И 100 лет назад в жителей области волновали те же проблемы, что и сегодня
В этом году исполняется 160 лет одному из самых ранних произведения литературы Приамурья. С анонимного сатирического стихотворения «1859 г. на Амуре», возможно, и началась амурская беллетристика.
Эта вещь, так же, как и другие немногочисленные анонимные произведения (распространялись, понятное дело, в рукописном виде), появившиеся примерно в одно время, дают основание утверждать, что литературная жизнь Приамурья стала зарождаться на рубеже 1850-1860-х гг., то есть практически одновременно с началом освоения края русскими.
Стоит отметить, что стихи «1859 г. на Амуре» вполне типичны для своего времени. Тогда как раз буйно расцветала социально-политическая сатира (очень часто рукописная анонимная), высмеивающая российское злоупотребление властью, беззаконие, мздоимство, казнокрадство, отсутствие перемен к лучшему, жестокость по отношению к простому народу, очковтирательство. Чаще всего это были стихи и памфлеты. Нередко объектом сатиры становился даже главный организатор «амурского дела», особо почитаемый сегодня губернатор Восточной Сибири Н.Муравьёв-Амурский, а также его ближайшие сподвижники и назначенцы.
Одним из таких был первый военный губернатор Приамурья Николай Буссе (1828-1866), на которого, собственно, и распространяется сатира «1859 г. на Амуре». При покровительстве Муравьёва Буссе в 30 лет получил генерала и военное губернаторство. Причём за сравнительно небольшой срок глава региона немало успел, отмечают историки: открыл десятки школ, детский приют, библиотеку, хлебные магазины, лазареты, успешно развивал земледелие. Кроме того, активизировал прямые дипломатические контакты с китайскими приграничными властями. Поощрялась пограничная торговля по Амуру, регулярно устраивались ярмарки в Благовещенске и Айгуне. Буссе даже поддерживал идею издания газеты, да она всё ж таки не появилась.
Но вот увлечение Буссе дипломатией, видимо, и сгубило его в глазах анонимного автора, написавшего в тоне насмешки и даже откровенной издёвки:
Генерал иркутский Буссе,
Губернатор в новом вкусе,
Он большой руки оратор,
Дипломат, администратор,
Он же и герой!
Весь облит мишурным светом,
Он приехал прошлым летом
С молодой женой…
Обеспечив помещеньем,
Принялись за управленье,
Что всего нужней.
Мы потом займёмся краем,
Перво-наперво – Китаем:
Это поважней!
То есть дипломатия отодвинула на второй план более важные вопросы управления областью, вопросы внутреннего обустройства. При этом в стихотворении губернатору и его «штабу» приписывают высокомерное отношение к китайцам:
Ведь китайцы крайне глупы,
Неразвиты, грязны, тупы,
Ну их воспитать!
Они страшные невежи;
Принимать их будем реже,
Чаще к ним писать.
Как предполагал основатель литературного краеведения Приамурья А.В. Лосев, автором мог быть образованный благовещенец: либо чиновник областного ранга, либо высокопоставленный военный. Оно и понятно: часть амурских чиновников смертно завидовала громкой славе Буссе – выдвиженец Муравьёва, в своём правлении опирался на «кадры» не местные, а привезённые из Иркутска. А главное – пытался ломать старые порядки и обычаи и утверждать новые. Борьбу со взятками воспринимали как чудачество, «чудеса».
А некоторые современники были убеждены, что Амурская область создана по инициативе Муравьёва исключительно для своего любимца Буссе. Об этом и в стихотворении:
Честь крестового похода
56-го года
Свято чтит страна.
Вот по этим по заслугам,
Говорят, к его услугам
Область создана.
Многим, наверное, стихотворение покажется всего лишь пасквилем на неугодного правителя, и вообще, чем-то не имеющим никакой художественной ценности. Но уж, по крайней мере, в актуальности темы для местной аудитории, в накале эмоций и общем сатирическом созвучии в общероссийском масштабе этому произведению точно не откажешь.
Компетентно
В частности, об этом стихотворении в своей новой книге о литературе Приамурья и судьбах забытых авторов «Мы твёрдо стали на Амуре…» рассказал доктор филологических наук, профессор БГПУ Александр УРМАНОВ.
– К сожалению, в послеоктябрьскую эпоху в угоду господствующей идеологии историческое сознание российского общества было существенно деформировано, а национальное культурное наследие преподносилось в урезанном и искажённом виде, – прокомментировал Александр Урманов. – Это коснулось, в том числе, явлений, имеющих статус «местных», региональных: в лучшем случае они были оттеснены на задворки общероссийского культурного пространства, в худшем – преданы полному забвению. Поэтому и мне захотелось поучаствовать в восстановлении исторической памяти русского народа, и таким образом продолжить дело, начатое когда-то основателем литературного краеведения Приамурья А.В. Лосевым – восстановить в возможной полноте историю литературной жизни амурского края.
Самый зыбкий в плане изучения – отрезок в 60 лет – с начала 1860-х, когда, собственно, зародилась литература Приамурья, и до большевистской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны. Конечно, скудость материалов для исследования – крайняя! Это касается и архивов, и периодики, и критической и научной литературы.
Литература Приамурья – явление позднее, и не только в сравнении с Центральной Россией, но даже в соотношении с Сибирью. При этом на Амуре до революции не появилось ни одного печатного издания и литератора, получивших общероссийское признание. И это обстоятельство усиливало впечатление о культурной несостоятельности края, о том, что ничего в художественном отношении оригинального, яркого, заслуживающего внимания здесь нет и быть не может. Это ошибочное представление благополучно перекочевало в ХХ в., после революции надолго обретя статус аксиомы.
Хотя причина такой отсталости более чем уважительная – историческая молодость края. Понятно, что на первых порах литература не входила в число приоритетов для подавляющего большинства первых переселенцев. Населения мало, до культурных центров далеко, профессиональных критиков нет, спецпериодики не хватает.
Но уже в начале ХХ в. амурская литература, при своей заточенности на местные темы, не была автономным, а тем более чужеродным явлением в общероссийском литературном процессе. А революция и вовсе радикально обновила состав писателей и их читателей, задала новые темы и эстетические каноны, хоть и в угоду пресловутому «социальному заказу».
К сожалению, уже в 1920-е гг. Благовещенск стал утрачивать статус одного из центров литературной жизни Дальнего Востока, уступив его Хабаровску и Владивостоку. А в 30-е гг. литературная и издательская жизнь в Приамурье практически замерла…
Главная же мысль, которую хотелось бы донести своим трудом – не надо впадать в крайности: либо в псевдопатриотическом экстазе превозносить всех местных авторов без разбора, либо, напротив, относиться к ним с пренебрежением, принижать их, умалять значимость их творчества.
Источник новости: http://2×2.su/culture/news/literatura-priamurya-nachalas-so-satiricheskogo-st-161363.html