Дождливое лето для региона всегда было нормой
Никто и не подозревал после наводнения-2013, что подобная беда повторится так скоро – в 2019-м. Теперь многие задумались: неужели климат меняется, и скоро мы все «поплывём»?
Об этом мы поговорили с заместителем директора Амурского гидрометцентра Еленой Печкиной.
Ни снега, ни морозов
– Елена Александровна, ещё раз: каковы причины паводка-2019? Были ли у него свои особенности?
– В этом году огромное количество осадков выпало, можно сказать, одномоментно. Их принёс циклон, который действовал в Приамурье с 20 по 23 июля. Больше всего осадков выпало в Зее – 141,6 мм менее чем за сутки. Но там паводок быстро купировался: в с. Ивановка Зейского района уровень воды поднялся до опасного, потом она ушла – и всё. Но воды в реке Зее было очень много.
И тут хлынули дожди в Селемджинском районе. Река Нора, о которой обычно никто не помнит, подпёрла Селемджу, на которой также шли дожди – так начался паводок в Норске, Богословке и т. д. В районе Богословки огромная вода из Селемджи встретилась с водой Зеи, и объединённый паводок пошёл вниз по течению. От этого мы имели ситуацию в Мазаново, Малой Сазанке и других сёлах.
Благовещенску, можно сказать, в этом году повезло. Амур успел упасть и, как говорят наши гидрологи, утянул Зею за собой.
– После паводка пошли разговоры, что дождливое лето указывает на изменения в климате. Это правда?
– Это вы мне ответьте. Дождливое лето 1958-го года ни на что не указывало? А 1972-го или 1984-го? Это года сильнейших наводнений. Дождливым было, например, лето 2003-го. Но только из-за того, что в предыдущие годы было очень мало осадков и реки оказались практически пустыми, паводка в 2003-м не произошло. Похожая обстановка была также в 2009-м.
Так что связывать дождливое лето с изменениями климата я бы не стала. За более чем 100 лет наблюдений подобное отмечалось неоднократно.
– То есть ливни летом – это норма?
Наводнение 1963 года. Фото из архивов
– В принципе, да. Вопреки расхожему мнению, климат у нас не резко континентальный – такой он в Якутии, Забайкалье. У нас климат континентальный с муссонными признаками, которые проявляются в наибольшем количестве осадков как раз в июне, июле, августе. Так, в Благовещенске норма для июля – 131 мм, для августа – 125 мм, это два самых дождливых месяца.
– Но в целом климат в регионе всё же меняется?
– Безусловно, ведь климат – это совокупность погод. И самый неизменный параметр – как раз количество осадков. А меняется климат, начиная с температуры. Безусловно, сейчас среднегодовые температуры растут – в основном, за счёт очень тёплых зим. В том же Благовещенске морозы за 40 градусов остались в далёком прошлом. Но с чем это связано, сказать не смогу, я не климатолог. Глобальные изменения климата вне специализации синоптиков Амурского гидрометцентра.
– Может ли климат измениться до того состояния, когда при нём станет невозможно жить?
– Вряд ли. Человек всегда приспосабливался к климату. Есть легенда, что в Древней Греции климат представлялся таким образом: «жарко», «не очень жарко», «очень холодно, жить невозможно». И один грек как-то пробрался на север и увидел светловолосых, голубоглазых людей, живущих там, где, по мнению греков, жить невыносимо. Правда, путешественник, вернувшись, сошёл с ума, потому что ему никто не верил. Но суть в том, что люди живут при самых разных условиях.
Чем опасна «депрессия»?
– К каким особенностям амурского климата нам давно пора привыкнуть? Скажем, людей всегда удивляет малоснежная зима…
– Такие зимы для нас скорее норма. И те, кто этому удивляется, нередко приводят в пример воспоминания из детства. Но нужно понимать, что высота снежного покрова по-разному воспринимается взрослыми и детьми. То, что для ребёнка «по горло», для взрослого – «по колено».
Также давно стоит привыкнуть, что Приамурье – один из лидеров по количеству гроз. А это явление несёт в себе все неприятности: шквалы, ливни, град и т. д. Сейчас же, когда в Благовещенске выпадает сильный дождь, в этом винят космодром или все три амурские ГЭС.
