич, как известно, профилактика – царица здоровья. Но для нее нужен гарантированный доступ к терапевтам, офтальмологам, хирургам… А сейчас не то что на профилактический осмотр – на плановый прием к узкому специалисту порой не попасть. А ведь сроки оказания медпомощи регламентированы законом. Напомните их, пожалуйста, ещё раз.
– В программе госгарантий оказания медпомощи сроки ожидания приема у врача чётко прописаны. У участкового врача-терапевта, педиатра, врача общей практики – не более 24 часов. У узких специалистов – не более 14 дней. Время прибытия на вызов бригады скорой помощи не должно превышать 20 минут с момента её вызова в городе, 40 минут – в условиях села. Для плановой госпитализации установлен срок не более 30 дней. А если речь идет об онкологии, то это 14 дней. Кстати, при онкологии максимальное ожидание таких исследований, как КТ и МРТ, также должно занимать не более 14 дней. Во всех остальных случаях – не более 30.
– Получается, с момента подозрения на злокачественную опухоль до начала лечения тоже должно пройти не более 14 дней?
– Процесс развития этой болезни происходит стремительно, и даже в течение нескольких дней может произойти такая мутация клеток, что опухоль из доброкачественной перерастёт в злокачественную. Именно поэтому за 14 дней пациент должен пройти полное обследование при помощи всех приборов и оборудования. Это позволит выявить заболевание и незамедлительно начать специфическое лечение.
– Сегодня подходы к лечению раковых заболеваний изменились?
– В корне. Как правило, онкологию «на глаз» не определишь. Но у нас есть современное оборудование, лабораторные исследования, позволяющие выявить заболевание на самой ранней стадии. Например, онкологию молочной железы сейчас определяют при размере опухоли всего в 2 мм. Врач с такой задачей не всегда может справиться, а современная система навигации – легко: специальная игла сама подходит к опухоли и убирает ее. В пораженное место вводится препарат, чтобы впоследствии не было рецидива.
И если раньше считалось, что рак – неизлечимая болезнь, то теперь есть множество способов лечения, а также эффективных химиопрепаратов, которые активны в отношении конкретной опухоли. Главное, чтобы человек не затягивал с визитом к врачу, если замечает у себя подозрительные симптомы.
– С этого года в программу ОМС по профилю «онкология» закладываются и объёмы медпомощи, и стоимость её оказания?
– Да. И это важно. Возможность её оказания подкрепляется конкретными деньгами, а значит, растёт и доступность. Амурская область только по Фонду ОМС сегодня имеет 1350 млн рублей. Эти деньги направлены на то, чтобы кардинально помочь людям.
Кадры решают всё
– Но даже на фоне насыщения современным медицинским оборудованием остаётся проблема кадров. Очереди ведь возникают в том числе из-за неё.
– Да, сейчас мы постоянно слышим, что необходимо укреплять медкадрами первичное звено. В этом году ТФОМС Амурской области получил дополнительно 83 млн рублей специальных средств только на то, чтобы обеспечить заработной платой врачей и медсестёр, вновь пришедших в ФАПы или поликлиники ЦРБ. Это сделано для того, чтобы стимулировать главврачей приглашать медперсонал на работу и в то же время обеспечить финансовую стабильность учреждений.
Взят курс на привлечение специалистов методом повышения оплаты труда. Каждый врач, пришедший работать в первичное звено, получает единоразовую выплату по программе «Земский доктор» в 1 млн рублей. Кстати, недавно на Восточном экономическом форуме шла речь о том, чтобы увеличить её размер до 2 млн.
Взят курс и на ориентирование студентов медицинских вузов на работу в конкретных лечебных учреждениях. То есть руководители медицинских
организаций должны подбирать себе выпускников заранее. А в школах нужно создавать медико-биологические классы, где будут целенаправленно готовить будущих абитуриентов. Отучившись по целевому направлению от конкретной больницы или поликлиники, выпускник должен вернуться работать туда. А медорганизация, в свою очередь, должна обеспечить его рабочим местом.
Разрабатываются и стимулирующие выплаты студентам, в том числе надбавка к стипендии.
Думаю, как только кадровые проблемы будут ликвидированы, здравоохранение поднимется на более высокий уровень.
– Ну а пока заветного талончика на прием часто приходится ждать дольше положенного. Как людям быть в такой ситуации?
