Спектакли для детей должны быть добрыми

В июне главный режиссер-постановщик Амурского областного театра кукол, заслуженный артист РФ Петр Козец отметил 65-летний юбилей

– Мы идем в кукольный театр! – скажете вы однажды своему ребенку и покажете билеты. И вот вы уже вместе с нетерпением ждете встречи со сказкой. Это волшебство детям и взрослым дарят артисты единственного в Приамурье театра кукол. Среди них и главный режиссер-постановщик Петр Козец, который 24 июня отметил свой 65-летний юбилей.

 «Так сошлись звезды»

Интересно, что в этом году не только Петр Александрович празднует свой юбилей, но и театр кукол 25 июля отметит 55 лет со дня создания. Однако коллектив днем рождения театра считает 15 декабря – день, когда он принял первых зрителей. Основателем и главным режиссёром стал Семён Иосифович Богорад. А одними из первых постановок были «Капризка», «Вредный витамин», «Веселые медвежата».

Сам же Петр Александрович пришел в Амурский театр кукол более 30 лет назад, и сразу главным режиссером. До этого, после института искусств и культуры в Улан-Удэ, он уже успел отслужить в армии, поработать в театрах Бурятии, Ростова-на-Дону и на своей родине, в Иркутске. Именно там он в 24 года стал главным режиссером. Только представьте, что значило в Советском Союзе получить такую должность в столь юном возрасте!

– Я никогда не рвался к карьерным высотам, но так сошлись звезды, – говорит Петр Александрович. – Позже из Иркутска нелегкая занесла меня в Грозный, в Чечено-Ингушскую АССР. Это была очень красивая, но вместе с тем сложная республика. Город великолепный, люди великолепные, театр кукол громадный! Там я проработал полтора сезона, но в итоге жизнь привела меня в Приамурье.

В то время у театра не было собственного здания, был арендован лекционный зал в областной филармонии (где ныне и есть Театр кукол) и несколько помещений для администрации, артистов и бутафоров. Но самое главное – не было профессиональной труппы, художников, цехов. Собирал коллектив профессионалов директор Виктор Владимирович Шутов, он отдал театру более 30 лет. И только в 1991 году здание полностью перешло кукольному театру. Своими силами его переоборудовали, как могли. Но позже повезло – его включили в госпрограмму, и в 2011 году реконструированный театр, оснащенный самой современной аппаратурой, вновь распахнул свои двери. Это стало настоящим праздником и для коллектива, и для зрителей.  В первые полтора года после ремонта здесь прошло аж десять премьерных спектаклей!

«В театре должно быть место эксперименту»

Менялся сам театр, профессионально росли артисты: Лариса Шаймуллина, Ирина Герасименко, Ольга Долгая, Татьяна Николаева, Олег Николаев, актерский лидер Сергей Елизов. Менялся и репертуар: стали появляться постановки и для детей, и для молодежи. За плечами и самый массовый спектакль «Золушка», и первый теневой спектакль «Сказки феи». Одно время здесь ставили спектакли без кукол – «Все мальчишки дураки», «Черно-белые метаморфозы». Впервые появилось даже кукольно-пародийное шоу для взрослых «Варьете «Люкс», придумал и поставил которое заслуженный артист РФ Сергей Елизов.

– Здесь, в рамках театра кукол, такие постановки были аховым событием, но для нас это классика! Конечно, в театре должно быть место эксперименту, чтобы он вызывал отклик у людей. Даже детские спектакли – это не обязательно ширма и кукла. Недаром я всегда говорю, что наши артисты могут всё: и спеть, как в спектакле «Ханума», и сплясать, как в спектакле «Мцыри», премьера которого ожидается в следующем сезоне. Могут оживить любой предмет, подобно скрипачу – как инструмент оживает в руках музыканта, так происходит и у нас на сцене. Нашим артистам не зазорно сыграть любую роль, даже левое копыто лошади, – улыбается Петр Козец. – Просто у нас это еще называется – взаимопомощь. Только с виду может показаться, что куклу водить по сцене – проще простого. В спектакле «Disclaimer по Оруэллу», например, громадной куклой ростом под 180 см управляют три человека! Аналогично и с некоторыми теневыми куклами, да даже с марионетками – они вроде бы и маленькие, а управляют ими по 2-3 актера.

Кто-то думает, что мы одну и ту же куклу переодеваем в зависимости от ее роли. Ничего подобного! Для каждой постановки изготавливается своя кукла, свое оформление, пишется своя музыка. Вот так живет закулисье!

– Вообще у нас принято считать, что театр кукол – для детей, но на самом деле это не так. Мы не отказываемся работать с детьми, потому что это тот самый зритель, который придет к нам, будучи взрослым. Не будет воспитанного ребенка – не будет театра вообще, потому что только в детском театре дети наглядно видят, что такое хорошо, а что такое плохо, где правда, а где ложь. Театр – это же увеличительное стекло. Еще Н. В. Гоголь говорил, что «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», – объясняет главный режиссер-постановщик. – Мы специально делаем вечерние просмотры для детей и их родителей, чтобы после спектакля им было о чем поговорить, что обсудить. 