А если мы говорим, что у нас много гроз, то вполне возможны и смерчи – для их возникновения нужен только грозовой очаг. Но увеличение количества смерчей, о котором говорят в последнее время, связано исключительно с большим количеством гаджетов и способностью людей фиксировать смерчи и выкладывать фото и видео в соцсети. Этим же объясняется якобы увеличение количества градов.
– А вот мнение, что вихри и паводки учащаются из-за вырубки лесов в области – тоже миф?
Наводнение 1984 года. Фото из архивов
– Серьёзных исследований по этому поводу мы не проводили, поэтому ничего не могу утверждать. Но, на мой взгляд, вырубка лесов и паводки не могут быть взаимосвязаны. Вот ветер – да. Хотя здесь стоит говорить, скорее, не о вырубке лесов, а о пожарах, особенно на юге ДФО. Известно, что в прошлом леса высаживали для ажурной защиты от ветров и пыльных бурь.
И также неоспоримым фактом является то, что раньше пыльные бури из Китая не заходили так далеко на север, как в наши дни. Это можно связать с исчезновением лесов.
– В общем, к тем же паводкам тоже нужно привыкать?
– Есть понятие «дальневосточная депрессия». Проще говоря, это поле низкого давления, через которое проходят небольшие циклоны. Это вполне естественно для нашего амурского лета.
Но есть нюансы: климат на Дальнем Востоке меняется от сезона к сезону четырьмя процессами. Зимой над территорией материка стоит огромный Сибирский антициклон, который формирует погоду на Дальнем Востоке. В этот момент в океане расположено поле низкого давления – алеутский минимум. Именно так развивается зимний муссон: материк промерзает, температура в океане оказывается выше, ветры дуют с суши на море.
Летом другая история. На материке стоит Южно-Азиатский циклон, в океане – Гавайский антициклон, и ветра дуют с моря в сторону материка. И если центр Гавайского антициклона находится очень близко к берегу, то поле низкого давления «запирается» на материке. В результате циклоны не могут уйти в океан, висят над нами и не умирают, пока полностью не прольются дождями. И это самое страшное для нас положение «дальневосточной депрессии», которое мы и наблюдали в этом году.
Нужно понимать, что так ведёт себя погода. Другое дело – её катастрофические последствия. Одна из наших задач заключается в прогнозировании уровня воды в реках. Но из-за того, что мы не знаем, что и как строится в различных районах, нам и непонятно, что в этих районах будет происходить. Например, в этом году при строительстве пару рек просто засыпали. И теперь мы не можем прогнозировать по речке Голубой, за которой до этого наблюдали 74 года.
Климат от и до
– После прошедшего паводка губернатор говорил о необходимости научных исследований климата. Сколько времени это может занять?
– Изучать климат можно только одним способом – собирать и изучать данные. Регулярные наблюдения в Благовещенске ведутся уже более 140 лет. А по факту за климатом в Приамурье наблюдают ещё с 1857 г.
Амурский климат очень хорошо изучен. Именно поэтому я имею сейчас право говорить о том, что для нас характерны малоснежные зимы, что у нас один из самых грозоопасных регионов. Другое дело, что нельзя путать изучение климата с долгосрочным прогнозированием. Вам точно никто не скажет, что, например, следующим летом на этой территории гарантированно выпадет 400 мм осадков. И если у нас нет точного долгосрочного прогнозирования осадков, то не может быть и точного долгосрочного прогнозирования паводков.
– Тем не менее, определёнными долгосрочными прогнозами занимаются в Хабаровске. Имеет ли смысл вводить подобные исследования в Приамурье?
– На мой взгляд, смысла нет, раз уж ими занимаются хабаровчане. Кроме того, когда люди говорят о долгосрочном прогнозе, они представляют его как прогноз на сайтах: даты и информация на каждый день. Официальный долгосрочный прогноз – усреднённый. В нём говорится, что по северу в среднем ожидаются такие-то температуры, что выше или ниже нормы на столько-то. Конечно, он необходим, потому что позволяет хоть как-то ориентироваться. Но по факту в долгосрочном прогнозе может говориться, что в такой-то месяц ожидаются осадки в рамках нормы, а в реальности вся эта норма может вылиться за один день.
Источник новости: http://2×2.su/society/article/sinoptiki-klimat-menyaetsya-no-livni-v-priamure-by-160376.html