Запахло жареным: как в Новый год уберечь свой бизнес от пожара

Не так страшен штраф, как урон от огня, или, что еще страшней – гибель людей

Как не нарваться на крупные штрафы, какие новшества появились в требованиях к противопожарной безопасности и кто поможет разобраться с кипой бумаг, если ты в этом деле не профессионал, – об этом и не только мы поговорили с руководителем Агентства частной пожарной экспертизы Александром Федоровым.

 «Бумажная» сторона вопроса

– Александр Николаевич, законодательство в сфере пожарной безопасности, как, пожалуй, и во многих других областях, сегодня меняется так стремительно, что голова идет кругом! Какие перемены, на ваш взгляд, наиболее сильно затрагивают бизнес?

После поручения Президента Федеральному Собранию для защиты предпринимательства все проверки перевели в несколько иное русло – по степени важности и опасности объектов, определили для каждого свои критерии и ввели специальные чек-листы, по которым оценивается состояние объекта и степень его соответствия действующему законодательству.  Соответственно от важности объекта защиты зависит и частота плановых проверок этих объектов, что для объектов предпринимательства имеет немаловажный аспект, ибо пожарный инспектор обычно всегда найдет основание для привлечения к ответственности за нарушения, а это лишние затраты, не способствующие  развитию какого-либо бизнеса. 

В чек-листах для каждой категории зданий – производственные ли это, для проживания людей, для обучения, для оказания услуг и т. д. – свой перечень вопросов. Применение опросных листов стало обязательным условием для инспектора при проверке объекта. По такому чек-листу собственник также может и сам себя проверить, хотя для человека, который в этой области не работал, сделать это не так-то просто: к примеру, вопросы для производственных зданий размещены на 34 листах формата А4!

Как я говорил, периодичность плановых проверок устанавливается от степени важности и опасности в области пожарной безопасности:

– для категории высокого риска – один раз в 3 года;

– для категории значительного риска – один раз в 4 года;

– для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 7 лет;

– для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Какой объект к какой категории риска относится, определяет руководитель надзорного органа территории на основании определенных критериев, описанных в нормативно-правовых документах. 

– Если я не ошибаюсь, теперь даже число огнетушителей рассчитывается иначе?

– Действительно, требования к первичным средствам пожаротушения несколько тоже поменялись. Раньше их количество рассчитывали исходя из площади помещения, сейчас нормативы по типу огнетушителей установлены в зависимости от класса пожара, который, теоретически, и законодатель его определил, может возникнуть на объекте защиты, исходя из его функционального назначения. Учитывается также возможность огнетушителя по тушению модельного очага пожара. На каждом огнетушителе, правда, указано, для тушения какого класса пожара он предназначен и какой модельный очаг пожара он в состоянии потушить.

Самые сложные расчеты делаются для производственных помещений – дополнительно необходимо учитывать категорию производства по взрывопожарной  и пожарной опасности.  Если категория не определена, ее определяют по соответствующим методикам расчетным способом.

Для определения числа огнетушителей учитывают также места возможного пожара  и параметры расположения в здании, помещении. На основании этих основных данных рассчитывается количество и вид огнетушителей.

Поэтому соблюсти все условия по обеспечению огнетушителям без специальных знаний и навыков достаточно сложно.  

Изменились требования к обеспечению мест временного проведения огневых работ (места, где случилась авария либо плановые работы на каком-либо этаже здания, в помещении общественного здания, производственного и т. д.).  Здесь предусматривается передвижной пожарный щит с набором пожарного оборудования и инвентаря.

– А какие документы должны быть на руках у индивидуального предпринимателя при проверке противопожарной службой?

– Список документов, которые должны быть в наличии, обширен, перечислить все можно, но будет очень много. Но наиболее востребованные проверкой документы – это приказы руководителя о создании системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе о строгом соблюдении противопожарного режима, об отключении оборудования в конце рабочего дня, об установлении мест для курения, приказ о периодичности прохождения работниками противопожарного инструктажа, журналы учета инструктажей и первичных средств пожаротушения, планы эвакуации и тому подобное.  

