«Не превращай квартиру в музей, храни всё в гараже», – говорят в семье этому коллекционеру
В СССР, как известно, не было секса, наркотиков и рок-н-ролла. Впрочем, это утверждение весьма спорно: всё-таки откуда-то брались дети, да и рок-групп у нас было предостаточно.
Музыкантам, соответственно, требовалось на чём-то играть. Западные инструменты за «железный занавес» проникали в мизерных количествах по нечеловеческим ценам, поэтому советская промышленность, традиционно идя навстречу пожеланиям трудящихся, освоила производство собственных электрогитар.
Потребительские качества советских инструментов практически сразу стали притчей во языцех. «Не хуже, чем Gibson гитара «Урал», ударишь врага – и враг наповал!» – пела в своё время группа «Чайф». Тем не менее, гитары производили, и музыканты на них играли – других не было. Немного помогали дружественные страны – из Восточной Германии, Чехословакии, Болгарии к нам тоже возили гитары. Качество многих из них было несколько повыше, чем у детищ советских фабрик.
Сейчас время этих инструментов безвозвратно ушло. «Уралы» с «Тониками» оказываются либо на помойке, либо пылятся где-то в шкафах. Некоторым экземплярам не везёт совсем: их берутся «улучшать». Как правило, после подобных «улучшений» получается нечто совершенно чудовищное.
Однако есть и те инструменты, которым везёт – и они оказываются в руках у коллекционеров и реставраторов. Таких, как житель Белогорска Юрий Логвиненко – владелец коллекции гитар из прошлого.
От баяна до гитары
– Как появилось ваше увлечение советскими электрогитарами? У вас была музыкальная юность, или это произошло недавно?
– В 1975 г. я окончил музыкальную школу по классу баяна. В то время стали появляться самодеятельные ВИА, они играли на танцах в домах культуры. Мне тоже захотелось попробовать. Начал заниматься на ударных. Потом была бас-гитара, играл на танцах. Потом служил в армии, окончил военное училище. После училища попал служить в Дальневосточный округ, участвовал в художественной самодеятельности, был начальником солдатского клуба, где создал ансамбль. Играли везде: в подшефных организациях, в городе на площади на День молодёжи, даже на свадьбах.
Увлечение собирать гитары появилось только в 2017 г. после встречи с участником интернет-форума «Советские гитары» – он работал осветителем в одной из театральных трупп. Он показал мне свою коллекцию и предложил стать участником клуба. С этого момента всё и началось.
– Что вас привлекает в электрогитарах того времени?
– Это какая-то непонятная мысль дизайнера при создании отдельных экземпляров, звучание инструментов того времени. Лучше, чем современные, они, конечно, не звучат. Но некоторые даже дадут фору китайскому музпрому.
– Помните ли вы свою первую «тематику»? Что это был за инструмент? И с чего началась ваша коллекция?
– Первая электрогитара, которую я взял в руки – «Крунк-50». А первая гитара, которая появилась в коллекции – чехословацкая Jolana Tornado. Нашёл на складе, куда сдавали списанные инструменты. Была, конечно, в плачевном состоянии – восстановил. Но собирать коллекцию тогда ещё мысли не было.
Квартира-музей
– Сколько сейчас инструментов в коллекции?
– Сейчас 24 электрогитары. Это инструменты Чехословакии, Болгарии, ГДР, ну и, конечно же, СССР: «Урал», «Элгава», «Роден», «Стелла», «Аэлита», «Мария». Ещё 4 гитары в работе – Jolana Superstar, «Кремона Соло», свердловская «Тоника» и ещё один «Урал». И вот совсем недавно купил гитару-арктоп Луначарского завода. Едет ко мне из Нижнего Новгорода.
– Какие из них самые старые? Есть ли любимый?
– Самые старые – «Роден», «Элгава». Ну и Jolana Tornado – на ней ранний серийный номер. Самые любимые – ГДРовские гитары: Musima Elgita, Musima Eterna de Luxe. Из чешских – Tornado.
– Есть ли у вас какая-то определённая направленность коллекции?
– Да, пожалуй, нет. Если гитара нравится – стараюсь приобрести.
– Связана ли ваша работа и ваше увлечение?
– С гитарами приходится иметь дело, так как работаю звукооператором в школе искусств.
– Как домашние относятся к вашей коллекции? Хватает ли места для всего?
– Для меня это больная тема: 20 гитар находятся в квартире, есть трудности с размещением. Не всегда могу встретить поддержку семьи – «не превращай квартиру в музей, храни всё в гараже».
Сам себе реставратор
– Сложно ли реставрировать советские инструменты? Много ли времени и сил уходит на поиск запчастей и комплектующих?
– Сложность реставрации заключается в том, что нужно иметь специальный инструмент – фрезерный станок, электролобзик, циркулярку, шлифовальную машину и т.п. Если гитара досталась в виде одного корпуса, или просто гриф с декой, приходится искать комплектующие и запчасти. Бывает, что гитара по несколько лет лежит без необходимого.
– Стараетесь ли искать исключительно оригинальные запчасти, или допускаете использование новоделов?
– Стараюсь искать оригинальные запчасти, но в качестве временной меры могу поставить новодельные.
– Вы стараетесь доводить инструменты до заводского состояния, или стараетесь получить более «играбельный» инструмент?
– Да, я стараюсь довести инструмент до заводского состояния – со всеми «врождёнными болезнями». Переделать гитару – это всё равно, что взять и переписать заново историю.
– А есть какая-то гитара-мечта – которую очень хочется заиметь в коллекцию, но пока не получается?
– Конечно – это моя первая гитара «Крунк-50».
Источник новости: http://2×2.su/society/article/amurchanin-vosstanavlivaet-elektrogitary-proshlogo-160722.html