Земледелие может и укрепить торговлю с Китаем, и рассорить с ним

Дружба на неровной почве

Ради укрепления делового сотрудничества Приамурье готово своего восточного соседа снабжать, в том числе, продукцией нашей матушки-землицы. Главное при этом – самому партнёру не наглеть.

Расти, расти, экспорт!

В настоящее время ведутся серьёзные переговоры российско-китайской рабочей группы по вопросам поставок сои в КНР.

– Будут обсуждаться этапы цикла производства сои на Дальнем Востоке, от посева до экспорта в Поднебесную. Расходы на каждом из этапов – посев, обработка, транспортировка, прохождение таможенных процедур. Способы снижения расходов и налогов на каждом из этапов, – пояснил зампредседателя правительства Амурской области Александр Нестеренко.

Эксперты отмечают важное преимущество амурского соеводства – полный отказ от использования ГМО-сортов. При правильной маркетинговой политике это может благоприятно повлиять на цену продажи амурской сои и продуктов её переработки. И вообще, выход на достаточно ёмкий и быстро растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона позволит ввести в оборот всю имеющуюся в Приамурье пашню, улучшит финансовое состояние сельхозпроизводителей и послужит стимулом дальнейшего развития регионального АПК.

Между тем, напомним, Амурская область в рамках ВЭФ-2019 подписала с компанией COFCO Group крупнейший контракт на поставку сои – на сумму более 12 млн долларов. Таким образом, более 30 тысяч тонн амурского зерна урожая 2019 г. отправится в Китай.

Некоторые комментарии о поставках в КНР дал глава амурского минсельхоза Олег Турков.

– Называют ли хотя бы примерную дату отправки первой партии амурской сои в Китай? Что мешает ускориться?

– Экспорт уже давно налажен, но из-за существовавшей таможенной пошлины его объёмы были значительно меньше. После того как 

в сентябре 2015 г. сбор за вывоз сои полностью отменили, экспорт вырос в несколько раз: в 2015-м – около 206 тысяч тонн, в 2018-м – более 413 тысяч тонн.

Так что поставки уже ускорились так, что стало настораживать: а хватит ли сои для собственного потребления? Чтобы улучшить экономическое благосостояние области, нужно всё же развивать свою переработку и экспортировать соответствующую продукцию с добавленной стоимостью.

– Поставки амурской пшеницы в КНР, начатые в прошлом году, тоже продолжаются?

– Да, это случилось в марте 2018 г. В тот период экспорт составил почти 50 тысяч тонн, за 9 месяцев 2019 г. – около 27 тысяч тонн.

– Сильно ли сократит объём очередной поставки паводок-2019?

– На наш взгляд, объём экспорта и пшеницы, и сои может уменьшиться. Погода действительно повлияла и на плодородность зерновых, и на качество урожая.

Вместе с этим имеются сдерживающие факторы, которые сегодня существенно ограничивают продвижение нашей растениеводческой продукции. Китай готов приобретать только сою и соевое масло. Кукуруза и пшеница там квотируются. Поставки вне квот возможны, но экономически нецелесообразны. Компания-экспортёр, работающая без квот, должна уплатить при ввозе пошлину до 65% от таможенной стоимости, что делает продукцию неконкурентоспособной.

Где черви?

Но не единожды мы сталкивались с тем, что в светлых кабинетах международные делегации улыбаются и подписывают всевозможные договоры, а на полях ведутся разборки, почему арендаторы из КНР превращают плодородную амурскую землю в безжизненную пустыню.

Сейчас аграрии из КНР на Дальнем Востоке арендуют порядка 55 тысяч га земли. Это весьма солидные площади. Причем уже давно замечено, у наших соседей совершенно иные принципы ведения с/х.

– Многие века, даже тысячелетия они жили в условиях нехватки продовольствия. Поэтому основной задачей всех правителей, ещё от династии Цинь и до эпохи Дэн Сяопина, было накормить население любой ценой. И они никогда не интересовались качеством собранного урожая. Их интересовало только количество. Для получения максимальных объёмов все используемые в Китае технологии направлены на внесение в огромных количествах удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста. Естественно, при ведении с/х на наших территориях они не собираются отказываться от привычных для себя методик, – предупреждает главный научный сотрудник ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН Владимир Голов.

За последние 30 лет в Китае количество вносимых минеральных удобрений и различных ядохимикатов в 10 раз превышает среднемировые показатели. Китай прочно и со значительным отрывом удерживает 1 место в мире по их производству и применению. Причём в ассортименте до сих пор присутствуют персистентные ядохимикаты, аналогичные печально знаменитому ДДТ. Они практически не разлагаются в почве.

– Мы определяли степень деградации почв, которые китайские арендаторы обрабатывают в Спасском и Хасанском районах Приморья. Там находятся основные посевы риса и овощей, которые выращиваются по технологиям Поднебесной. Для растениеводства Спасский район во времена СССР считался наиболее благополучным не только в Приморье, но и на всём Дальнем Востоке. После китайцев подобного сказать нельзя, – рассказал приморский учёный.

Кроме того, китайские технологии намного больше, чем отечественные способствуют увеличению кислотности почв. Наблюдается и обеднение почвенного биоценоза живыми организмами. Что говорить, если в таких землях практически полностью исчезают дождевые черви – отличные биоиндикаторы экологического состояния почв. Широкое же применение полиэтилена привело к физическому и химическому загрязнению грунта.

При сложившейся практике выращивания китайскими арендаторами сои, зерновых и овощей на дальневосточных землях вполне вероятно повторение сценария полной деградации почв, как это случилось в Таримской впадине Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, где находятся самые плодородные в этой стране почвы. За 10 лет эксплуатации содержание гумуса в них упало втрое. Поэтому 15% грунта вывели из оборота – от него толку нет.

– Химические методы повышения плодородия почв и стрессоустойчивости растений уже не дают прежнего эффекта, – предупреждает Владимир Голов. – Мы лишь увеличиваем дозы минеральных удобрений и повышаем пестицидную нагрузку на окружающую среду. А это и почву загрязнит, и приведёт к химической мутации растений. Поэтому нужно срочно переходить на биологическое земледелие.

Между тем

Продукцию растениеводства возможно продавать также в Японию, Южную Корею, Вьетнам. Никаких ограничений в этом нет, но существует одна маленькая проблема, которая для наших предприятий превращается в большую. Это транспортная составляющая.

Массовый экспорт в названные выше страны ограничивается существенным удорожанием продукции за счет высокого ж.-д. тарифа до морских портов Приморья. Он фактически съедает ту минимальную рентабельность, которая есть.

Поэтому Приамурье выходит на федеральный уровень с предложением компенсировать ж.-д. тарифы на перевозку экспортной продукции до дальневосточных портов и таможенных пунктов пропуска. В Москве обещали подумать.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/zemledelie-mozhet-i-ukrepit-torgovlyu-s-kitaem-i-r-162659.html