В здании инспекция обязательно проверяет:      

  • соответствие плана эвакуации реальной конфигурации здания;
  • наличие, расположение и доступность основных эвакуационных и аварийных выходов;
  • материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;    
  • состояние системы оповещения о пожаре, если таковое предусмотрено.

Если Госпожнадзор выявляет недочеты, собственник должен их самостоятельно устранить. Каким образом? Можно обратиться за письменной консультацией к госинспектору, но, чтобы не терять время и не вникать во все тонкости законодательства, многие обращаются в частные агентства.

– Наверное, сложнее всего приходится тому, кто впервые открывает ИП…

– Здесь самое главное – правильно разработать изначальный пакет документов (план эвакуации, первичные средства защиты, запасные выходы и так далее). И я всегда говорю: открывая свое дело и выбирая помещение, просто проконсультируйтесь со специалистом, подходит ли оно по всем параметрам для вашего будущего бизнеса, посоветуйтесь, можно ли что-то перестраивать внутри. Примеров таких ошибок из практики могу привести очень много. Одному предпринимателю помешали металлические короба на цокольном этаже, он их самостоятельно демонтировал, а оказалось, что это была система противодымной защиты. То есть он лишил всех людей, кто находится в здании, безопасности только лишь потому, что они ему мешали. Многие ошибки проще предотвратить, чем потом исправлять.

Нарушение и наказание

– На какой максимальный штраф сегодня может напороться несознательный предприниматель?

– Хочу сказать, что не всегда штрафные санкции грозят злостным нарушителям. Порой человек нарушает законодательство элементарно от незнания, от того, что он просто в этой области не профессионал и не может все учесть и просчитать вперед.

К сожалению, сегодня предпринимателя можно оштрафовать практически за все. Если раньше статьей 20.4 КоАП была предусмотрена ответственность в виде штрафа за нарушение правил пожарной безопасности, то сейчас внесли изменения, и штрафы грозят за нарушение требований к пожарной безопасности. А под требования подпадает практически все: соблюдение технических регламентов, ГОСТов,  сводов правил, правил, утвержденных территориями … А если проверяющий видит угрозу для жизни и здоровья людей, он вправе приостановить деятельность организации на срок до 90 суток.

Для простых граждан за нарушение требований к пожарной безопасности предусмотрен самый маленький штраф – от 2 до 3 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю грозит от 20 до 30 тысяч рублей, юридическим лицам – 150-200 тысяч. Эти нормы удваиваются, если правонарушения были совершены в период особого (усиленного) противопожарного режима, объявленного на территории какого-либо населенного пункта, поселения.

Самые большие штрафы грозят в том случае, если пожар на объекте  все-таки произошел и в результате пожара уничтожено или повреждено чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека – для должностных лиц (ИП тоже подходит) предусмотрен штраф 40-50 тыс. рублей, для организаций (юридических лиц)  – 350-400 тысяч рублей. Если в результате пожара причинен  тяжкий вред здоровью человека или наступила его смерть – штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток!

Это солидные наказания, пожалуй, есть о чем задуматься.  И как говориться на языке пожарных: «Пожар легче предупредить, чем потушить», и я бы еще добавил: «…, а потом восстановить, да еще минимум так, как было».

– Не за горами Новый год, в торговые центры хлынет народ в поисках подарков, отдыхающими наполнятся кафе и рестораны… Что нужно учесть владельцам этих заведений, чтобы праздник не обернулся трагедией?

– К организации подобных мероприятий, так называемых с массовым пребыванием людей, всегда нужно относиться особенно осторожно и ответственно. Какие чаще всего мы видим нарушения? Если есть в кафе или ресторане запасной выход, то, как правило, он закрыт надежно, чтобы  кто-то просто так «не просочился» в заведение,  либо заставлен каким-то оборудованием или расходным инвентарем,  к выходу трудно пробраться, а если еще в суматохе (панике) – это место гибели людей.