Вся основа идет на хорошей драматургии, на хорошей литературе. Есть у нас литературно-музыкальная композиция в постановке Сергея Бондарева «Сороковые роковые», в которой принимают участие актеры театра кукол и студенты Амурского колледжа культуры и искусств. Зрители-подростки смотрели спектакль на одном дыхании, а в конце одним махом, без всяких подсказок, встали со своих мест, понимая, что идет минута молчания. Наверное, это дорогого стоит… Или «Disclaimer по Оруэллу» – спектакль по мотивам сатирической повести-притчи, изданной в 1945 году, а людей до сих пор цепляет. Я верю в будущее театра, без театра не будет личности. Мы работаем с людьми, чтобы они были честнее, умнее, порядочнее. Чтобы знали: все заповеди – не на бумаге, они внутри.

 

«Здесь сидели ваши бабушки и дедушки»

Иногда перед спектаклем Петр Козец лично общается с аудиторией, и признается, что очень приятно видеть в зале знакомые лица – тех, кто постоянно приходит в кукольный театр.

– Иногда я рассказываю юным зрителям, как давным-давно, 55 лет тому назад, здесь – не в этих креслах, но в этом здании – сидели их бабушки и дедушки. И так у детей сразу глазки загораются! Бывает, мамы и папы вспоминают, как сами смотрели здесь спектакли, будучи еще детьми. Кстати, с тех пор у нас остался лишь один спектакль-долгожитель «По щучьему велению», только актерский состав немного изменился: остались Сергей Елизов и Татьяна Николаева – первые исполнители, ныне заслуженные артисты России. Конечно, приятно, когда меня узнают зрители, хотя мне всегда хочется, чтобы узнавали больше наших артистов – они достойны этого. Иногда, бывает, даже взгрустнется: смотришь, зрители радуются, аплодируют, и всё! А в театре драмы актерам цветы дарят… У нас же это, к сожалению, большая редкость. Вроде бы мелочь, а знаете, как людям бывает приятно!

«Одного «ненормального» на семью хватит»

Интересно, что из всей большой семьи по стопам Петра Александровича никто не пошел. Трое детей выбрали совсем другие профессии, не связанные с театром. Но сейчас в театр кукол в качестве зрителя приходят двое его любимых внуков – Иван и Кирилл, в которых счастливый дедушка души не чает.

Кстати, когда в семье больше одного актера – это очень сложно. Именно поэтому супруга заслуженного артиста РФ Татьяна Борисовна, тоже начинавшая свою профессиональную деятельность на театральной сцене, решилась на кардинальные перемены.

– Когда я в Бурятии пришел в театр, она уже там работала, но, когда мы уже заключили брак и я стал главным режиссером, мы приняли решение, что одного «ненормального» на семью хватит, два – это много. Супруга ушла из профессии и получила медицинское образование, всю оставшуюся жизнь она проработала врачом. К сожалению, недавно ее не стало. С этой потерей я не могу смириться до сих пор и вряд ли когда-то смирюсь…

За годы работы в Амурском театре кукол он обзавелся еще одной семьей – театральной, в кругу которой принято делить и горести, и радости.

– Помню, однажды, в мой день рождения, в семь часов утра под моими окнами коллеги растянули транспаранты с поздравлениями – вот уж умеют удивить! Вообще меня окружают добрые люди. Главное – не быть для кого-то обузой и всегда соответствовать времени. А время сейчас жесткое, и надо уметь меняться. Не стоит брюзжать, что «в наше время сахар был слаще»…Это жизнь! И есть такая хорошая поговорка: уступи место завтрашнему дню. Я всегда про это помню.

Впереди – новое волшебство

Заглядывая в недалекое будущее, Петр Козец признается, что планы на предстоящий сезон у Театра кукол есть, и немаленькие.

– Осенью у нас будут большие гастроли: 11 сентября отправляемся в Белгород с четырьмя спектаклями. А в конце сентября – поездка по всему Приамурью. К открытию очередного сезона режиссёр Алексей Смирнов (постановщик «Оскара и Розовой дамы», «Цирка Шардам», «Disclaimer по Оруэллу») готовит детский спектакль «Картонное сердце». Также будут две новые постановки – «Мцыри» и «Маленький принц». Есть и другие задумки, ведутся переговоры, но для всего нужен и исполнитель, и художник, и режиссёр – чтобы звёзды сошлись.

Спектакли для детей должны быть добрымиСпектакли для детей должны быть добрымиСпектакли для детей должны быть добрымиСпектакли для детей должны быть добрымиСпектакли для детей должны быть добрыми

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/spektakli-dlya-detey-dolzhny-byt-dobrymi-156693.html