Ученикам в Приамурье пытаются внушить, что труд – одна из высших ценностей в жизни

На чём спотыкается труд амурских школьников?

Пять лет назад в области решили возрождать и развивать трудовое образование и воспитание амурских школьников и студентов колледжей. Изменилось ли что-то в этом плане за прошедшие годы?

Начать с того, что идея продвигать воспитание молодёжи работой в новых, рыночных условиях – федеральная. Общероссийскую стратегию разработали на период до 2025 г. А уже на основе этого в Приамурье появилась региональная концепция привлечения школьников к общественно-полезным занятиям.

Рынок или добрая воля

Как пояснил замминистра образования и науки области Олег Якутов, у региональной концепции такие задачи:

– внушить ученикам, что труд – одна из высших ценностей в жизни;

– воспитать трудолюбие, чувство долга, ответственность, целеустремлённость, предприимчивость и честность;

– развить потребность в творческом труде и стремление реализовать свои знания на практике;

– сформировать основы умственного и физического труда;

– вооружить школьников разнообразными умениями и навыками.

Хотя чиновники и подчеркнули, что «роль трудового воспитания молодёжи существенно возрастает именно в условиях становления рыночных отношений», но больше внимания, судя по всему, уделяется всё-таки общественно-полезной 

нагрузке: субботники, работа на пришкольных участках, уборка кабинетов и т.д. И, конечно, волонтёрство – полномасштабное тимуровское движение: и за пожилыми людьми поухаживать, и детдомовцам нужные вещи собрать, и младшеклассникам утренник провести, и общественные места от мусора очистить.

Кто в лес, кто в поля

Что касается производственного труда, который некоторым образом связан с коммерцией, им занимается 19% амурских школьников. Где сегодня могут заработать ученики:

– учебно-опытный участок – проще, школьный огород;

– производственная бригада – всего 31 и трудовое звено – 14;

– школьные лесничества;

– ремонтные бригады – классы подновить, изгородь поправить, мебель подкрутить и прочая мелочь.

Всё, что выращено на школьном огороде, идёт в столовую для экономии на питании.

Производственная бригада (такие есть в 16 районах области) работает уже серьёзно – на своём участке в чистом поле. Больше всего земли у таких отрядов в Архаринском районе – 80,7 га, где ребята из двух сельских школ выращивают сою и пшеницу. Тут и результаты труда другие, и деньги другие: в школе можно провести более серьёзный ремонт, оргтехнику купить, компьютеры, и даже помогать своим однокашникам из малообеспеченных семей.

Школьных лесничеств в области 13, в которых 750 учеников обслуживают 54 га леса: заготавливают саженцы, обрезают деревья и кустарники, участвуют в экологических акциях и т.д.

Ещё одна идея занять школяров – создавать дендрарии: особые территории для выращивания основных пород растений – в данном случае, амурских и дальневосточных. Детям – труд, школе – деньги от продажи этих дикоросов амурчанам.

Кстати, для поддержания детского интереса к природе раз в 2 года в регионе даже проводится за счёт бюджета слёт школьных лесничеств. А команда-победитель представляет область на Всероссийском слёте.

Кроме того, к ребятам присматриваются с/х училища и вузы. Самых трудолюбивых потом принимают на учёбу. Им и самим влиться будет легче – они уже поработали с землёй и более осознанно относятся и к ней, и к знаниям, и к будущей профессии агрария.

Родители против?

А теперь о проблемах: в чём хромает эта система трудового воспитания:

– Плохо проработанная на местном уровне всевозможная документация по привлечению школьников к труду;

– В сёлах всё меньше 10-11-классников;

– Школьные производственные бригады плоховато снабжены техникой, а то оборудование, что есть, уже порядком изношено;

– Проблемы с продажей выращенной продукции (а рыночная составляющая, как мы приводили данные чиновников вначале материала, крайне важна: одна лишь воспитательная сила труда – слабый стимул);

– Слабая работа с родителями по мотивации детей к труду;

– Недостаточное развитие форм социального партнёрства школ, которые по старинке всё ещё остаются, по сути, закрытыми от внешнего мира, от всевозможных социальных институтов, от рынка. А ведь в новых условиях без взаимовыгодных отношений школа не выживет.

Причём несистемную работу с учениками и их родителями в минобре считают одной из ключевых проблем. Сейчас уже не скомандуешь: «Все на субботник!» – требуется письменное согласие мамы и папы или законных представителей ребёнка. А взрослые и рады бы посодействовать общественно-полезному труду – сами в своё время и дома у ветеранов прибирались, и улицы подметали. Но опасаются за график школьных, а главное – дополнительных занятий своих детей. Ведь очень многие буквально не вылезают из различных факультативов, курсов, спортсекций, кружков, тренингов, музыкальных или художественных школ. Уж время такое: дополнительные занятия – полноправная важная часть 

качественного образования. Так что, уж извините, учёба – прежде всего. Да и о здоровье школьника надо подумать: вывезет ли он все нагрузки, включая ещё и общественные?

Отмечается также, что тех же школьных лесничеств в регионе становится всё меньше. А всё потому, что детей в леса не пускают: мол, из-за опасности заразиться клещевым энцефалитом (особый риск в Архаринском, Бурейском, Зейском, Магдагачинском, Мазановском, Ромненском, Свободненском, Селемджинском, Сковородинском, Тындинском и Шимановском районах, а также в Зее, Шимановске, Свободном и Циолковском). Хотя причина несколько странная – неужели нельзя прививки сделать?

Также трудность в участившихся лесных пожарах, что также опасно для детей. Ну, это уж, извините, проблемы не школьников.

Между тем

В общественно-полезном труде добровольно участвуют и студенты амурских колледжей – на это они при поступлении дают, между прочим, письменное согласие. В основном, на плечах студентов – порядок вокруг училища, общежитий, на улицах города, а также всевозможная помощь на дому ветеранам и пенсионерам. А летом можно или попасть в студотряд на космодром Восточный, или пойти работать по будущей специальности.

Около 30% амурских студентов совмещают учёбу и работу в качестве барменов, официантов, поваров, промоутеров, мерчендайзеров, продавцов, операторов, кассиров-операционистов, почтальонов, администраторов.

 

Источник новости: http://2×2.su/school/news/uchenikam-v-priamure-pytayutsya-vnushit-chto-trud–162656.html