Порой руководитель допускает такую ошибку не по незнанию, а для того, чтобы себя обезопасить – чтобы не провели посторонних или не похитили что-то из имущества кафе. Конечно, так он бережет свое имущество, но при этом подвергает опасности отдыхающих людей. Но никакое имущество не имеет цены человеческой жизни. И чтобы потом не было больно и обидно за то, что люди пострадали, потому что у тебя была плохая пожарная безопасность, нужно заранее все проверить и подготовить. Определить ответственных за проведение, дополнительно провести с ними занятия или обучение действиям при проведении мероприятий с массовым  пребыванием людей, а также действиям в случае возникновения пожара. Привести в пригодное состояние средства пожаротушения, отладить средства связи и оповещения о пожаре, а также электропроводку, различные электроприборы.  Четко определиться с режимом курения, в том числе с учетом требований, предъявляемых законом «О курении» в Российской Федерации.  

Особенно важно соблюдать все требования пожарной безопасности при проведении праздничных мероприятий с участием детей. Взрослые еще как-то могут себя вести в каких-то чрезвычайных ситуациях, имеют определенный жизненный опыт, дети этого не имеют и всецело доверяются взрослым – папам, мамам, бабушкам и т. п., следовательно, они за них в ответе, обязаны соблюдать все!

Важно знать

Минимум – штраф, максимум – трагедия

При строительстве и эксплуатации объекта любого типа не стоит игнорировать требования противопожарной безопасности (ПБ), которые сформулированы в нормативно-правовых актах, нормативных документах либо проектной документации. Иначе это чревато как минимум штрафом, как максимум – настоящей трагедией, связанной с нанесением вреда здоровью людей, угрозе их жизни и уничтожением имущества.

Зачем нужна независимая экспертиза? Она позволяет выяснить, насколько объект соответствует требованиям ПБ. Специалист выявляет уровень риска, степень соответствия установленным требованиям, осуществляет анализ строительных конструкций здания, оценивает работу противопожарных систем, состояние эвакуационных путей и их доступность. То есть оценивает фактическое состояние объекта, подсказывает, что нужно исправить и привести в соответствие с действующим законодательством, каким более доступным способом и очередностью. А уже на основании всех выводов собственник самостоятельно принимает решение, как ему лучше устранять имеющиеся проблемы.

Также на этапе проектирования объекта специалист может сформулировать рекомендации в подборе негорючих материалов, а если здание уже введено в эксплуатацию, поможет оценить, насколько использованные при строительстве материалы соответствуют установленным требованиям. Эксперт также порекомендует меры, необходимые для обеспечения ПБ, установит перечень мероприятий, направленных на повышение уровня ПБ для каждого конкретного объекта.

 Обследование объектов защиты проводится в соответствии с действующими положениями, аналогично тому, как это осуществляется инспектором федерального государственного пожарного надзора, кроме иного – того, что частный пожарный инспектор не составляет протокола о принудительном исполнении противопожарных мероприятий.

Агентство частной пожарной экспертизы, частных пожарных инспекторов проводит следующие основные работы в области обеспечения пожарной безопасности:

  1. Консультации по вопросам пожарной безопасности (устно, письменно).
  2. Обследование объектов защиты с подготовкой акта обследования о противопожарном состоянии объекта защиты.
  3. Подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
  4. Разработка мер по обеспечению условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
  5. Проведение расчетов категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, эвакуации людей, по оценке пожарного риска.
  6. Разработка пакета документов по пожарной безопасности для объекта защиты различного функционального назначения.

Агентство частных пожарных инспекторов не возражает против расширения штатной численности как на территории г. Благовещенска, так и на территории области. Основные критерии для работников: образование пожарно-техническое либо строительное, стаж в области обеспечения пожарной безопасности не менее 5 лет. Собеседование с претендентами производится по адресу агентства каждую среду с 10 до 12 часов в период с 10 по 21 декабря 2018 года.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/zapahlo-zharenym-kak-v-novyy-god-uberech-svoy-bizn-147070.html