А в России бомжи перестали собирать банки из-под пива
В свете недавней мусорной реформы всевозможных разговоров об отходах (бытовых и не только) нынче хватает. Обсуждают и амурчане: сколько платить за вывоз, кто в ответе за утилизацию, как держать улицы в чистоте и т. д.
Некоторыми своими наблюдениями поделился амурский дворник и писатель, лауреат премии в области литературы и искусства в Амурской области по итогам 2018 г. Евгений Гончаров в своём сборнике прозы «Злой» дворник. Чистая правда о грязной работе», изданной ещё в 2016 г.
Не король мусора
– Ежедневно я собираю в контейнеры много мусора, вполне пригодного для переработки – картонные коробки и упаковочный пенопласт, стеклянные и ПЭТ-бутылки, старую мебель и санфаянс. Потом всё это опрокидывается в кузова автомобилей-мусорщиков и вывозится в пригород на свалку.
Видя, сколько пропадает добра, я как-то решил попробовать превращать чьи-то отходы в свои доходы: пошёл по городу в поисках пунктов по приёму утильсырья. Докладываю результаты: макулатуру в Благовещенске принимают по 25 копеек за кило, металлолом – по 3,5 рубля, стеклянные бутылки 0,5 л – по 1 рублю за штуку, кирпичи б/у – по 3 рубля. ПЭТ-бутылки, пенопласт, древесную щепу и автопокрышки не принимают нигде. Что-то странное происходит с ценами на алюминий. Недавно бомжи собирали подчистую банки из-под пива, а теперь этих банок в контейнерах полно.
В общем, «мусорного короля» из меня не вышло. Это сколько картона надо собрать, чтобы получилось 100 кг, и в итоге получить за это на пункте приёма 25 рублей (цена проезда на гортранспорте в Благовещенске – Ред.)!
Фото ИД “Дважды два”
В СССР стеклотару за её высокую цену называли «пушниной». Сегодня она обесценилась – проще выбросить, чем сдать. И невостребованное вторсырьё валяется где попало, захламляя города.
Излагаю свою идею по борьбе с мусором. Когда-то давно по городам разъезжали автомобили-шиньоны с надписью «Сбор вторсырья». Заготовители брали всё: старые валенки, порванные телогрейки, прохудившиеся кастрюли, исписанные школьные тетради. А взамен людям – жестяные крышки для консервирования – большой дефицит тогда, а значит, стимул для сдачи бытового хлама. Сейчас товарного дефицита нет, и стимулом для населения могут стать живые деньги. То есть приёмная цена вторсырья должна быть выше его фактической стоимости за счёт госдотаций приёмных пунктам. Только так можно заинтересовать россиян в сборе и сдаче на переработку бытовых отходов – до тряпочки, до стёклышка, до бумажки.
Дед на «тук-тук»
На первом этаже высотного дома, где я останавливался в Пекине у друзей, жил весьма колоритный дед – говорят, абориген: на этом месте до начала строительства была его фанза. У деда трёхколёсный мопед «тук-тук». Его общественная профессия – мусорщик.
На каждый подъезд дома – по 3 небольших контейнера для сбора мусора: пластиковые, с крышками, открывающимися педалями. Замечу, в России такие контейнеры невозможны – их очень скоро сожгут…Любой пакет в контейнере дед тщательно исследует (кстати, контейнерные площадки – не помойки, чисто и без запаха, мух нет). В первую очередь выбираются алюминиевые банки и пластиковые бутылки, потом картон, бумага. Не упускаются из внимания разбитый фаянсовый унитаз, осколки стекла и прочие твёрдые предметы. Набрав достаточно, дед загружает кузов «тук-тука» и едет на пункт приёма.
В итоге непрерывной работы этого «санитара двора» бытовых отходов в контейнерах остаётся всего ничего, их забирает в ящик своего трёхколёсного велосипеда ещё один мусорщик – из сортировочного цеха. Такие цеха размером с гаражный бокс для большегрузного самосвала расположены приблизительно по километру друга от друга, покрывая сетью весь город. Поступивший мусор ещё раз проверяется на наличие железа: его рассыпают тонким слоем по стальному столу, и всё металлическое, до канцелярской скрепки, прилипает к намагниченной поверхности. Потом мусор просеивается через механическое сито, на решётке которого остаётся битое стекло, бумажки, тряпки и прочее. Полученное утильсырьё ещё раз сортируется вручную. А то, что в поддоне под ситом, прессуется в брикеты, которые вывозят на полигоны для приготовления компоста. В итоге из кубометра мусора на свалку везут не более 10 кг. Кстати, едешь мимо китайской свалки – над ней нет дыма – гореть уже нечему.