– В этом случае медицинская организация нарушает права человека на доступную медицинскую помощь. Если пациент не получает положенную услугу или его в ней ограничивают, то вначале ему следует обратиться к руководству поликлиники или больницы. Если там просьбу не удовлетворят, тогда – к представителям страховой организации, в территориальный ФОМС.
Но вообще в каждой лечебной организации на видном месте должен быть уголок потребителя, где в числе прочей информации пациенты смогут найти номера телефонов горячих линий министерства здравоохранения и Росздравнадзора. По ним тоже принимаются обращения.
– А как в целом медицинские организации сегодня справляются с поставленными перед ними задачами? Есть проблемы?
– Да, проблем всё ещё много. Люди ведь живут не только в Благовещенске, но и в отдалённых городах и селах. По идее, удовлетворять потребность сельских граждан в медицинских услугах следует районным больницам и даже ФАПам. Фельдшер должен первым оказать квалифицированную помощь. А если эта помощь не будет оказана на месте, то даже при наличии самых современных больниц мы не сможем спасти пациента… Ну а поскольку основную медпомощь люди должны получать там, где живут, значит, бюджетные деньги тоже должны быть там.
Но в регулировании финансовых потоков и заключается основная сложность. К сожалению, система выстроена так, что основные средства идут на третий уровень оказания медпомощи – это областные медицинские организации области. А первичный уровень испытывает трудности. В области нам удалось существенно увеличить финансирование сельских медицинских организаций, но этого пока недостаточно.
Доступная помощь
– Изменилось ли что-нибудь по профилю «высокотехнологичная медицинская помощь»?
– Начиная с 2014 года высокотехнологичная медпомощь вошла в перечень услуг, оказываемых за счёт средств обязательного медицинского страхования. И с того момента её доступность увеличилась в несколько раз. Теперь её получают пациенты как в федеральных центрах страны, так и в наших областных учреждениях здравоохранения, в том числе и за счёт ОМС.
– Насколько сложно сегодня получить квоту?
– Изначально нужно обратиться к своему участковому врачу. Он даёт направление к узкому специалисту, в зависимости от того, какой вид помощи требуется. Если речь идёт о пациентах, не проживающих в областном центре, то их направляют в областные учреждения, где главные специалисты Минздрава определяют, показана пациенту ВМП или нет, требуется операция в федеральном центре или её можно провести у нас. Если есть очерёдность, то пациенты попадают в лист ожидания. Так что проблем с оказанием ВМП у нас практически нет. Тем более, амурчане могут получить её и в нескольких частных клиниках области.
– А может ли пациент наряду с качественной медпомощью рассчитывать и на человеческое отношение со стороны врачей?
– В медицинских учебных заведениях в наши дни большое внимание уделяется таким дисциплинам, как этика и деонтология. Ведь врачи и медсестры должны чётко понимать, что их долг – служить человеку, а все эмоции личного характера в этой профессии нужно отодвигать на задний план.
Если медработник допускает некорректное или нетактичное отношение, то застрахованный пациент имеет право обратиться в администрацию больницы либо позвонить по телефонам горячей линии Минздрава или ФОМС с жалобой на специалиста. Но она должна быть обоснована.
Нетерпимость или хамство не должны проявлять не только медработники и персонал больницы, но и сами пациенты. А мы зачастую что видим? Полное пренебрежение по отношению к другому человеку, вплоть до того, что медиков убивают при исполнении служебного долга. Разве такое допустимо?! Взаимоуважительное общение пациента и врача – непременное условие для того, чтобы пациент получал качественную медицинскую помощь.
– В заключение расскажите, в чём всё-таки главная миссия ТФОМС Амурской области?
– Главная наша миссия – расширение возможностей регионального здравоохранения, укрепление материальной базы учреждений, их оснащённость современным оборудованием. Это позволит нам сообща выполнять задачу по оказанию качественных и доступных медицинских услуг населению Приамурья.
За счёт грамотной системы финансирования Фонд обязан обеспечить реализацию задач, которые общество и губернатор Амурской области поставили перед здравоохранением. Например, в прошлом году кредиторская задолженность медорганизаций области перед поставщиками лекарств, оборудования и т. д. доходила до 700 млн рублей. Больницы и поликлиники лихорадило с такими долгами. Правительство поставило перед здравоохранением задачу – постепенно с долгами рассчитаться. И сегодня эта задолженность составляет чуть более 30 млн рублей. Медучреждения, как следствие, функционируют стабильней, чем 1,5-2 года назад.
Источник новости: http://2×2.su/health/article/v-sisteme-okazaniya-medpomoschi-v-ramkah-oms-idut–163943.html