«Мы готовы сломать систему»: молодые преподаватели об образовании

Каждому школьнику нужна индивидуальная программа

«Взрослый должен быть мудрее, потому что он уже был ребенком, а дети только учатся быть взрослыми», – считает президент региональной общественной организации «Ассоциация молодых педагогов Амурской области» Екатерина Салманова.

Ассоциация появилась лишь в конце нынешнего лета – дело молодое. Но руководителю, тем не менее, есть что сказать о портрете современного школьника и проблемах современной школы.

Сломать систему

– Екатерина Викторовна, ассоциация создавалась в помощь обсуждению на региональном уровне инициатив, идей и насущных проблем современной школы. А каковы эти идеи и проблемы?

– Для начала затронем тему молодых педагогов. Во-первых, они заинтересованы в привлечении своих коллег, выпускников вузов и колледжей, в образовательные организации. Ведь не секрет, что школы сейчас испытывают кадровый голод. Но важно не только привлечение, но и успешная адаптация и дальнейшее профессиональное развитие педагогов. Часто бывает, что учитель покидает школу, не отработав и пары месяцев – не получилось успешно адаптироваться.

Во-вторых, мы стремимся объединить те ресурсы, которые сейчас уже направлены на развитие, сопровождение молодых педагогов: различная грантовая поддержка, конкурсы от минобрнауки и института развития образования. Так что поддержка для молодых специалистов есть, но мало кто о ней знает. А ею нужно пользоваться.

– И для чего эта поддержка?

– Для продвижения молодежных инициатив. Мы считаем, что новая школа строится со взгляда нового педагога. Кому как не молодому показывать новые направления, внедрять новые методики. А для этого надо общаться, дискутировать, участвовать в тренингах, семинарах.

– Что еще требуется для развития современной школы?

– Мне, как учителю информатики, очень близок вопрос информатизации и цифровизации образования, о котором сейчас много говорят. Конечно, хорошо, что сегодня повсеместно внедряются информационные технологии в образовательный процесс. Прекрасная, например, платформа «учи.ру», на которой ребенок может во внеучебное время заниматься дополнительно по определенным предметам и по разной степени сложности. Это то, чего мы не можем добиться на уроке, – построить индивидуальную программу для каждого ученика.

Кроме того, мне кажется, хороша идея допобразования через развитие региональных систем кванториумов – технопарков. Один из них, насколько я знаю, открывается в Благовещенске. Также в области есть два мобильных технопарка, в том числе по плану – в Белогорске. Это большие возможности в развитии допобразования: робототехника, нано- и космотехнологии, различные высокоинтеллектуальные технологии – все это очень интересно сейчас детям. Ну и, конечно, это развитие профессиональных компетенций: ученики через кванториумы получают уже предпрофильную подготовку по рабочим специальностям. Так мы готовим их к поступлению в колледжи и вузы для дальнейшего получения технических специальностей.

И еще один очень важный момент – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Да, инклюзивное образование требует таких детей сажать, порой, в общеобразовательные классы. Они хотят и могут заниматься на этом уровне, но нужны определенные условия, психологический климат в классе, чтобы все занимались на равных.

Особое отношение и к одаренным детям. Их тоже нужно вовремя поддержать, направить. Им также требуются индивидуальные маршруты на уроках.

Все это прописано в федеральном образовательном стандарте, и об этом говорится не первый год. Но сейчас мы к этому подошли вплотную, с этим нужно работать здесь и сейчас.

– Но что мешает решать проблемы?

– Зачастую педагог, к сожалению, сам не хочет менять свое мировоззрение. А зачем? Работает он давно, система отлажена и дает хороший результат, но она не позволяет двигаться дальше. Молодые все-таки более гибкие. Мы готовы сломать нашу систему, прогнуть под новые условия, если она несовершенна. Современные дети абсолютно не те, что были 20-30 лет назад. Это дети мобильников и соцсетей, но это нужно повернуть в правильное русло. Тогда даже непривычные для школы вещи обратятся в плюс. Чем просто запрещать ребенку сотовый, лучше учить грамотно его использовать, направить интерес в полезное русло. Главное – взрослые, в частности учителя, должны знать, как это сделать.

– Но некоторые взрослые считают: «С чего бы я под ребенка подстраивался? Это он должен подстраиваться!»

– Мне нравится поговорка: мудрее должен быть взрослый. Он уже был ребенком, а ребенок еще взрослым не был. Нас учили работать с детьми, а детей не учили, как работать со взрослыми. Поэтому учителя должны учиться новому, идти в ногу со временем. Тогда они просто не смогут давать учебную программу по старинке.

Хочется, конечно, применять в учебе какие-то новые формы проведения мероприятий. Мне, например, очень нравится развитие детского самоуправления и молодежной политики. Отмечу хорошее развитие детского потенциала, который некоторое время был у нас в затишье, – молодежная организация «Российское движение школьников», волонтерские движения, трудотряды. Так что путей самореализации множество.

– Закончим о цифровизации образования. Как по-вашему, готовы ли мы к ней?

– Думаю, да. Молодые педагоги уже этому обучены, ученики более чем готовы воспринимать эту информацию. Чего ждать? Пока звучат громкие слова о необходимости строить конкурентоспособное образование, согласно указу президента РФ о национальных целях, в развитых странах, с которыми мы бы хотели конкурировать, цифровизация образования уже давно идет. Пора и нам подтягиваться.

Старая оценка

– Сегодня считается, что преемственность, наставничество в разных сферах деятельности во все большем запустении. В образовании тоже?

– Конечно, за всю область не скажу. Мне в свое время очень повезло с наставниками, благодарна им до сих пор. А ведь не каждому молодому учителю так везет. Но наставничество должно быть, и не только когда в школу приходит молодежь, а и на старших курсах института, во время практики и т. д.

– Одна из проблем амурских школ – молодежь не хочет ехать в районы, а имеющийся там педагогический состав изрядно постарел. Как быть с этим, по-вашему?

– Сложный вопрос. Думаю, нужно не только взывать к ответственности молодого специалиста. Вопрос нужно решать комплексно: и власти на местах должны обеспечить хорошие условия, и коллектив школы должен обеспечить молодого учителя хорошим наставником, а вуз должен делать упор на подготовку будущих педагогов к работе, в том числе и в районах. Наша ассоциация, кстати, тоже хочет подключиться к этой работе.

– Один из пунктов резолюции по итогам форума педагогов области в августе 2018-го гласит: нужна объективная оценка качества образования на всех уровнях. А разве сейчас эта оценка необъективна?

– Она была объективной – для прежних форм работы. Сейчас по новым федеральным стандартам мы работаем с новой моделью выпускника начальной школы, 9-х и 11-х классов. И к ней старую оценку не применишь. Поэтому сейчас и обсуждается, какую достоверную систему оценки выбрать.

– Вашей ассоциации лишь пара месяцев. Есть вступившие в нее?

– Думаю, уже около 50 человек. Точно сказать сложно – появляются дополнительные заявления. Это педагоги, совсем недавно приступившие к работе, из всех районов и городов Приамурья. Инициативная группа ассоциации познакомилась и решила объединиться на Дальневосточном форуме молодых педагогов в Хабаровске. По плану, будем работать на профессиональный рост педагога и его социальную и психологическую поддержку.

Фото с сайтов russkiymir.ru и mycdn.me

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/my-gotovy-slomat-sistemu-molodye-prepodavateli-ob–145015.html