Вообще отношение к мусору в Китае серьёзное. Здесь бытует выражение: «Мусор – это ценный ресурс, находящийся не на своём месте».
Для кого-то мусор – источник существования: множество китайцев ездят по городам на грузовых велосипедах, выискивая утильсырьё. Элита среди них – те, кто собирает металлолом. В наш двор время от времени приезжал сборщик, покупавший у жильцов и старый радиатор отопления, и сломанную стиральную машину, и прочее. Как-то я видел этого сборщика возле въезда на соседнюю стройку. Двое рабочих с натугой вытащили для него списанный кондиционер – надо было видеть довольное лицо «металлиста».
Солидно работают утильщики, обслуживающие магазины и торговые центры – упаковочный картон увозят пачками толщиной до 1,5 м.
Самая низшая каста мусорщиков – сборщики алюминиевых пивных банок и пластиковых бутылок из-под воды. Китайцы привыкли бросать порожнюю тару где попало, зная, что её чуть ли не влёт подхватят сборщики. Особенно много таких сборщиков бродит по площади Тяньаньмэнь в Пекине. Ежедневно тысячи туристов, утолив жажду, выбрасывают здесь банки и бутылки. Самый сезон для мусорщиков площади – знойное пекинское лето с жарой за 40 градусов. В подземном переходе можно увидеть нищих, собирающих подаяние не деньгами, а бутылками и банками.
Скриншот видео
Отдельная категория мусора в Китае – одноразовые деревянные палочки для еды. Можно представить огромные объёмы этих заготовок, учитывая, что китайцев, по неофициальными данным, до 1,5 млрд человек. Палочки перерабатывают на туалетную бумагу.
Оборотной тарой являются пивные бутылки ёмкостью 0,65 л и бутылки с широким горлышком 0,25 л из-под китайского кефира. Пункты их приёма – во всех продуктовых магазинах. Выбросить стеклотару в Китае – расточительство. Сдать в магазин бутылки здесь никому не зазорно. На китайском пляже вы не порежете ногу бутылочными осколком.
Домохозяйки продают сборщикам тару из-под растительного масла, которое в больших количествах применяется в китайской кухне.
Китайцы сдают даже совсем бесполезный мусор, вроде старой штукатурки. Конечно, за 1 кг такого вторсырья платят всего несколько китайских копеек, но материальный стимул для сбора всё же есть.
Китайская промышленность отделочных стройматериалов и производство упаковки почти полностью работают на утильсырьё.
Китайцы без сожаления выбрасывают слегка подгнившие овощи и фрукты. Порции китайской кухни огромны – выход блюд до 500 гр. Посетители ресторанов не съедают и половины из заказанной, особенно если банкет за счёт принимающей стороны.
Пищевые отходы – отдельный бизнес. В тележки с 200-литровыми стальными бочками, приспособленными для кухонных помоев, как правило, запряжены ослики.
В Китае самое употребляемое мясо – свинина, и круговорот «объедки свиных блюд – свиноферма – блюда из свинины» не прекращается.
По столице КНР можно ходить целый день в открытой обуви и белых носках и ничуть не запачкаться. Стерильность тротуаров обеспечивают сотни «фей» в соломенных шляпах конусом, с марлевыми повязками на лице и в оранжевых комбинезонах с плотно застёгнутыми манжетами на щиколотках и запястьях. Они метут и собирают мусор в ящики трёхколёсных велосипедов.
На улицах Пекина великое множество спецуборочной техники, которая вращается, трёт и моет проезжую часть до чистоты, принятой в квартире.
Не утверждаю, что все китайские города блещут чистотой. Многое, конечно, зависит и от внимания, уделяемого властями чистоте…
Пекинский дед-мусорщик, за работой которого я наблюдал несколько лет назад, говорят, ушёл к праотцам. Но после, я увидел, на его посту самоотверженно трудился последователь деда. Наверное, это и есть самое важное в любом деле – самоотверженный последователь.
Кстати
– Готовил я на заказ путеводитель по Гонконгу, и вот что нашёл: в этой стране за брошенный мимо урны окурок штрафуют на 1500 гонконгских долларов, – добавил Евгений Гончаров. – Столько же – за выгул собак и объявление в неположенном месте. Я спокойно убираю снег, листву, голубиный помёт – всё это от природы, на которую незачем обижаться. Но меня уже достали окурки, собачье дерьмо и объявления на подъездах – результат человеческого разгильдяйства. Посмотрел курсы валют (по последним данным, 1500 гонконгских долларов – более 12 тысяч рублей. – Ред.) – знатный штраф. Хочу дворником в Гонконг!
Источник новости: http://2×2.su/society/article/sdayut-dazhe-palochki-dlya-edy-kak-kitaycy-nazhiva-156189.html