Не культура, а базар: почему у амурского искусства сейчас нелегкие времена?

Искусство в области не ценят

«Мы не ценим свою культуру, искусство, даже историю!» – уверен амурский художник Евгений Зверев. По его мнению, в этом кроется причина того, что выставочного зала в области нет, а молодые таланты все чаще уезжают из Приамурья.

Мультики не пошли

– В 2012 г. вы с подачи минкультуры области и при поддержке «Союзмультфильма» создали детскую студию анимации «Фабрика простого волшебства». Но через год она закрылась. Почему?

– В самом начале в министерстве дали 300 тысяч рублей на закупку оборудования. Этого хватило на несколько компьютеров и столов для песчаной анимации. На этом финансирование закончилось. «Союзмультфильм» помогал только учебными материалами. Еще я год просил дирекцию Амурского областного дома народного творчества, при котором создавалась студия, чтобы они подали документы на регистрацию. Вопрос этот встал, когда я послал работы на фестиваль в Красноярск. Мне говорят: «Приезжайте!» – а без документов никак. Так мы и не поехали.

Позже, когда уже закрыли студию, мне предлагали написать грант, но это не решение проблемы. Даже если мы его и выиграем, это разовое вливание средств – по сути то, что и было в первый раз. А нужна систематическая поддержка как минимум первые три года, а не так, что дали деньги на оборудование и через месяц ждут полной окупаемости проекта.

– Но у детей был интерес к анимации?

– Конечно. К примеру, был мальчик – сам живет в районе Тайваня, а приезжал в центр города заниматься, его оторвать было невозможно. Другого мальчугана отец все пытался на карате записать, а он втихую бегал к нам рисовать. Одна женщина говорила: «Да ради этого я ребенка, может, даже из художественной школы заберу». Родители и дети видели результат, их это вдохновляло.

– А сейчас возможно подобную студию открыть?

– Без господдержки вряд ли. Вот математический расклад: аренда достойного помещения сейчас – от 25 до 50 тысяч рублей, ежемесячная зарплата – минимум 20 тысяч, причем преподавателей должно быть хотя бы двое. Итого ежемесячный необходимый минимум – около 100 тысяч рублей. И это без налогов, всевозможных отчислений, закупа краски…

Мы пытались искать спонсоров, но если раньше спонсорская помощь не облагалась налогами, то теперь – будьте любезны. Ну и кого это заинтересует?

– Подобная проблема характерна только для анимации или для искусства вообще?

– К сожалению, такое у всех: у музыкантов, литераторов, артистов. Конечно, у каждого направления культуры свои особенности в потребностях, но смысл один – культуре жизненно необходимы господдержка и внимание. Во все времена культура была дотационной отраслью государства. И это я не о педагогах и учебных заведениях, а о художниках, музыкантах, писателях.

Чему толпа научит?

– На I Амурском форуме художников как раз поднималась тема о господдержке…

– У нас выставочный зал отобрали – о чем еще говорить? Да, спасибо музею за приют. Но все же краеведческий музей не предусмотрен для художественных выставок, даже элементарно в плане освещения полотен. Сейчас художникам обещают журавля в небе: построить «Золотую милю» и там что-нибудь выделить, но строительство занимает годы – когда это будет? А тем временем здание выставочного зала приходит в упадок. Почему надо ждать годы вместо того, чтобы просто привести в порядок то, что уже есть?

У всей культуры сейчас нелегкие времена, но это не повод превращать соответствующее министерство в статистический отдел. Уровень культурных мероприятий упал – все сплошь для галочек. У нас почему-то думают, что вся культура где-то там, в Москве. Оттуда привозят артистов на «Амурскую осень», хорошо платят за участие в Российско-китайской ярмарке культуры и искусств, там заказывают что-то для набережной. А мы за свой счет выставки организуем и на фестивали ездим. И другое дело в Китае, где и помещение достойное выделят, и даже температуру соответствующую поддерживать будут. Они знают этому цену, а мы не ценим свою культуру, искусство, даже свою историю!

Вот и правительство сейчас борется за то, чтобы люди оставались на Дальнем Востоке, а для этого прежде всего надо воспитывать патриотизм. А как это возможно без культурной составляющей? И в первую очередь местной, родной и понятной.

Необходимо и грамотное взаимодействие культуры и туризма. Помню, мне говорили представители турсферы Китая: «Благовещенск не рассматривается как центр туризма – здесь нечего смотреть, кроме музея». Нам нужны новые туробъекты – скажем, памятник зодчеству под открытым небом, как в Иркутске, – целая деревня! Но у нас эвенкийская деревня за 800 км от Благовещенска, туда никто не ездит.

– Так проблема все-таки во всеобщем бескультурье?

– У нас перестали культурно воспитывать детей. В школе они практически не ездят в музеи, на какие-либо выставки – опять же некуда. В основном, все ходят на общественные мероприятия, но это не культура, а базар. Чему толпа научит?

Еще плохо, что мы не можем нигде высказаться, о нас мало информируют. О культурных мероприятиях пишут только заметки. Прошу журналистов: «Снимите, как мы картины развешиваем перед выставкой, возьмете интервью – целый репортаж получится». А потом выходит только один анонс. И ради чего все было?

Я как-то читал заметку об одной выставке, а там в комментариях: «Ого, у нас художники еще живые есть». Выходит, конец СССР – конец и культуре, хотя ее сейчас пытаются возродить. У нас как: президент спортом занимается – все занимаются. Сейчас он обратился к культуре, но культура – не спорт. По мановению волшебной палочки культурное воспитание на нужный уровень не выйдет, в это нужно планомерно вкладываться. Поэтому нечего удивляться, что, например, молодые художники переезжают в центральную часть России раскрывать свой потенциал.

– Уезжать – единственный выход?

– Да, если никаких изменений не будет. Хотя сейчас не важно, где ты живешь, – важно, как тебя там воспринимают. Выставляться можно в разных городах, но если в родном тебя не знают, то фактически тебя тут и нет. Понятно, что всем нужен готовый талант, но его все-таки воспитывать надо, дать ему подняться, поддерживать. А что на самом деле: приехал, допустим, молодой художник из Владивостока. Устроиться он может только учителем в художественную школу, просто школу или студию. Зарплата низкая, а за жилье плати, семью содержи. В школе он – целый день, плюс подработки где-то приходится брать. Времени на творчество – ноль.

Бывает, стоишь возле холста и думаешь: «Для кого это?» А художник живет ради зрителя, как и артист. Вот самая главная оценка и энергетическая подпитка. Работа художника будет приносить радость тогда, когда есть кому и где показать результаты этой работы.

 

Источник новости: http://2×2.su/culture/article/ne-kultura-a-bazar-pochemu-u-amurskogo-iskusstva-s-152369.html